Алексей Кравцов — третий раз в числе победителей рейтинга CRN/RE. Характеризуя политику руководителя одного из крупнейших российских производителей ИТ-оборудования, наши эксперты чаще всего употребляют слово «последовательность». «Kraftway уже многие остается в числе лидеров российского ИТ-рынка — прежде всего как поставщик техники для госсектора, — говорит один из наших экспертов. — Компания не стоит на месте, постоянно меняется, но ее развитие идет последовательно и поступательно».
Алексей Кравцов отвечает на наши вопросы.
CRN/RE: Основные факторы, влияющие на рынок сегодня, — неопределенность в макроэкономике плюс появление и развитие технологий (те же «облака»), которые кардинально меняют «пейзаж» отрасли. Как вы оцениваете сегодняшнюю обстановку на ИТ-рынке? Какие вызовы стоят перед вашей компанией? И какие качества необходимы руководителю, чтобы компания отвечала этим вызовам и была эффективной?
Алексей Кравцов: Слово «неопределенность» — очень точная характеристика существующего положения дел в ИТ-отрасли. Сейчас очень трудно предположить, какие технологии «выстрелят» в трех-пятилетней перспективе. На меньший срок рассчитывать бессмысленно, поскольку тогда будешь двигаться лишь в фарватере за лидерами. Но неопределенность для нашей компании ни в коем случае не означает растерянность. Kraftway — достаточно зрелая компания, чтобы сформулировать для себя цели и аккумулировать необходимые средства и ресурсы для их достижения. Конечно, в долгосрочной стратегии всегда высок элемент риска. Но при планомерной и стабильной работе по реализации планов без оглядок на сиюминутную конъюнктуру и без творческих метаний из-за постоянно меняющегося фона настроений на ИТ-рынке положительный результат вполне предсказуем. В любом случае упорная и эффективная работа над реализацией долгосрочного плана должна привести к положительному результату.
Руководителю в такой обстановке приходится тяжелее всего На него ложатся риски определения эффективной долгосрочной стратегии и риски инвестиций в определенные ниши. Он несет груз ответственности за формирование работоспособной команды, на нем лежит основная нагрузка по продвижению идей внутри команды. А компания должна еще поддерживать текущую рентабельность и развиваться в условиях реального ужесточения конкурентной борьбы. Если пользоваться военной риторикой, то приходится заниматься и дальними рейдами, и войсковыми операциями, и укреплять снабжение и тыл. Не выпустить из рук нити управления основными процессами и успешно заниматься стратегическими проектами в условиях высоких бизнес-рисков — основные задачи для руководителя современной, динамичной ИТ-компании.
CRN/RE: Мы просим экспертов оценить кандидатов по нескольким критериям: позиции компании на рынке (в своем сегменте, в своем регионе); личный вклад в достижения компании; лидерские качества; личная репутация; деловая интуиция. А что лично для вас является критерием успеха и эффективности руководителя компании? Почему для вас важны именно эти критерии?
А. К.: Пожалуй, основными критерием успешности руководителя для меня являются деловая интуиция и способность формировать эффективную команду. Деловая интуиция не является природным даром, она формируется из опыта или способности анализировать информацию и смелости принимать ключевые решения. И если опыт подкрепить инвестиционной смелостью и способностью формировать эффективные команды, то успех обязательно придет. Однако на практике реализовать такую стратегию очень сложно. Всегда чего-то или кого-то не хватает: ресурсов, людей, смелости, везения и пр. Поэтому и положительных примеров существенно меньше, чем отрицательных.
CRN/RE: Какие управленческие задачи вы, как руководитель, считаете для себя наиболее важными? Чему вы стараетесь уделять больше сил и времени? Почему?
А. К.: Важнейшими задачами считаю разработку долгосрочной стратегии развития компании и формирование эффективной, боеспособной команды единомышленников, которой можно делегировать полномочия по принятию оперативных тактических решений.
CRN/RE: Что, кроме бизнеса, для вас в жизни важно и интересно?
