Скандальная история с отчетностью Enron, достигшая своего апогея в начале февраля, когда бывший председатель правления корпорации Кеннет Лэй отказался давать свидетельские показания на слушании в Конгрессе по делу о банкротстве энергетического гиганта из Хьюстона, нанесла тяжелейший удар по репутации его многолетнего консультанта и аудитора фирмы Arthur Andersen, которая регулярно подтверждала финансовые отчеты своего теперь уже обанкротившегося клиента.
Вместе с Andersen, вероятно, пострадают и ее коллеги из «большой пятерки». Многие клиенты этих фирм, ставшие свидетелями двойственности отношений Enron и ее именитого консультанта, по мнению представителей ИТ-бизнеса, потеряли веру в непогрешимость членов «большой пятерки» и теперь вместо них охотнее станут обращаться за ИТ-услугами к независимым компаниям.
«Мы еще не ощутили до конца последствий произошедшего, — комментирует скандал вокруг Enron финансовый директор компании Inforte Ник Паджетт, — но то, каким образом разворачивается ситуация, может нам только помочь».
Мел Бергстайн, главный управляющий консалтинговой ИТ-компании DiamondCluster International, еще более категоричен. Он ожидает, что в результате скандала с Enron–Andersen перед его фирмой откроются дополнительные перспективы.
«Эта история дает новые возможности для всех независимых фирм. Мы также рассчитываем не упустить здесь свою выгоду, — заявил он. — Каждый имеет план действий по захвату этого бизнеса. Мы смотрим, с какими аудиторами работают различные компании и стараемся выяснить, есть ли у них ИТ-консультанты на местах».
По оценке Бергстайна, который стал соучредителем DiamondCluster восемь лет назад, проработав до этого 21 год в Arthur Andersen, только от 20 до 50% консалтингового бизнеса крупных бухгалтерских фирм приходится на долю аудита.
Правда, независимые компании могут рассчитывать пока лишь на небольшую часть доходов, получаемых аудиторскими фирмами от ИТ-консалтинга. По мнению Бергстайна, только некоторая часть клиентов «большой пятерки» обратится к новым партнерам немедленно.
Кроме того, фирмы «большой пятерки» под действием скандала с Enron сами поспешили перестроить свою деятельность.
В течение нескольких дней, начиная с конца января, компании Deloitte Touche Tohmatsu, Arthur Andersen и PricewaterhouseCoopers объявили о разделении своих консалтинговых и бухгалтерско-аудиторских направлений бизнеса.
Deloitte, утверждавшая прежде, что может лучше обслуживать клиентов, проводя аудит и консалтинг одновременно, сообщила 5 февраля, что намерена разделить два этих направления. Руководители компании признали, что последствия скандала с Enron отрицательно сказываются на всем секторе.
Замешанная в этом скандале фирма Andersen 3 февраля объявила, что отныне не намерена брать на себя консалтинговые проекты по разработке и внедрению финансовых ИС для открытых акционерных компаний США — ее клиентов по аудиту. И всего лишь за несколько дней до этого, 31 января, PricewaterhouseCoopers — крупнейшая из фирм по оказанию бухгалтерских услуг — представила планы самостоятельного выхода на биржу своего консалтингового подразделения PwC Consulting.
KPMG и Ernst & Young, еще две фирмы «большой пятерки» успели разделить консалтинговые и аудиторские направления своего бизнеса до истории с Enron. KPMG в феврале прошлого года сформировала отдел KPMG Consulting, сделав его открытой акционерной компанией, а Ernst & Young в мае 2000 г. продала свой отдел ИТ-консалтинга и услуг фирме Cap Gemini.
Наблюдая поспешный уход «большой пятерки» от возможного конфликта интересов, системные интеграторы радостно потирают руки. В ходе встречи с финансовыми аналитиками и обозревателями отрасли в середине февраля председатель правления и главный управляющий EDS Дик Браун заметил, что пока «большая пятерка» решает проблемы независимости своих услуг, EDS будет использовать открывшиеся новые возможности для бизнеса.
