За неполный месяц компания и 30 ее партнеров в столице и регионах собрали и продали около 300 портативных ПК, половина из которых на базе процессоров AMD.

Само по себе начало сборки мобильных ПК российской компанией не является событием неординарным — еще в докризисный период такие известные российские сборщики, как R&K и R-Style Computers, вслед за концерном «Белый Ветер» брались за сборку и продвижение портативных ПК под собственной торговой маркой.

Начиная с 2000 г. мобильные системы собирают компании «Эксимер» и «Техника-сервис».

Интересно, что сама компания «Атлантик Компьютерс» не относит себя к категории производителей ПК. «Основным нашим бизнесом является дистрибуция комплектующих, а сборка и розничные продажи компьютеров лишь помогают поддерживать стабильность положения компании на рынке и более точно учитывать его потребности», — уточнил Олег Осинкин, менеджер проекта MaxSelect.

Он сообщил, что к 2001 г. компания стала официальным дистрибьютором нескольких производителей графических плат с процессорами nVIDIA, и в начале 2002 г. была отмечена как один из лучших дистрибьюторов этой продукции в Европе, поставляющий до 15% (по данным «Атлантик Компьютерс») всех потребляемых в России графических плат. Кроме того, «Атлантик Компьютерс» является дистрибьютором накопителей Toshiba, системных и графических плат компании Jetway, а также эксклюзивным поставщиком сетевых продуктов тайваньской компании X-Net Technology и Hi-end уровня видеоплат Gainward.

По словам Олега Осинкина, компания стремится поддерживать прямые отношения с реальными производителями и их заводами, а не с перепродавцами. Это дало ей возможность в текущем году зарегистрировать собственную торговую марку MaxSelect и выпустить на рынок под этой маркой графические платы, поставляемые ее прямыми партнерами-производителями по ОЕМ-договорам.

Весной компания начала рекрутировать партнеров-сборщиков, которые на условиях франчайзинга взялись бы за выпуск под маркой MaxSelect настольных ПК на базе поставляемых ею комплектующих. Дистрибьютору удалось договориться об этом с рядом партнеров, и первые ПК были показаны на выставке «Комтек’2002».

«Повышение в последнее время спроса на мобильные системы со стороны отечественных пользователей заставило нас обратить внимание на этот сегмент рынка и приступить к реализации проекта по продвижению портативных компьютеров под нашей маркой MaxSelect», — пояснил Олег Осинкин. По его словам, компания внимательно исследовала условия организации сборки мобильных ПК и пришла к выводу о возможности начала выпуска ноутбуков по ОЕМ-соглашениям с тайваньскими производителями платформ.

«Среди десятка основных производителей платформ портативных ПК, обеспечивающих их поставку при эксклюзивности дизайна ведущим мировым brand name, мы выбрали 2–3 компании, которые предлагают достаточно надежные и недорогие мобильные ПК в стандартном дизайне, не предъявляя к нам жестких требований по объему закупок, — говорит он. — Это очень важно, так как российская компания не может много закупать на начальном этапе продвижения продукта с пока еще неизвестной торговой маркой».

Среди предложенных производителями моделей платформ «Атлантик Компьютерс» выбрала такие, которые позволяли бы гибко варьировать конфигурацию систем.

Именно поэтому в модельном ряду ноутбуков под маркой MaxSelect, наряду с двумя моделями на базе процессоров Intel (TravelBook с Celeron или Pentium III и PowerBook с Pentium 4), есть и первая в России модель портативного ПК — MaxSelect Mission — на основе процессоров AMD Mobile Duron или Athlon 4. Обеспечить поставку платформ для ПК MaxSelect Mission позволило соглашение, заключенное с AMD, согласно которому российская компания получила статус AMD Mobile Partner, а осенью рассчитывает стать полноценным дистрибьютором всех типов процессоров AMD.

Так как процессоры AMD Duron и Athlon устанавливаются в единый разъем Socket A, то у покупателей MaxSelect Mission есть возможность приобрести ПК с процессором Duron 900 МГц по минимальной цене 1032 долл., а затем провести его модернизацию, заменив процессор на более производительный Athlon 4 1600+.

