Если концерн «Белый Ветер» может по праву считаться первооткрывателем сегмента «продукты российской марки» на отечественном рынке мониторов, то «Формоза» была первой среди российских компаний, создавшей свое производство ЭЛТ-мониторов. По утверждению руководителей «Формозы», в ее планах проект создания подобного производства появился еще весной 1997 г. В 1998 г. компания стала собирать мониторы Bridge, Samsung, LG. А в середине текущего года она объявила о начале производства мониторов под собственной торговой маркой Formoza Stargate. Зачем российской компании, пять лет назад уже производившей компьютеры, системные, графические и звуковые платы, потребовалось разворачивать производство столь сложной продукции как ЭЛТ-мониторы?
Отвечая на этот вопрос, начальник мониторного производства группы компаний «Формоза» Дмитрий Брещанов отметил прежде всего стратегическую нацеленность «Формозы» на всемерное развитие многопрофильного производства компьютерной техники.
«Во-первых, мы рассчитывали на то, что чем больше производств будет открыто в России, тем выше компания «Формоза» будет котироваться на нашем рынке, тем больше с ней будет считаться государство. Был также расчет на то, что таможенные пошлины станут меняться в сторону поддержки отечественного производителя, что позволит компании получить дополнительный экономический выигрыш», — говорит он.
«Во-вторых, никто в 1997 г. не мог сказать с уверенностью, что потребности нашего рынка удовлетворены полностью, хотя нельзя было и утверждать, что присутствие на нем «Формозы» как производителя позволит его наполнить, — отмечает Дмитрий Брещанов. — Это также послужило для нас определенным стимулом к созданию своего производства мониторов. Но мы не ставили перед собой цель сразу отвоевать какую-то долю местного рынка, а намеревались расширить свою номенклатуру, выпуская мониторы наших партнеров, но на которых было бы указано, что они сделаны в России». Уже одно это, по его мнению, позволяло покупателям воспринимать их как новый продукт со своей спецификой.
Изучая в 1997 г. возможности и целесообразность создания собственного производства мониторов, специалисты компании вели переговоры и консультации, посетили производства компаний, чью продукцию «Формоза» как дистрибьютор поставляла в Россию — Bridge, Hyundai, LG, MAG, Mitsubishi, Panasonic, Samsung, ViewSonic.
И в конце года российская компания разослала шести из этих фирм коммерческое предложение о стратегическом сотрудничестве по созданию производства мониторов в Москве. Однако реально откликнулась на это предложение лишь тайваньская компания Bridge, при поддержке которой и начались работы по закупке оборудования, его установке и настройке.
«Многообразие основных средств для мониторного производства весьма велико, и для нас помощь компании Bridge была неоценима — ее рекомендации позволили выбрать необходимое оборудование, ее специалисты консультировали и обучали наших, — рассказывает Дмитрий Брещанов. — Мы учились собирать и настраивать мониторы, учились тому, чем отличается бизнес импорта готовых продуктов от бизнеса импорта комплектующих для них».
Официальное открытие мониторного производства «Формозы» состоялось 23 ноября 1998 г., когда на новой производственной линии стали собираться три модели ЭЛТ-мониторов Bridge. В середине 1999 г. на этой же линии началась сборка мониторов Samsung. Надо сказать, что Samsung не сразу поверила в возможность качественной сборки и настройки ЭЛТ-мониторов на российском предприятии. Поэтому сначала производились более простые мониторы марки Samtron, и лишь в следующем году «Формоза» приступила к сборке 15-дюйм мониторов SyncMaster.
В процессе проектирования максимальная мощность сборочной линии выбиралась из расчета обеспечения ее рентабельности и оценивалась специалистами Bridge в пределах 500 мониторов в смену, что при двухсменной работе позволяло выпускать около 25 тыс. мониторов в месяц. «Однако за 3,5 года, прошедшие после пуска конвейера, мы как технологи накопили большой опыт и поняли, что без ущерба для качества можем довести максимальный объем выпуска до 900 шт. в смену или порядка 45 тыс. в месяц», — объясняет Дмитрий Брещанов.
Начиная выпуск мониторов под собственной маркой Formoza Stargate, производственное подразделение уже обладало опытом быстрой перестройки конвейерной линии на сборку новых моделей продуктов, была создана система пооперационного тестирования в процессе настройки мониторов и построена специальная термокамера для их усиленного тестирования. Был введен также 100%-ный входной контроль комплектующих. И если при сборке мониторов Bridge, Samsung и LG используются только импортные компоненты и детали, то в ЭЛТ-мониторах Formoza Stargate устанавливаются разработанные и производимые компанией «Формоза» электронные платы, что позволяет снизить себестоимость производства этих мониторов.
В июне 2002 г. «Формоза» анонсировала две модели ЭЛТ-мониторов Stargate — 15-дюйм начального уровня и 17-дюйм с плоским экраном. Одновременно было объявлено, что к концу года компания планирует выпускать 10 моделей, а в 2003 г. номенклатура будет увеличена до 26 моделей ЭЛТ- и ЖК-мониторов.
Планируя столь значительное расширение ассортимента, в компании уверены, что вся выпускаемая продукция найдет спрос на российском рынке. В частности, благодаря наличию развитой партнерской сети. Хотя руководители «Формозы» в явном виде не заявляют о планах завоевания определенной доли отечественного мониторного рынка, такие намерения у компании, по-видимому, есть, о чем свидетельствует программа развития модельного ряда мониторов.
Однако на этом пути «Формоза» столкнется с рядом проблем. Основной проблемой станет ограниченная мощность действующей ныне линии сборки. Кроме того, выпуск большого числа моделей различных устройств (ЭЛТ- и ЖК-мониторов) на одной линии будет неблагоприятно сказываться на эффективности производства — возрастет время, необходимое для переналадки оборудования.
Таким образом, потребуется создавать вторую, а возможно, и третью линии сборки мониторов, для размещения которых у компании сейчас нет свободных площадей.
По всей вероятности, «Формозе», как и другому российскому производителю, компании «Крафтвей», придется строить новые производственные помещения, подыскав для этого площадку за пределами Москвы.