Алексей Кравцов — третий раз в числе победителей рейтинга CRN/RE. Характеризуя политику руководителя одного из крупнейших российских производителей ИТ-оборудования, наши эксперты чаще всего употребляют слово «последовательность». «Kraftway уже многие остается в числе лидеров российского ИТ-рынка — прежде всего как поставщик техники для госсектора, — говорит один из наших экспертов. — Компания не стоит на месте, постоянно меняется, но ее развитие идет последовательно и посту­пательно».

Алексей Кравцов отвечает на наши вопросы.

CRN/RE: Основные факторы, влияющие на рынок сегодня, — неопределенность в макроэкономике плюс появление и развитие технологий (те же «облака»), которые кардинально меняют «пейзаж» отрасли. Как вы оцениваете сегодняшнюю обстановку на ИТ-рынке? Какие вызовы стоят перед вашей компанией? И какие качества необходимы руководителю, чтобы компания отвечала этим вызовам и была эффективной?

Алексей Кравцов: Слово «неоп­ределенность» — очень точная характеристика существующего положения дел в ИТ-отрасли. Сейчас очень трудно предположить, какие технологии «выстрелят» в трех-пятилетней перспективе. На меньший срок рассчитывать бессмысленно, ­поскольку тогда будешь дви­гаться лишь в фарватере за лидерами. Но неопределенность для нашей компании ни в коем случае не означает растерянность. Kraftway — достаточ­но зрелая компания, чтобы сформулировать для себя цели и аккумулировать необходимые средства и ресурсы для их достижения. Конечно, в долгосрочной стратегии всегда высок элемент риска. Но при планомерной и стабильной работе по реализации планов без оглядок на сиюминутную конъюнктуру и без творческих метаний из-за постоянно меняющегося фона настроений на ИТ-рын­ке положительный результат вполне предсказуем. В любом случае упорная и эффективная работа над реализацией долгосрочного плана должна привести к положительному ­результату.

Руководителю в такой обстановке приходится тяжелее всего На него ложатся риски определения эффективной долгосрочной стратегии и риски ин­вестиций в определенные ниши. Он несет груз ответственности за формирование работоспособной команды, на нем лежит основная нагрузка по продвижению идей внутри команды. А компания должна еще поддерживать текущую рентабельность и развиваться в условиях реального ужесточения конкурентной борьбы. Если пользоваться военной риторикой, то приходится заниматься и дальними рейдами, и войсковыми операциями, и укреплять снабжение и тыл. Не выпустить из рук нити управления основными процессами и успешно заниматься стратегическими проектами в условиях высоких бизнес-рисков — основные задачи для руководителя современной, динамичной ИТ-компании.

CRN/RE: Мы просим экспертов оценить кандидатов по нескольким критериям: позиции компании на рынке (в своем сегменте, в своем регионе); личный вклад в достижения компании; лидерские качества; личная репутация; деловая интуиция. А что лично для вас является критерием успеха и эффективности руководителя компании? Поче­му для вас важны именно эти критерии?

А. К.: Пожалуй, основными критерием успешности руководителя для меня являются деловая интуиция и способность формировать эффективную команду. Деловая интуиция не является природным даром, она формируется из опыта или способности анализировать информацию и смелости принимать ключе­вые решения. И если опыт подкрепить инвестиционной смелостью и способностью формировать эффективные команды, то успех обязательно придет. Однако на практике реализовать такую стратегию очень сложно. Всегда чего-то или кого-то не хватает: ресурсов, людей, смелости, везения и пр. Поэтому и положительных примеров существенно меньше, чем отрицательных.

CRN/RE: Какие управленческие задачи вы, как руководитель, считаете для себя наиболее важными? Чему вы стараетесь уделять больше сил и времени? Почему?

А. К.: Важнейшими задачами считаю разработку долгосрочной стратегии развития компании и формирование эффективной, боеспособной команды единомышленников, которой можно делегировать полномочия по принятию оперативных тактических решений.

CRN/RE: Что, кроме бизнеса, для вас в жизни важно и интересно?