Именно благодаря подобной гибкости, по мнению менеджера проекта MaxSelect, половину проданных ноутбуков из первой партии составили ПК MaxSelect Mission.

Руководители компании справедливо полагают, что успех начатого проекта в значительной степени зависит от того, удастся ли «Атлантик Компьютерс» и ее партнерам обеспечить высокий уровень сервиса и поддержки покупателей в регионах. Поэтому компания расширила свой производственный отдел и сервисный центр, обучила специалистов, которые смогли наладить сборку мобильных ПК для последующей их поставки в виде готовых продуктов региональным дилерам. В то же время у компании появилась база для сертификации специалистов из компаний-франчайзи.

В соответствии с пожеланиями покупателей сборщики могут менять конфигурацию портативных ПК MaxSelect, устанавливая дополнительные модули оперативной памяти, жесткие диски различной емкости, заменяя дисководы CD-ROM на DVD-ROM или комбинированные накопители DVD/CD-RW. Особенность взаимодействия дистрибьютора со своими партнерами-франчайзи состоит в том, что он не настаивает на применении при сборке мобильных ПК поставляемых им комплектующих (процессоры, модули памяти, накопители). Как отмечает менеджер проекта MaxSelect, региональные партнеры не всегда согласны закупать эти комплектующие у «Атлантик Компьютерс», предпочитая более выгодные предложения других дистрибьюторов.

«Осенью мы намерены расширить возможности выбора, предложив наиболее подготовленным пользователям покупать у наших партнеров ноутбучные платформы, куда покупатели могут сами установить необходимые комплектующие.

Дело в том, что наши партнеры не всегда способны обеспечить приемлемый для покупателей уровень цен на компоненты», — объяснил Олег Осинкин.

В компании хорошо понимают, что для дальнейшего продвижения мобильных ПК с маркой MaxSelect потребуется постоянно расширять и модернизировать модельный ряд, а также дополнять их широким спектром аксессуаров. Уже в сентябре должны появиться новые модели в серии Mission, а также наиболее дешевые (розничная цена около 945 долл.) модели серии Optima на базе процессоров Intel Celeron 1200 МГц.

В то же время компания хочет максимально использовать возможности своих партнеров по проекту, доверив некоторым из них дистрибуцию отдельных видов аксессуаров и компонентов. Партнеру, который согласится на выполнение роли поставщика конкретного вида аксессуаров, «Атлантик Компьютерс» готова обеспечить условия, при которых он будет зарабатывать на дистрибуции заметно больше.

«Мы хотим привлечь к участию в проекте MaxSelect как можно больше партнеров. Нам это позволит расширять спектр продукции, выпускаемой под нашей маркой, а партнерам даст возможность развивать свой бизнес. Сейчас уже есть региональные партнеры, которые готовы собирать ЖК-мониторы MaxSelect, обсуждаются также перспективы поставок флэш-памяти с этой маркой», — говорит Олег Осинкин.

Мнения конкурентов

Андрей Халтурин,
вице-президент компании Rover Computers:

«Тот факт, что «Атлантик Компьютерс» вышла на наш рынок с торговой маркой MaxSelect, «переадресуя» сборку ноутбуков в регионы, может говорить о многом. Безусловно, это рискованный шаг, так как компания вряд ли сможет в полном объеме контролировать качество готовой продукции и, вероятно, столкнется со значительными трудностями в обеспечении партнеров запасными частями. По опыту нашей компании, удельные расходы на поддержание гарантии и качества в отдельно взятом месте сборки (и/или продажи) в регионе обратно пропорциональны объему сбыта, а для ноутбуков, возможно, даже квадрату этого объема. По этой причине мелкие региональные сборщики часто лишены возможности вести прибыльный бизнес, связанный со сборкой и сбытом портативных компьютеров.

Намерения «Атлантик Компьютерс» понятны — избавившись от производственных расходов (зарплата сборщиков, аренда, накладные расходы), которые в Москве традиционно велики, и фактически переложив их на региональных партнеров (которые, без сомнения, изыщут способы такие затраты оптимизировать), существенно снизить себестоимость продукции. Это отражается в снижении цен на продукты, что является важным фактором ускорения продвижения ноутбуков на региональные рынки. Одновременно создаются условия для гибкого изменения конфигурации ноутбуков непосредственно на месте их продажи, что также может положительно повлиять на привлекательность этой торговой марки.

