С 13 по 20 марта в Ганновере проходила очередная выставка CeBIT — крупнейшая в мире экспозиция новинок в области ИТ, самый авторитетный форум компьютерной и телекоммуникационной отраслей.
В течение восьми дней участники выставки (7962 компании из 59 стран) в буквальном смысле показывали товар лицом, стараясь привлечь внимание потенциальных партнеров, инвесторов и конечных пользователей. В этом году экспозиция CeBIT разместилась в 27 выставочных павильонах общей площадью более 420 тыс. кв. м и была представлена следующими тематическими разделами:
- информационные технологии;
- телекоммуникации и компьютерные сети;
- ИТ-инжиниринг;
- ПО и решения для Интернета;
- автоматическая обработка данных, видеосистемы и обработка речи;
- технологии безопасности, карточная техника;
- банковские технологии;
- научные исследования и технологии.
Как видно, охвачены все сегменты ИТ-индустрии. Однако, судя по числу участников и выставочным площадям, наиболее популярны в этом году такие области, как телекоммуникации и компьютерные сети, информационные технологии, ПО и решения для Интернета. Многие фирмы специально к выставке приберегли новые разработки.
Однако, несмотря на большое количество анонсов, чего-то неожиданного, принципиально нового или революционного мне на выставке обнаружить не удалось. Все было, в общем-то, предсказуемо: вычислительные мощности растут, пропускная способность сетей тоже, соответственно пользователю предлагают все больше различных сервисов, бытовые устройства становятся все более «умными», поставщики наращивают пикселы, минуты, мегабайты в цифровых камерах, MP-3 плейерах и других подобных изделиях.
Гранды ИТ-бизнеса не экономили на размерах стендов, некоторые оборудовали несколько площадок в разных павильонах. Так, IBM была представлена на 12 различных стендах, не отстала от нее и Hewlett-Packard. Компания Fujitsu Siemens Computers разместилась в семи местах, Microsoft — в шести, Cisco и Compaq скромно ограничились четырьмя и тремя стендами соответственно. Цену выставочной площади нельзя назвать слишком высокой. Она составляла 167 евро за кв. м (без учета налогов, расходов на строительство, оборудование и надбавок за место).
Как любая специализированная выставка, CeBIT — индикатор состояния отрасли. В этом году немного уменьшилось число экспонентов и сократились выставочные площади (8093 компании и 431,9 тыс. кв. м в 2001 г.; 7962 компании и 424,2 тыс. кв. м в 2002 г.). Видимо, это последствия кризиса в ИТ-индустрии. По оценкам многих участников, посетителей на выставке стало гораздо меньше. Официальная статистика гласит, что в 2000 г. CeBIT посетило 782 тыс. человек, в 2001 г. — более 849 тыс. человек, а в этом году, по неподтвержденным данным, — в два раза меньше.
Правда, как отмечают участники выставки, число специалистов, посетивших CeBIT, сократилось незначительно, а в ряде секторов, переживающих сейчас бум, таких как системы ИТ-безопасности, даже выросло. Гораздо заметнее поредели ряды конечных пользователей. По всей видимости, поток информации о новых технологиях, который постоянно обрушивают на пользователей СМИ, привел к информационному насыщению (или, может быть, к пресыщению). Второй причиной могла стать новая цена на входные билеты, которая, как утверждают, заметно выросла. Так, стоимость разового билета составляла 34 евро, а билет, по которому можно посещать выставку в течение всех восьми дней, стоил 77 евро.
Говоря о выставке, нельзя не упомянуть о российских участниках. В этом году нашу страну представляли 94 компании, в прошлом — 75, а в 2000 г. — 63. Ближайшие соседи — Белоруссия и Украина — выставили 21 и 44 компании соответственно. В прошлые годы число участников из этих стран составляло 13 и 41 (в 2001 г.) и 13 и 46 (в 2000 г.).
30 российских фирм выступили единым фронтом на стенде «Computer Science of Russia», который организовало Министерство науки и технологий РФ с участием Международного союза потребителей. Отдельные стенды были у компаний «Лаборатория Касперского», ABBYY и некоторых других.
Несколько слов следует сказать об организации самой выставки. Ганновер — город ярмарок, и CeBIT — один из источников наполнения городской казны. Поэтому отношение к форуму соответствующее. Чем больше людей его посетит — тем больше денег они принесут. В интересах выставочного комплекса работает солидная часть городской инфраструктуры. О CeBIT постоянно напоминают рекламные щиты в городе, такси, автобусы и трамваи с логотипами выставки и компаний-участников. Телерепортажи с выставки транслировались в лучшее вечернее время, их продолжительность составляла не менее 30 мин.
