Алексей Абрамов и Вячеслав Симоненко становятся победителями рейтинга третий раз подряд (2008, 2010, 2012). Оба руководителя Merlion вошли в топ-10 по критериям «Позиции компании на рынке» (Алексей Абрамов занял первое место) и «Деловая интуиция» (здесь впереди Вячеслав Симоненко). Алексей Абрамов был также отмечен среди 10 лучших менеджеров по критериям «Личный вклад в достижения компании» и «Лидерские качества». Вот что говорит о нем Константин Ермаков, глава представительства Powercom в России, Белоруссии и Казахстане: «Возглавлять совет директоров такой большой компании — сама по себе нелегкая задача, но вывести компанию в лидеры и удерживать ее там из года в год — еще сложнее». Алекс Ким, глава российского представительства ASUS, считает Алексея Абрамова «сильнейшим руководителем, обладающим великолепной бизнес-интуицией и лидерскими качествами». Отличная деловая интуиция, как отмечает Алекс Ким, присуща и Вячеславу Симоненко — его отличает «умение находить новые подходы и необычные решения». Лариса Сенина, генеральный менеджер отдела развития продаж компьютерной, фото- и мобильной электроники ЗАО «Сони Электроникс», проголосовала за руководителей Merlion, высоко оценив их «уровень восприятия текущей объективной бизнес-реальности и понимание тенденций развития», а также «гибкость в бизнес-подходах и умение научить такой гибкости своих сотрудников». Как считает Лариса Сенина, Алексей Абрамов и Вячеслав Симоненко об­ладают «личным профессионализмом в различных сферах, связанных с бизнесом», и кроме того, они умеют «мотивировать команду профессионалов и создавать в ней правильную атмосферу, позволяющую сосредоточиться на ключевых задачах, отвечающих постоянным вызовам рынка».

Отметим, что в 2011 г. компания Merlion стала победителем рейтинга CRN/RE «Лучшие ИТ-дистрибьюторы» сразу в трех номинациях: «Дистрибьютор для системного интегратора», «Дистрибьютор для розницы» (1-e место), «Дистрибьютор для сборщика».

Руководители Merlion ответили на вопросы CRN/RE.

CRN/RE: Основные факторы, влияющие на рынок сегодня, — неопределенность в макроэкономике плюс появление и развитие технологий (те же «облака»), которые кардинально меняют «пейзаж» отрасли.

Как вы оцениваете сегодняшнюю обстановку на ИТ-рынке? Какие вызовы стоят перед вашей компанией? И какие качества необходимы руководителю, чтобы компания отвечала этим вызовам и была эффективной?

Алексей Абрамов: Рынок становится более зрелым, конкуренция растет, поэтому неудивительно, что мы вступаем в период M&A. Рискну предсказать еще ряд вполне знаковых сделок в ближайший год. И, поскольку мы стали самым большим рынком Европы по многим сегментам, давление вендоров и борьба за долю на чуть ли не единственном растущем рынке EMEA тоже усиливается. Мы со своей стороны пытаемся не потерять завтрашний рынок, понимая, что дистрибуция компонентов для сборки ПК постепенно уходит в прошлое.

Результата добивается команда, когда она сильна и едина, просто не надо мешать людям работать :).

Вячеслав Симоненко: Новые технологии меняют товары. Изменившиеся товары формируют новые механизмы продажи, меняют принципы работы канала. «Облака» на корпоративном рынке, новые форматы розничной торговли в сегменте потребительской электроники — все это требует от дистрибьютора изменений бизнес-процессов, чтобы соответствовать новым реалиям.

В этой ситуации руководитель должен дать ответ на ключевой вопрос — в чем состоит основная компетенция его бизнеса, уникальное товарное предложение. Почему именно его компании партнеры, заказчики и потребители должны платить деньги? Есть ли действительно в его бизнесе добавленная стоимость, зачем он, вообще говоря, нужен клиентам, чем он уникален? Без ответа на эти вопросы невозможно стро­ить долгосрочный бизнес. Это одна из главных задач руководителя — найти эту уникальность и выстроить бизнес на ее основе, чтобы она была очевидна и понятна и партнерам, и клиентам, и сотрудникам, и собственно самому руководителю.

CRN/RE: Мы просим экспертов оценить кандидатов по нескольким критериям: позиции компании на рынке (в своем сегменте, в своем регионе); личный вклад в достижения компании; лидерские качества; личная репутация; деловая интуиция. А что для вас является критерием успеха и эффективности руководителя компании? Почему важны именно эти критерии?

А. А.: Успехи компании, в конце концов, это самый важный критерий эффективности менеджмента. Методы руководства возможны различные, я знаю очень разных и при этом очень успешных руководителей отрасли. Несомненно, во времена быстрых изменений роль деловой интуиции необычайно высока, однако на долгом периоде личная репутация руководителя становится уже корпоративной ценностью. Хочу отдать должное коллегам — на ИТ-рынке компаниями руководят очень достойные и интеллигентные люди, да и выживают в результате те, кто умеет держать слово и играть по правилам. Надеюсь, так будет и дальше.

