Летом Москву с рабочим визитом посетил менеджер по продажам и маркетингу европейского офиса компании Fuji Magnetics Киоши Камата. Из-за затянувшегося таможенного кризиса, наложившегося на летний спад деловой активности, Россия попала в зону особого внимания Fuji Magnetics. Компания по-прежнему считает российский рынок весьма перспективным. Вместе с тем, видимо, пришло время проанализировать развитие ее бизнеса в России, разобраться, насколько востребовано архивирование данных на ленту российскими предприятиями.
Ленточная мозаика
Fuji Magnetics — дочерняя европейская компания японской корпорации FujiFilm — создавалась для производства ленточно-пленочной продукции. Сегодня, учитывая интересы рынка, она производит также оптические носители данных. Среди различных типов ленточных носителей компания отдает предпочтение именно компьютерному сектору.
Наибольшей популярностью пользуются носители стандарта DDS (до 25 Гбайт) — дешевые, доступные как домашним пользователям, так и небольшим компаниям. Значительно более совершенны носители стандарта DLT и конкурирующего Sony AIT. Они позволяют хранить до 40 Гбайт несжатой информации, могут использоваться в более крупных фирмах, например страховых и энергетических.
Для хранения больших массивов наиболее перспективны стандарты LTO и Super DLT, обеспечивающие хранение по 100 и 160 Гбайт несжатой информации соответственно. С их помощью можно перевести все данные крупного предприятия на единый тип носителя.
На первый взгляд ленточные носители информации не внушают особого доверия. В самом деле, лента может помяться, посыпаться под действием солнечного света или перемагнититься, случайно попав в магнитное поле. Чтобы избежать подобных неприятностей, в Fuji Magnetics создали технологию ATOMM, которая не только увеличивает плотность записи, но и защищает информацию на ленте от воздействия неблагоприятных внешних факторов: как уверяют представители компании, даже если на картридж вылить чашку кофе, информация не будет утеряна. Заметим, что даже небольшое повреждение записываемой поверхности оптических носителей может привести к фатальному результату.
По объему записываемой информации ленточные носители также вне конкуренции. Тем не менее их распространение тормозится сравнительно небольшой инсталлированной базой устройств чтения-записи, а также тем, что некоторые ленты не могут читаться накопителями следующего поколения.
В России многое иначе
Продвижение продукции Fuji Magnetics в России имеет свои особенности по сравнению с другими странами Европы. Киоши Камата отметил следующие. Во-первых, наш рынок непредсказуем. Неожиданные спады и подъемы затрудняют прогнозирование бизнеса и нередко создают ситуации, серьезно осложняющие продажи. Во-вторых, проблемы с растаможиванием товара. На Западе это чисто технический вопрос, находящийся в компетенции персонала компаний, в то время как в России топ-менеджмент вынужден львиную долю своих усилий тратить на разработку схемы завоза товара и метода его растаможивания. Есть и третий, может быть, парадоксальный для западных компаний фактор, который заключается в сильной ценовой ориентации. У нас часто предпочитают самую дешевую продукцию, в то время как для европейских стран главное — качество товара.
Стоит также напомнить, что Fuji Magnetics довольно поздно пришла на российский рынок. Совокупная доля ее продукции в Европе (компьютерный и аудио-видеорынки) приближается к 30%, в то время как в России она составляет лишь 10—12%. Только в сфере ленточных носителей Fuji Magnetics чувствует себя у нас уверенно. Дело в том, что ближайший конкурент — компания Maxell — официально носители в Россию не поставляет, а других серьезных соперников у Fuji Magnetics нет.
Сегодня у компании три официальных дистрибьютора — «Бюрократ», Ergodata и NAK Microware. Fuji Magnetics старается использовать сильные стороны каждого партнера, их ориентацию — конечные пользователи (дискеты, CD-R, CD-RW, Zip-диски, DVD) или корпоративные и системные интеграторы (ленточные носители). Расширять дистрибьюторскую сеть Fuji Magnetics пока не планирует.
По словам Киоши Камата, в последнее время повышенный интерес к продукции Fuji Magnetics проявляют некоторые розничные сети («Комус», «Белый Ветер» и др.), а также европейские сетевые гипермаркеты типа «Метро» и «Ашан», чья активность в России возрастает.