По признанию Брэма Блюстайна, исполнительного вице-президента отделения управленческого консалтинга A.T. Kearney фирмы EDS, он также рассчитывает на расширение своего бизнеса на фоне процесса разделения аудиторских и консалтинговых услуг в фирмах «большой пятерки». Хотя объем возможной экспансии пока неясен, по словам Блюстайна, «дело выглядит так, что рост будет довольно значительным».
Винс Де Роуз, президент реселлерской фирмы Peak Resources, уверен, что региональные ИТ-консультанты смогут теперь привлечь к себе больше внимания клиентов. «Конечные пользователи поймут ценность специализированных местных реселлеров и консультантов по ИТ вместо того, чтобы надеяться на таких монстров, как Аndersen», — полагает он. — Клиентам не нужен никакой Andersen, чтобы сказать, следует ли им покупать платформу IBM или Sun, и, уж конечно, им не нужен никакой Andersen, чтобы ее внедрить». При этом Де Роуз заметил, что мелкие, специализированные фирмы обычно предлагают те же самые услуги по более низкой цене.
Исполнительный вице-президент фирмы-интегратора AMC Стивен Израел полностью с ним согласен. По его мнению, несмотря на то, что работа консультанта по И-бизнесу из Andersen или PricewaterhouseCoopers может стоить в два раза дороже, чем специалиста из AMC, объем выполненной работы будет одинаковый.
Израел приводит такой пример. В 1999 г. давний клиент AMC обратился в одну из крупных фирм по оказанию бухгалтерских услуг, чтобы провести анализ инфраструктуры ИТ, однако полученный в результате отчет «больше напоминал телефонный справочник Нью-Йорка». AMC противопоставила этому свое предложение, сэкономив клиенту несколько миллионов долларов и при этом обеспечив те же самые услуги.
Израел рассказал, что AMC собирается расширять свой бизнес, выигрывая сделки у консалтинговых отделов фирм «большой пятерки» в конкурентных ситуациях, а также сотрудничая с ними на условиях субподряда.
На фоне агрессивных настроений ИТ-компаний некоторые руководители отрасли все же отмечают, что крах Enron негативно скажется на отрасли высоких технологий. Более того, и реселлеры, и их партнеры-поставщики, и клиенты уже испытывают в связи с этим финансовые трудности.
Главный управляющий Sapient Джерри Гринберг убежден, что возглавляемая им фирма Интернет-услуг, сообщившая об убытках за IV квартал 2001 г. в размере 29,5 млн. долл., потеряла часть своего бизнеса из-за фиаско Enron.
Оли Тордарсон, президент компании Alvaka Networks, указал на недавний спад на рынке капитала, вызванный отчасти и скандалом с Enron. «Это — отражение отсутствия доверия инвесторов. Все становятся очень осторожными, тем самым значительно снижаются возможности компании увеличить собственный капитал или получить кредит».
В кризисной ситуации компании в первую очередь урезают расходы на ИТ, и такие сокращения, по оценке Тордарсона, «могут свести на нет тот наметившийся рост расходов на ИТ, который мы наблюдаем в последние недели.
Харви Нейджим, президент и главный управляющий компании-реселлера Sirius Computer Solutions, не очень рассчитывает на новые возможности бизнеса в результате истории с Enron–Andersen. Гораздо больше его беспокоит растущая паранойя по поводу особой скрупулезности изучения бухгалтерской отчетности Комиссией по ценным бумагам и биржам США и другими контролирующими органами.
Несмотря на эти опасения, другие реселлеры без колебаний активно завоевывают клиентов «большой пятерки».
«Это редкая возможность, которую надо использовать, — заявил один реселлер из Бостона, который просил его не называть. — Мы взяли на прицел многие компании, по которым выявили аудитора, и стараемся заполучить их консалтинговый бизнес».
Питер Майзек, аналитик рынка ПО в инвестиционной фирме Scotia Capital, полагает, что для реселлеров, которые пожелают сыграть на разделении аудита и консалтинга в фирмах «большой пятерки», «возможности исчисляются миллиардами долларов». По оценке Майзека, в ближайшие полгода произойдет ряд значительных изменений на рынке ИТ-консалтинга и услуг.
«Скандал с Enron–Andersen создаст возможности для роста бизнеса всех независимых фирм. Мы намерены получить здесь свою долю».
Мел Бергстайн, DiamondCluster