Но «Атлантик Компьютерс» не одинока даже в России. Некоторое время назад фирма «Компьюторг» (известная как поставщик продукции Elit Group) также вышла с подобным предложением. Данная технология продаж, когда один дистрибьютор берет на себя консолидацию заказов мелких сборщиков и осуществляет логистику, не нова и широко практикуется в мире, правда, с гораздо большими объемами.

Что касается выпуска ноутбуков на базе процессоров AMD, то, конечно же, они пользуются определенным спросом на российском рынке. Наша компания также реализует некоторое количество таких ноутбуков, но, скорее, не для увеличения оборотов, а для изучения спроса. По нашему мнению, сегодня российский покупатель ноутбука на базе процессора AMD заинтересован либо в низкой цене, либо является «фанатом» торговой марки AMD, поскольку никакими техническими преимуществами эти ПК по сравнению с системами на базе процессоров Intel не обладают. А открытие российского представительства AMD, надеюсь, будет способствовать тому, что покупатели смогут приобретать процессоры на более выгодных условиях и это станет еще одним стимулом развития ИТ-рынка в России».

Алексей Спеваков,
заместитель директора компании Nexus:

«Из сообщения о том, что «Атлантик Компьютерс» сумела продать менее чем за месяц 300 ноутбуков под новой торговой маркой, можно сделать лишь один вывод — для компании, которая не специализировалась на этом бизнесе, подобное возможно только в том случае, если цены на компьютеры были очень низкие. Чтобы удержать объемы продаж на таком уровне, необходима хорошая сервисная поддержка, а организация ее, как правило, занимает не один месяц. На мой взгляд, партнерские компании могут лишь изменять конфигурации мобильных ПК, но не смогут обеспечить их полноценный сервис.

Конечно, можно наладить сборку ноутбуков в регионах на базе двух-трех компаний-партнеров. Но будет ли оправдана экономически такая сборка? Здесь основная проблема заключается в росте себестоимости — на сборке должны работать более подготовленные специалисты, нужно проводить постоянные тренинги, так как модельные ряды ноутбуков меняются достаточно часто, увеличиваются накладные и прочие расходы. По моим оценкам, сборка, осуществляемая партнерами, может стать рентабельной только при условии, что каждый сборщик будет собирать не менее 200–300 ноутбуков в месяц.

Однако лично мне очень понравилась то, что появилась компания, которая начала активно продвигать ноутбуки на базе процессоров AMD. Это, пожалуй, наиболее быстрорастущий сегмент рынка компьютеров, и поэтому общие объемы продаж ноутбуков должны возрасти».

Чего хотят пользователи

Весной компания «Атлантик Компьютерс» провела опрос посетителей выставки «Комтек’2002» для того, чтобы выяснить предпочтения российских пользователей, касающиеся мобильных ПК.

Результаты опроса (всего обработано 594 анкеты) показали, что 73% респондентов хотели бы приобрести портативный ПК, что свидетельствует о росте интереса к мобильным компьютерам.

Как и следовало ожидать, отечественные покупатели предпочитают не самые дорогие модели — почти 90% респондентов рассчитывают на ноутбук стоимостью не более 1500 долл. При этом несколько неожиданным результатом опроса стала высокая доля предпочтений в отношении мобильных ПК на базе процессоров AMD — 50%.

Судя по тем требованиям, которые большинство опрошенных предъявляют к портативным ПК, российские пользователи предпочитают ноутбуки класса «замена настольного компьютера». Их не смущает довольно большой вес такой «замены», при этом 70% хотели бы иметь портативный ПК с большим 15-дюйм экраном.

Респонденты не высказывают явно негативного отношения к мобильным ПК российской сборки, хотя пока предпочитают в основном компьютеры иностранных brand name производителей. Это может служить еще одним аргументом для тех отечественных компьютерных компаний, которые уже выпускают мобильные ПК под своими торговыми марками или намерены взяться за это в ближайшем будущем.