А. К.: В конце 2009 г. я был избран президентом Союза конькобежцев России (СКР), и это событие круто изменило мою жизнь. В связи с предстоящим проведением в нашей стране ряда крупнейших соревнований, к которым будет приковано внимание всего мира — я имею в виду в первую очередь зимние Олимпийские игры 2014 г. в Сочи, — спорту в нашей стране сегодня уделяется огромное внимание. Встав во главе СКР, я с головой окунулся в решение стоящих перед Союзом проблем, и прежде всего создание материальных, научно-методических, организационных и других необходимых условий для эффективной подготовки резерва и основного состава сборных команд России к официальным международным соревнованиям. Конечно, основная задача это достойное выступление наших спортсменов на сочинской Олимпиаде. В этой новой для меня деятельности мне очень помогает накопленный опыт управления крупным ИТ-бизнесом, ведь управленческие принципы универсальны. С другой стороны, имея за плечами более чем 20-летний опыт работы в ИТ, я вижу большой потенциал для внедрения в спорт высоких технологий. Кое-что уже удалось сделать: так, для обеспечения объективной процедуры судейства в соревнованиях по шорт-треку мы создали и внедрили современный программно-аппаратный комплекс «Видеоповтор».
Возглавляемая мной общественная организация объединяет два вида спорта — коньки и шорт-трек, в которых будет разыграно 20 комплектов олимпийских наград. Успешное выступление сборной России на домашних Олимпийских играх 2014 г. в Сочи является делом государственной важности. Я надеюсь, что мастера коньковых дисциплин внесут существенный вклад в копилку наград нашей сборной. Но для нового импульса в развитии конькобежных видов спорта необходимо заново выстроить пирамиду, основанием которой должен стать массовый и детско-юношеский спорт. Без этого высших достижений не добиться. Именно поэтому СКР предпринимает большие усилия для возрождения славных традиций советской конькобежной школы, ищет юные таланты, работает над повышением квалификации тренеров, проводит всероссийские детские соревнования, охватывающие десятки регионов страны. Если ребята, ощутив во время подобных соревнований вкус скорости и радость побед, активнее будут выходить на катки, больше времени проводить в движении, заниматься в специализированных конькобежных секциях, а умение хорошо кататься на коньках станет в нашей стране нормой, я буду считать свою миссию выполненной.
Справка о компании
Год основания компании — 1993.
Количество сотрудников на конец 2011 г.: 880.
Структура оборота по направлениям деятельности (производство, дистрибуция, системная интеграция и т. п.) по итогам 2011 г. 80% оборота компании приходится на продажи продуктов, решений и услуг в госсектор и крупный бизнес с государственным участием
Оборот в 2011 г. и изменение его, в %, по отношению к 2010 г.: 5,8 млрд. руб. (+15% к уровню 2010 г.).
В каких городах расположены офисы компании?
- Москва и Обнинск
В каких городах находятся магазины компании?
- Собственных магазинов нет
Количество партнеров-дилеров. Как оно изменилось по отношению к 2010 г.?
40 компаний; существенных изменений количества дилеров не произошлоНовые вендоры, сотрудничество с которыми началось в 2010—2011 гг.: AMD, Fujitsu, VMware, «Аладдин РД», «Инфотекс», поставщики медицинских информационных систем.
Какие направления бизнеса открыты в 2010—2011 гг., какие закрыты?
Открыты направления, связанные с информационной безопасностью (Лаборатория специальных проверок и специальных исследований, проектирование собственных системных плат, разработка защищенного BIOS, внедрение программных АПМДЗ и др.), здравоохранением, видеонаблюдением с интегрированной видеоаналитикой, доступом к государственным электронным услугам, разработкой терминальных станций для доступа к облачным приложениям.Какие в целом важные изменения произошли в компании в 2010—2011 г.: визит Президента РФ Д. А. Медведева на завод компании и проведение в производственном цехе заседания комиссии по модернизации экономики страны; открытие новых производственных участков на заводе в Обнинске; открытие Лаборатории специальных проверок и исследований; внедрение внутри компании ERP-системы; переход к инфраструктурной интеграции; повышение степени локализации продукции.
Планы на 2012 г.: повышение рентабельности за счет развития инфраструктурной интеграции, разработки, создания и внедрения решений, кастомизированных под потребности заказчика, повышения доли услуг в обороте. В нынешних условиях Kraftway не позиционирует себя как исключительно производственную компанию, ориентированную на выпуск только собственного оборудования. Компания разрабатывает аппаратные средства и программное обеспечение, адаптирует и модернизирует под локальную специфику продукцию других вендоров, а также является поставщиком комплексных решений, в том числе и на базе стандартного оборудования третьих компаний.