Механизм обслуживания посетителей и участников выставки работает с немецкой точностью и продуманностью. Удобные подъездные пути и большое количество городского транспорта позволяют без потерь времени и с комфортом доставить людей. К слову, билет на выставку дает право бесплатного проезда в городском транспорте и пригородной зоне Ганновера.
Выставочный комплекс — это целый город. Как и положено в городе, по его улицам курсируют автобусы, доставляя посетителей к разным павильонам. Молодежь, имеющая опыт посещения CeBIT и знакомая с его масштабами, приходит со складными самокатами и лихо раскатывает по аллеям.
На самой выставке царит деловая атмосфера. Никому в голову не приходит включить динамики на полную мощность. Музыка, если и слышна, то в пределах одного стенда. В 18:00 дисциплинированные немцы покидают выставку, при этом охрана павильонов не стоит над душой, многозначительно позвякивая ключами. Зайти в интересующий вас павильон можно и после официального закрытия выставки.
Отдельного рассказа заслуживает организация работы пресс-центра. К услугам журналистов — компьютеры, подключенные к Интернету, офисная и копировальная техника, любая информация, каталоги, справочники. Разумеется, все бесплатно.
Хватает на всех, даже с избытком. Несколько комнат для работы, где стояли ПК, пустовало. В пресс-центре тишина, как в читальном зале библиотеки. Сильное впечатление производит процесс аккредитации. Любой журналист, даже не заявлявший предварительно о своем участии, может прийти в пресс-центр и предъявить... себя и хотя бы одну свою статью. Этого достаточно, чтобы получить удостоверение «Пресса», по которому в течение всех дней работы CeBIT предоставляется бесплатный вход на выставку и бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте. И разумеется, можно пользоваться всеми услугами пресс-центра.
Неудивительно, что при своих масштабах и организации CeBIT стал ведущей мировой ИТ-выставкой. Форум настолько популярен, что компания Deutsche Messe AG стала его тиражировать. Так, в прошлом году CeBIT проводился в Сиднее (Австралия), Шанхае (Китай) и Стамбуле (Турция). Эти выставки пройдут и в нынешнем году, а в 2003 г. запланировано проведение CeBIT в Нью-Йорке.
Историческая справка
16 августа 1947 г. в торговом реестре города Ганновера появилась запись о регистрации выставочного общества под названием «Deutsche Messe und Ausstellungs-AG Hannover-Laatzen». Идея его создания принадлежала британским оккупационным властям.
Всего через два дня в пяти уцелевших цехах разрушенного во время войны завода была открыта первая послевоенная промышленная ярмарка под названием «Export-Messe Hannover». Ее целью была демонстрация экспортных возможностей Германии.
Итог ярмарки, проходившей под девизом «Made in Germany», превзошел все ожидания: ее посетили свыше 736 тыс. посетителей из 53 стран, было заключено почти 2 тыс. экспортных контрактов на общую сумму 31,6 млн. долл. Предметом поставок стала продукция 1300 немецких фирм. Так началась деятельность всемирно известного выставочного концерна Deutsche Messe AG.
В течение последующих лет ярмарка в Ганновере становится символом немецкого экономического чуда. В 1948 г. появилась телефонная связь между выставкой и Нью-Йорком. В 1950 г. в ярмарке под новым названием «Deutsche Industrie-Messe» приняли участие первые иностранные экспоненты. С середины 70-х годов в программе выставок появляются различные специализированные экспозиции, часть из которых возникла заново, другие выделились из промышленной ярмарки.
Год | Количество участников выставки CeBIT | Количество участников выставки CeBIT | Количество участников выставки CeBIT |
Германия | Зарубежные | Всего | |
1970 | 508 | 130 | 638 |
1980 | 685 | 205 | 890 |
1990 | 2557 | 1576 | 4133 |
2000 | 4934 | 2958 | 7892 |
2001 | 5034 | 3059 | 8093 |
2002 | 4919 | 3043 | 7962 |
Источник: Deutsche Messe AG.
CeBIT 2002
Тематические разделы | Тематические разделы |
Число участников | Выставочная площадь, тыс. кв.м. |
Телекоммуникации и компьютерные сети |
Телекоммуникации и компьютерные сети |
1651 | 137, 2 |
Информационные технологии | Информационные технологии |
1397 | 132,5 |
ПО и решения для Интернета | ПО и решения для Интернета |
3323 | 103,9 |
ИТ-инжиниринг | ИТ-инжиниринг |
277 | 8,9 |
Автоматическая обработка данных, видеосистемы и обработка речи |
Автоматическая обработка данных, видеосистемы и обработка речи |
345 | 10,4 |
Технологии безопасности, карточная техника |
Технологии безопасности, карточная техника |
299 | 11,5 |
Банковские технологии | Банковские технологии |
276 | 13,6 |
Научные исследования и технологии |
Научные исследования и технологии |
394 | 6,2 |
Источник: Deutsche Messe AG.