А. К.: В конце 2009 г. я был избран президентом Союза конь­кобежцев России (СКР), и это событие круто изменило мою жизнь. В связи с предстоящим проведением в нашей стране ­ряда крупнейших соревнований, к которым будет приковано внимание всего мира — я имею в виду в первую очередь зим­ние Олимпийские игры 2014 г. в Сочи, — спорту в нашей стране сегодня уделяется огромное внимание. Встав во главе СКР, я с головой окунулся в решение стоящих перед Союзом проблем, и прежде всего создание материальных, научно-методиче­ских, организационных и других необходимых условий для эффективной подготовки резерва и основного состава сборных ­команд России к официальным международным соревнованиям. Конечно, основная задача это достойное выступление наших спортсменов на сочинской Олимпиаде. В этой новой для меня деятельности мне очень помогает накопленный опыт управления крупным ИТ-бизнесом, ведь управленческие принципы универсальны. С другой стороны, имея за плечами более чем 20-летний опыт работы в ИТ, я вижу большой потенциал для внедрения в спорт высоких технологий. Кое-что уже удалось сделать: так, для обеспе­чения объективной процедуры судейства в соревнованиях по шорт-треку мы создали и внедрили современный программно-аппаратный комплекс «Видеоповтор».

Возглавляемая мной общественная организация объединяет два вида спорта — коньки и шорт-трек, в которых будет разыграно 20 комплектов олимпийских наград. Успешное выступление сборной России на домашних Олимпийских играх 2014 г. в Сочи является делом государственной важности. Я надеюсь, что мастера коньковых дисциплин внесут существенный вклад в копилку наград нашей сборной. Но для нового импульса в развитии конькобежных видов спорта необходимо заново выстроить пирамиду, основанием которой должен стать массовый и детско-юношеский спорт. Без этого высших достижений не добиться. Имен­но поэтому СКР предпринимает большие усилия для возрождения славных традиций совет­ской конькобежной школы, ищет юные таланты, работает над повышением квалификации тренеров, проводит всероссийские детские соревнования, охватывающие десятки регионов страны. Если ребята, ощутив во время подобных соревнований вкус скорости и радость побед, активнее будут выходить на катки, больше времени проводить в движении, заниматься в специализированных конькобежных секциях, а умение хорошо кататься на коньках станет в нашей стране нормой, я буду считать свою миссию выполненной.

Справка о компании

Год основания компании — 1993.

Количество сотрудников на конец 2011 г.: 880.

Структура оборота по направлениям деятельности (производство, дистрибуция, системная интеграция и т. п.) по итогам 2011 г. 80% оборота компании приходится на продажи продуктов, решений и услуг в госсектор и крупный бизнес с государственным участием

Оборот в 2011 г. и изменение его, в %, по отношению к 2010 г.: 5,8 млрд. руб. (+15% к уровню 2010 г.).

В каких городах расположены офисы компании?

  • Москва и Обнинск

В каких городах находятся магазины компании?

  • Собственных магазинов нет

Количество партнеров-дилеров. Как оно изменилось по отношению к 2010 г.?

  • 40 компаний; существенных изменений количества дилеров не произошло

Новые вендоры, сотрудничество с которыми началось в 2010—2011 гг.: AMD, Fujitsu, VMware, «Аладдин РД», «Инфотекс», поставщики медицинских информационных систем.

Какие направления бизнеса открыты в 2010—2011 гг., какие закрыты?

  • Открыты направления, связанные с информационной безопасностью (Лаборатория специальных проверок и специальных исследований, проектирование собственных системных плат, разработка защищенного BIOS, внедрение программных АПМДЗ и др.), здравоохранением, видеонаблюдением с интегрированной видеоаналитикой, доступом к государственным электронным услугам, разработкой терминальных станций для доступа к облачным приложениям.

Какие в целом важные изменения произошли в компании в 2010—2011 г.: визит Президента РФ Д. А. Медведева на завод компании и проведение в производственном цехе заседания комиссии по модернизации экономики страны; открытие новых производственных участков на заводе в Обнинске; открытие Лаборатории специальных проверок и исследований; внедрение внутри компании ERP-системы; переход к инфраструктурной интеграции; повышение степени локализации продукции.

Планы на 2012 г.: повышение рентабельности за счет развития инфраструктурной интеграции, разработки, создания и внедрения решений, кастомизированных под потребности заказчика, повышения доли услуг в обороте. В нынешних условиях Kraftway не позиционирует себя как исключительно производственную компанию, ориентированную на выпуск только собственного оборудования. Компания разрабатывает аппаратные средства и программное обеспечение, адаптирует и модернизирует под локальную специфику продукцию других вендоров, а также является поставщиком комплексных решений, в том числе и на базе стандартного оборудования третьих компаний.