23 октября компании Hewlett-Packard и «Аквариус» объявили о совместной программе, результатом которой должно стать появление на отечественном рынке ПК и серверов марки HP, собранных из компонентов вендора на производственных линиях «Аквариус».
По словам Хилмара Лоренца, генерального директора HP в России и СНГ, новая продукция компании в первую очередь призвана заинтересовать крупных государственных заказчиков, в том числе связанных с государственной тайной — «Аквариус» имеет все необходимые сертификаты и лицензии, позволяющие поставлять технику «силовикам».
Впрочем, по его мнению, интерес к продукции марки HP, собранной на заводах российской фирмы, могут проявить и другие крупные клиенты, поскольку сотрудничество с «Аквариус» приведет к сокращению сроков поставок. А вот цены на компьютеры отечественной сборки окажутся такими же, как и на технику, произведенную за рубежом: они будут регулироваться представительством Hewlett-Packard.
По условиям соглашения, совместная программа рассчитана на 5 лет и в случае успеха в дальнейшем будет продолжена. Первоначально компьютеры HP планируется собирать на базе НИИ «Восход», однако в дальнейшем сборка будет перенесена на завод в Шую и не исключено на новые производственные мощности, о возможности создания которых Леонид Гольденберг, глава группы «Аквариус», заявил летом текущего года (см. CRN/RE № 12/2001).
По утверждению руководителей компаний, первые заказы на компьютеры HP отечественной сборки уже оформлены, а начало поставок запланировано на ноябрь. Согласно данным информационного агентства @daily, НР ориентируется на сборку около 3 тыс. компьютеров в месяц.
Несмотря на то что, по утверждению Хилмара Лоренца, обсуждение программы сотрудничества начиналось почти год назад (прошедшие месяцы ушли на согласование позиций и получение всех необходимых документов и разрешений), первая информация о ней, представленная в середине октября, прозвучала несколько неожиданно. За несколько дней до этого объявления менеджеры российского представительства Hewlett-Packard категорически отрицали возможность воплощения подобной идеи с участием своей компании.
Напротив, российское представительство Compaq Computer неоднократно заявляло о намерении открыть в России сборочную линию. Однако некоторое время назад Виталий Гриценко, руководитель подразделения средств доступа российского представительства Compaq, в беседе с автором отметил, что анонсированным в начале года надеждам на организацию сборки в России в ближайшее время не суждено сбыться из-за возможного слияния с Hewlett-Packard.
«Нам придется отложить эти планы как минимум до II-III квартала 2002 г., — заявил он. — Мы могли начать производство в этом году, в III или IV квартале. Оставалось только «нажать на кнопку», чтобы запустить процесс. Это готовы были сделать и сотрудники европейского офиса, была получена и необходимая поддержка штаб-квартиры в Хьюстоне».
Compaq даже определила минимальный объем будущего производства — 3 тыс. компьютеров в месяц. В первую очередь предполагалось запустить сборку настольных ПК, затем выпуск домашних компьютеров, а также техники старших моделей. В представительстве рассматривался вопрос и о создании подразделения, которое занималось бы планированием производства, прогнозированием и взаимодействием с каналом продаж.
Впрочем, в «отступлении» Compaq и «наступлении» Нewlett-Рackard нет оснований усматривать согласованность действий. По крайней мере, так утверждают представители обеих компаний.
По мнению директора ЭАЦ «СК Пресс» Юрия Бонкарева, модель, которую избрали компании Hewlett-Packard и «Аквариус», нельзя назвать производством компьютеров известного мирового брэнда в России. Это скорее сборка в канале или даже франчайзинг торговой марки. Тем не менее схема представляется достаточно эффективной. Она почти безрисковая для Hewlett-Packard и очень привлекательна для «Аквариус», поскольку обеспечивает компании доступ к технике известного брэнда практически по цене производителя. В итоге Hewlett-Packard увеличит свою рыночную долю и получит promotion своей торговой марки в ранее закрытых для нее сегментах корпоративного рынка. Доля «Аквариус» возможно даже немного упадет, зато компания получит на этом проекте хорошую прибыль, реинвестировав которую, впоследствии можно отыграть и сокращение доли.
Единственная опасность, которая потенциально существует для Hewlett-Packard, заключается в возможной эрозии интеграторского звена ее канала продаж. Но здесь все зависит от действенности механизмов контроля цен на производимые «Аквариус» компьютеры, в том числе и с учетом возможности их завуалированного снижения в рамках проектных поставок.