Компания «Р. и К.» совместно с московским представительством Intel объявила о начале программы «Компьютерный заем», предусматривающей предоставление целевых займов розничным покупателям компьютерной техники. Примечательно, что «Р. и К.» планирует предоставлять кредиты из собственных средств, в то время как большинство розничных магазинов или сетей не предоставляют кредиты сами, а являются лишь посредником между покупателем и банком.
Компьютерную технику в кредит можно приобрести, например, в магазинах «Белый Ветер», «М.Видео», «Техносила» и «Партия». Однако в этих компаниях предпочитают работать, используя банковский кредит. Возможно, это связано с тем, что кредитование традиционно считается прерогативой финансовых учреждений, а не фирм-производителей или магазинов. Заметим, что в ряде регионов России также существует кредитование розничных продаж. Так, в Казани кредиты на приобретение товаров длительного пользования, в том числе компьютерной техники, выдаются Сбербанком на срок 5 лет под 21—22% годовых.
Как правило, для получения банковского кредита потребителю необходимо представить справку о доходах либо предоставить в залог какое-либо имущество, а также иметь поручительство третьих лиц. По условиям «Компьютерного займа», напротив, процедура оформления займа сведена к минимуму. Покупателю будет необходимо лишь предъявить документ, удостоверяющий личность. Интересно, что два или три таких документа, например паспорт и водительское удостоверение или военный билет, увеличивают шансы на получение займа — в R&K считают, что фальсифицировать сразу несколько документов сложнее.
В рамках программы покупателям предлагаются компьютеры на базе процессора Pentium 4 с частотой выше 2 ГГц. Кредит предоставляется сроком на 6 мес с годовой ставкой 28—29,4%. Процентная ставка была определена исходя из следующих расчетов: 16% — инфляция, 5% — издержки на оказание услуги, 5% — доля заемщиков, не вернувших кредит, 3% — иные коммерческие риски. Сумма кредита колеблется от 10 до 20 тыс. руб.
Николай Можин, генеральный директор «Р. и К.», отмечает, что компания готова столкнуться с определенным процентом невыплат и мошенничеств, но, тем не менее, кредит является очень эффективным инструментом для выхода на рынок потребителей с невысокими доходами.