«Не будет преувеличением сказать, что Вадим Лата — одна из знаковых фигур российского ИТ-рынка. Он настоящий профессионал, приятный в общении человек. Заслуживает уважения и то, что в непростое кризисное время он не побоялся сделать смелый шаг и открыл собственный бизнес, который не только остался на плаву, но и успешно развивается» — так характеризует одного из победителей нашего рейтинга Алексей Златин, глава представительства «НЭК Дисплей Солюшенс Европа ГмбХ».
Действительно, компания, которую сейчас возглавляет Вадим Лата, появилась менее полутора лет назад. И руководит Лата пока не многотысячным коллективом, а командой единомышленников из 16 человек. Тем не менее у экспертов рейтинга не возникло сомнений в том, что Вадим Лата достоин войти в число лучших управленцев ИТ-рынка. Конечно, некоторые члены жюри ориентировались на прежние заслуги лауреата. Напомним, что в 2010 г. он в качестве генерального директора компании «Нетлаб» уже входил в число победителей рейтинга. Но за прошедшие два года в карьере Вадима Латы произошли существенные изменения: он не просто сменил место работы, но и перешел из статуса наемного руководителя в статус владельца бизнеса. И такое решение не могло остаться незамеченным. Вот что говорит об этом Константин Ермаков, глава представительства Powercom в России, Белоруссии и Казахстане: «Уважаю Вадима за решимость в претворении в жизнь идеи о собственном бизнесе. Это очень нелегко, но ему удалось, и я желаю ему большой удачи и стойкости».
Вадим Лата отвечает на вопросы CRN/RE:
CRN/RE: Основные факторы, влияющие на рынок сегодня, — неопределенность в макроэкономике плюс появление и развитие технологий (те же «облака»), которые кардинально меняют «пейзаж» отрасли.
Как вы оцениваете сегодняшнюю обстановку на ИТ-рынке? Какие вызовы стоят перед компанией? Какие качества необходимы руководителю, чтобы компания отвечала этим вызовам и была эффективной?
Вадим Лата: Все сказанное верно. А кроме того, лично для меня еще и тип бизнеса поменялся: если раньше я в основном занимался дистрибуцией, то сейчас сконцентрировался на корпоративном сегменте рынка.
ИТ-рынок в значительной мере меняется, благодаря чему происходят следующие процессы. Становится меньше нишевых компаний. Как и во всем мире, идет укрупнение крупных (в том числе и за счет поглощения ими мелких и средних) компаний, наблюдается конвергенция бытового и ИТ-рынков. Повышаются требования к информационной защите данных, появляются новые перспективные технологии бизнеса, в том числе «облака». Наша компания старается осваивать все прогрессивное, идти в ногу с техническим прогрессом. У нас мобильный коллектив, что позволяет нам находить достаточно оперативные и, конечно же, качественные решения.
Теперь о том, чем должен обладать руководитель. К тому, о чем я скажу чуть позже, необходимо добавить сочетание разумного консерватизма и актуальной прогрессивности, когда на заложенный из положительного прошлого фундамент надстраивается то, что востребовано рынком в данный момент и будет необходимо в долгосрочной перспективе. А еще человеколюбие.
CRN/RE: Мы просим экспертов оценить кандидатов по нескольким критериям: позиции компании на рынке (в своем сегменте, в своем регионе); личный вклад в достижения компании; лидерские качества; личная репутация; деловая интуиция. А что лично для вас является критерием успеха и эффективности руководителя компании? Почему для вас важны именно эти критерии?
В. Л.: Деловая репутация и верность слову, управленческие качества и коммуникабельность, деловая интуиция и понимание тенденций рынка, наличие стратегии развития и выбор верных тактических путей для ее осуществления. Ответить на вопрос «почему?» очень трудно. Просто потому, что я считаю это даже не теоремой, а аксиомой. Это принимается без доказательств.
Было много примеров руководителей. Я видел их и положительные, и отрицательные качества. Конечно, большинство из них — это примеры для подражания, на которых я и учился. Многое из увиденного проецировал на себя. Наверное, это жизнь сформировала такое отношение к самому себе. Поэтому я и занялся своим бизнесом. Старался и стараюсь все делать так, как хотел бы, чтобы делали по отношению ко мне. И такой подход прививаю в своем коллективе, общение с которым также позволяет приобретать новые знания и развивать управленческие навыки.
CRN/RE: Какие управленческие задачи вы, как руководитель, считаете для себя наиболее важными? Чему вы стараетесь уделять больше сил и времени? Почему?
В. Л.: Организация бизнеса в целом. Создание оптимальных условий для работы компании. Поддержание репутации среди участников рынка. Целеустремленность и ясность целей. Доверие коллектива и кадровая политика.