В. С.: Успех и эффективность руководителя связаны с успехом и эффективностью руководимого им бизнеса. Для меня это традиционно заключалось в цифрах прибыли. Частный бизнес должен приносить доход своим акционерам. Сколько и когда — это вопрос бизнес-плана, который ут­вержден акционерами. А дальше фактические цифры в сравнении с плановыми говорят сами за себя — все остальные критерии вторичны по сравнению с ними. Выполнение других показателей является по сути разными методами достижения основной цели — получения частным капиталом прибыли.

Для бизнеса с государственным участием возможны, видимо, и другие критерии успеха, но я в госсекторе никогда не работал, не готов комментировать эту сферу.

CRN/RE: Какие управленческие задачи вы, как руководитель, считаете для себя наиболее важными? Чему вы стараетесь уделять больше сил и времени? Почему?

А. А.: Для меня важна корпоративная культура управления, комфортная, не расслабленная, а именно комфортная среда как благоприятная почва для того, чтобы получить урожай.

В. С.: Работа управленца — это последовательность взаимосвязанных задач, которые вытекают одна из другой. Контроль над функционированием компании дает прибыль в настоящий момент. При этом руководитель отслеживает и стимулирует количественный рост текущих показателей бизнеса. Это и решает основную цель бизнеса, и дает ресурс для развития компании. Проекты развития соответственно дадут прибыль в будущем, но делать их нужно сейчас. Конечно, задачи развития забирают больше сил и времени — появ­ление новых качеств непростая вещь и требует повышенного внимания для успешной реализации. Но важно при этом не оставлять без внимания и текущую работу компании. Грамотный баланс между этими двумя задачами и есть искусство руководителя.

И еще хочу сказать, что, по моему мнению, самое главное для руководителя это люди. Особенно в дистрибьюторском бизнесе. Кадры в нашем бизнесе решают всё, у нас нет месторождений или природной ренты. Мы занимаемся частным торговым бизнесом, он делается людьми и для людей.

CRN/RE: Что, кроме бизнеса, для вас в жизни важно и инте­ресно?

А. А.: Все просто — семья, друзья, хобби.

В. С.: Очень люблю путешествовать, люблю природу. Здесь сразу все — и отдых, и возможность освободиться от рутинных вопросов, настроиться на обдумывание, планирование каких-то стратегических проектов. И конечно, это еще одна возможность побыть с семьей, с близкими.

Справка о компании

Год основания — 1992.

Количество сотрудников на конец 2011 г. — 4282.

Департаменты продаж и их филиалы размещаются в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Красноярске, Новосибирске и Ростове-на-Дону, Самаре и Казахстане (Алма-Ата).

Розничные проекты:

  • Федеральная сеть магазинов электроники «ПОЗИТРОНИКА». Всего в сети 209 магазинов в 176 городах (собственные + франчайзинговые).
  • Электронный дискаунтер СИТИЛИНК: 10 действующих магазинов полного формата, из них три в Москве, два в Санкт-Петербурге, а также по магазину в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Волгограде, Самаре, Казани) + 140 точек выдачи СИТИЛИНК mini.

Партнерская сеть Merlion — более 5,5 тыс. компаний. По сравнению с 2010 г. численность партнеров увеличилась почти на 50%.

В 2010—2011 гг. подписано 42 дистрибьюторских соглашения со следующими вендорами (в алфавитном порядке): Alcatel, Allied Telesis, Apacer, BBK, Beko, Belkin, Comstar, Crumpler, Eaton, Enterasys, eScan, Fellowes, Freecom, Fujitsu, G-cube, HDS, Hyundai, Indesit, Iomega, Jabra, LaCie S.A.S., Lanmaster, Lexar, Microsoft, Nanya, NetApp, Nokia Siemens Networks, Oregon Scientific, Pocketbook, Qnap, Sandisk, Siemens Enterprise Com., Supermicro, Supra, Team, Toshiba, Tripp Lite, Veeam, VMware, Wacom, ZTE, ZyXEL.

Merlion имеет самый полный вендорский портфель на ИТ-рынке — свыше 200 поставщиков, включая более 140 прямых дистрибьюторских контрактов. Компания вышла на рынок ПО и рассматривает это как новое стратегическое направление развития бизнеса.

Одним из главных событий прошлого года руководство Merlion считает приобретение компании Verysell Distribution (июль 2011 г.). В том же году была куплена компания «Т-партс» — дистрибьютор запасных частей для ремонта ИТ-оборудования. Компания интегрирована в структуру департамента сервиса Merlion.

Среди основных событий 2012 г. — договор о стратегическом партнерстве с компанией РДТЕХ в области продвижения программных решений и программно-аппаратных комплексов Oracle в России (март 2012), а также приобретение компании «Аксима», одного из крупнейших московских дистрибьюторов бытовой техники и электроники (апрель 2012).

Основные планы на 2012 г.:

  • Продолжение активного развития VAD-дистрибуции и, в частности, в направлении ПО, Enterprise-решений. Перед компанией стоит задача увеличить свою рыночную долю в этих сегментах.
  • Существенное развитие направления дистрибуции бытовой техники и сотовой телефонии.
  • Продолжение развития собственных проектов: СИТИЛИНК, «ПОЗИТРОНИКА», «Сеть компьютерных клиник», Центр Компетенций Merlion, iRU, Merlion Projects.