Олег Иваников, начальник отдела корпоративных сетей RRC:«По результатам рекламной кампании прошлого года мы решили, что не выгодно вкладывать средства в московские выставки, их лучше тратить на целевые региональные семинары. В частности, мы провели такое мероприятие на Камчатке. В октябре планируем выезд в Вологду, затем в Тулу.
Сейчас выставочный бум смещается в регионы — там интерес к выставкам огромный, ситуация напоминает московскую лет пять-шесть назад».
Принято считать, что отраслевые выставки служат индикатором состояния отрасли. Сегодня массовые мероприятия, связанные с Интернетом, переживают не лучшие времена. По этой логике, после посещения выставки Internetcom'2001, проходившей с 25 по 29 сентября в "Экспоцентре" на Красной Пресне, можно было бы сделать вывод о том, что Интернет в России близок к закрытию. Слава Богу, в действительности это далеко не так, но Internetcom перестала быть барометром рынка и отражает, скорее, тенденции в самом выставочном бизнесе, нежели в отрасли, которой посвящена.
При посещении экспозиции в памяти невольно возникали сравнения с прошлогодней выставкой, которая была достаточно представительной и популярной, хотя и скромнее переживающей пору расцвета "Связь-Экспокомм".
Ирина Хрулькова, директор по маркетингу Desten Computers:"Выставка наших ожиданий не оправдала, хотя говорить о ее полной бесполезности тоже нельзя. Что касается отраслевых выставок в целом, я думаю, надо их объединить и проводить одну с четким делением и позиционированием каждого сектора (производители, ПО, сети, Интернет и т. д.). Думаю, для привлечения целевой аудитории этот вариант достоин внимания".
В нынешнем году прежде всего удручали размеры экспозиции. Если прошлогодняя занимала два с половиной павильона "Экспоцентра", где выставлялись около 90 компаний без учета СМИ, то в этом году число участников сократилось до 60, а их стенды заняли чуть больше половины площади павильона № 1. Среди экспонентов не было крупных западных производителей сетевого и компьютерного оборудования, интеграторов или Интернет-провайдеров. Более того, из-за меньших, чем ожидалось, масштабов экспозиции потеряло смысл изначально запланированное разделение стендов на Netcom (решения по системной интеграции, сетевым технологиям и системам безопасности для ЛВС) и Internet Business Expo (решения и услуги в области Интернета и
И-бизнеса). Впрочем, некоторые участники нашли плюсы и в низкой посещаемости, утверждая, что спокойная, тихая обстановка в большей степени способствовала деловому общению с партнерами и заказчиками, чем многолюдное и громогласное шоу.
Яков Лебедев, менеджер по продукции «Город-Инфо»:«Выставка оправдала большинство наших ожиданий, но пока мы не готовы дать точный ответ по поводу участия в следующем году. Перспективы подобных выставок во многом зависят от состояния и стабильности ИТ-рынка в целом и российского в частности. Кроме того, наблюдается смещение акцентов с информационных технологий на бизнес-задачи, решаемые с их помощью. Большим успехом будут пользоваться мероприятия, посвященные именно бизнес-решениям».
Правда, сравнения с прошлогодним форумом, по большому счету, не вполне корректны. Во-первых, осенью 2000 г. пессимизм в отношении рынка Интернета только-только докатился до России, и еще многие надеялись, что наше отставание поможет сгладить ситуацию в секторе ИТ. Во-вторых, экспоненты 2000 г. подавали заявления на участие еще в 1999 г., когда эйфория от потока инвестиций кружила головы и, казалось, ничто не предвещало "такого вот конца".
Вообще, как мне представляется, искать причины низкой популярности Internetcom'2001 в негативном влиянии мирового спада не совсем правильно. Ведь несмотря ни на что в России продолжает развиваться инфраструктура Интернета, совершенствуются бизнес-модели электронной коммерции, рынок отнюдь не схлопнулся, и потенциал его развития в стране огромен, особенно на фоне оживления реального производства и промышленного роста. Скорее, спад послужил лишь дополнительным фактором, заставившим компании перейти к более экономному расходованию средств.
Елена Шугалей, PR менеджер Lucent Technology:«К сожалению, еще в прошлом году изменилась аудитория выставки, и, думаю, мы в следующем году также не будем участвовать в ней. По моему мнению, лучше пусть будет меньше отраслевых выставок, возможно, даже одна, которая объединит под своей крышей и отрасль связи, и Интернет-технологии, и компьютерные системы. Как, например, CeBIT».
А если так, то проблема Internetcom кроется не в отсутствии денег у экспонентов, а в издержках самой организации выставки. Нынешний форум (как и "Комтек") наглядно продемонстрировал, что бизнес-модель, которой сегодня придерживается ITE Group, организатор и владелец обеих выставок, себя фактически изжила. Конъюнктура ИТ-рынка изменилась, но новые хозяева пока не смогли предложить адекватные условия участия (например, сохранили высокие расценки на площади - до 300 долл. за кв. м, размещение и обслуживание), и сегодня нет сведений о том, что ITE намерена хотя бы снизить стоимость площадей. Кроме того, по мнению ряда специалистов, ввиду доступности информации о новинках в Интернете оба форума должны предложить новые услуги, сервисы, мероприятия, которые вне выставок недоступны.
Многие представители компаний, в этом году решивших не участвовать в Internetcom, утверждали, что вряд ли будут подавать заявку в следующем году, поскольку у выставки нет четкой сфокусированности на бизнес-сегменте. Впрочем, и участники нынешней экспозиции в большинстве своем уклонялись от точного ответа на вопрос об участии в Internetcom'2002. По общему мнению, экономическая отдача от Internetcom непропорциональна затратам на ставшую фактически имиджевой акцию. Многие компании в качестве альтернативы называли региональные ИТ-выставки и целевые мероприятия.
Что поможет Internetcom выйти из кризиса, покажет время. В конце концов, руководство ITE не раз утверждало, что именно возрождение выставки является их целью. Хотелось бы надеяться, что не слишком далекой.