Компания, которой я руковожу, была основана почти полтора года назад. Поэтому две первые задачи для меня остаются актуальными. А кроме того, я также уделяю много внимания формированию трудового коллектива как команды единомышленников и профессионалов. В идеале я бы хотел создать «конвейер» в правильном понимании этого определения, т. е. систему, в которой каждый сотрудник качественно выполняет определенный ему фронт работы в соответствии с общими задачами. С одной стороны, при таком подходе каждый специалист знает свою зону ответственности за принимаемые им решения и действия, что позволяет ему почувствовать значимость и получить удовлетворение от своего вклада в общее дело. С другой стороны, такая структура позволяет быстро понять, где именно возникла та или иная проблема, где находится так называемое «слабое звено», и вовремя принять меры и что-то исправить. Вообще я считаю, что главное богатство компании — это люди. И поэтому стараюсь создать благоприятные условия, в которых они смогли бы полностью раскрыть свои таланты и потенциальные возможности. В свою очередь, проводя много времени на работе, я получаю от них положительный эмоциональный заряд. В итоге все это способствует повышению эффективности работы компании.
CRN/RE: Что, кроме бизнеса, для вас важно и интересно?
В. Л.: Возможно, мой ответ прозвучит несколько банально — конечно же, семья. Несмотря на частые шутки моей жены о том, что у меня есть любовница по имени Работа, я очень домашний человек. Я люблю комфорт, уют, люблю свою семью. По сути это они сделали меня таким, какой я есть сейчас. Родители воспитали во мне определенные качества, жена помогла их развить и сделать правильные акценты, а дети не дают дремать: стараюсь быть для них достойным примером. Интересно путешествовать, узнавать культуру других народов. Люблю общаться с людьми. Люблю спорт, жаль только, что со временем становлюсь все больше болельщиком, а не участником.
Справка о компании
Год основания — апрель 2011 г.
Количество сотрудников на конец 2011 г. — 16.
Структура оборота по разным направлениям деятельности (производство, дистрибуция, системная интеграция и т. п.) по итогам 2011 г.:
- системная интеграция, 100% — поставки техники, услуг и решений конечным заказчикам.
Оборот в 2011 г. и изменение его, в %, по отношению к 2010 г.: за 8 месяцев 2011 г. оборот компании составил около 100 млн. руб.
В каких городах расположены офисы компании?
Москва.В каких городах находятся магазины компании?
Нет.Численность клиентской базы. Как она изменилась по отношению к 2010 г.?
Около 100. Сложно оценить произошедшие измения, так как создание клиентской базы началось в 2011 г.Новые вендоры, сотрудничество с которыми началось в 2010—2011 гг.
Начав работать в 2011 г., к данному моменту уже получили авторизацию по НР, IBM, Dell, Canon, Lenovo, Brother, Trendnet, Powercom, Cisco и др.Какие направления бизнеса открыты в 2010—2011 гг., какие закрыты?
Компания начала предлагать своим клиентам ИТ-решения «под ключ».Какие важные изменения произошли в компании в 2010—2011 гг.?
Во-первых, была создана гибкая, работающая внутренняя структура компании. Быстро растущий бизнес потребовал увеличения числа сотрудников: теперь команда «Технократа» — 16 специалистов высокого уровня. Перевод части процессов на аутсорсинг позволил обеспечить качественную работу в области предоставления технических и сервисных услуг. Во-вторых, удалось наладить отношения с большим количеством государственных и коммерческих организаций. Сейчас наша клиентская база стоит примерно из 100 компаний. На данный момент «Технократ» является официальным поставщиком в такие структуры, как аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Мосгордума, Прокуратура МО, УВТС СХО ФСО России, различные образовательные и научные структуры, учреждения здравоохранения и многие другие. Для некоторых клиентов были выполнены проекты «под ключ». В-третьих, важную роль сыграло тесное взаимодействие с поставщиками и вендорами на ИТ-рынке. Сейчас компания авторизована для работы в корпоративном сегменте рынка у многих вендоров, среди которых Acer, ASUS, Brother, Canon, Cisco, Dell, D-link, EMC, IBM, НР, Lenovo, Powercom, Rainbow Security, Samsung, TrendNet и др. Мы активно сотрудничаем с локальными сборщиками ПК. Это позволяет предлагать клиентам лучшие цены, оказывать техническую, информационную и маркетинговую поддержку.Планы компании на 2012 г.
Продолжать развивать и улучшать начатое, оптимизировать бизнес-процессы, наращивать клиентскую базу, особенно за счет представителей коммерческого сектора.