Тайное становится явным
Одним из популярных товаров Fuji Magnetics стал носитель Zip, под внешним пластмассовым кожухом которого скрывается все та же... магнитная лента. Сегодня компании Fuji Magnetics и Iomega выпускают диски повышенной емкости для накопителей Iomega Zip, при этом ленточная «начинка» разработана и поставляется компанией FujiFilm. Здесь, по словам Киоши Каматы, как и при создании по заказу консорциума Seagate-IBM-HP ленточных картриджей LTO, очень пригодился богатый опыт в области производства пленки. Правда, в последнее время и Zip-накопители, и Zip-диски постепенно сдают свои позиции.
Оптические носители информации специалисты Fuji Magnetics относят к продукции второго уровня: ресурсы дисков CD-R и CD-RW уже практически исчерпаны. Ведь скорость 48X для них предельна по чисто механическим параметрам, да и объемы записываемой информации вряд ли увеличатся. Технологически гораздо более перспективны DVD-носители, но сейчас это скорее маркетинговый товар, и неизвестно, завоюет ли он значительную долю рынка в будущем.
Нанотехнологии не за горами
Тем временем Fuji Magnetics разрабатывает ленточные носители следующего поколения на базе нанокубической технологии. Эти разработки позволят вместить в ленточный картридж уже не гигабайты, а терабайты данных. На носитель размером с обычную дискету можно будет записать трехчасовой видеофильм.
Весьма важно, что такие носители будут полностью совместимы с имеющимися накопителями и не потребуют их модернизации. Таким образом, пользователь получит такой же, как и ранее, картридж, но гораздо большей емкости. И в дальнейшем, как считают в Fuji Magnetics, по объему хранимых данных лента не будет иметь себе равных.
Мнения дистрибьюторов
По словам Владислава Бадаева, директора по маркетингу компании NAK Microware, доля стримерных лент в денежном исчислении составляет сегодня менее 5% общего объема рынка носителей информации в России. Перспективы этого узкопрофессионального сектора стабильны, но заметного роста продаж ожидать не стоит. Пользователей по-прежнему привлекают ленты стандартов DDS, DLT и LTO. Однако в последнее время у этих носителей появился серьезный конкурент в виде оптических роботизированных библиотек DVD+RW, которые лишены таких недостатков, как контактный способ записи и возможность размагничивания. Что касается торговой марки Fuji в целом, то, по мнению Владислава Бадаева, пока она недооценена в России. Например, немногим владельцам стримеров HP, предпочитающим покупать для своих устройств ленты этого же производителя, известно, что они производятся при участии FujiFilm. А по дискам CD-R компания, несмотря на хорошее качество продукции, пока является поставщиком второго эшелона, уступая более «раскрученным» маркам — Verbatim, TDK и EMTEC.
Анвар Давлетшин, директор по продукции компании Ergodata, оценивает долю стримерных лент в общем объеме продаваемых в России носителей в 5—6%, причем она постепенно снижается. Представители Ergodata отмечают, что в противоположность рынку CD, DVD и флэш-памяти, растущему почти взрывообразно, реализация ленточных носителей соответствует темпам роста ИТ-рынка в целом. Быстрее других растут продажи лент новых стандартов — Ultrium (продвигаемый консорциумом IBM-HP-Seagate), затем AIT и Super DLT. Традиционные DDS-картриджи пока еще пользуются хорошим спросом, однако в ближайшем будущем их продажи, скорее всего, начнут снижаться. В сегменте ленточных носителей торговая марка Fuji представляет далеко не все имеющиеся стандарты, поэтому ее доля здесь в целом невелика — 12—13%, зато по лентам DLT и LTO она приближается к 20%, а по лентам DDS превышает 30%. Наибольшая доля у Fuji на рынке Zip-дисков — 60—65%; на рынке дискет — только 10%. По мнению Анвара Давлетшина, негибкая ценовая политика в прошлом привела к тому, что на сегодня Fuji занимает не более 7,5—8% рынка носителей информации. Однако в последнее время компания активизировалась и не исключено, что ее доля увеличится.
По данным Виталия Рыбина, руководителя направления «носители информации» компании «Бюрократ», продажи ленточных носителей в России невелики — это тысячи, иногда десятки тысяч лент в месяц. В перспективе рост этого сегмента будет сильно зависеть от развития экономики в целом, а доминировать будут стандарты DLT, LTO и в меньшей степени DDS. Виталий Рыбин считает, что в обозримом будущем переход с ленточных накопителей на оптические в этом классе, по всей вероятности, не произойдет. В числе преимуществ ленточных носителей — высокая скорость чтения-записи, большая емкость и надежность хранения информации. По торговой марке Fuji ситуация сильно изменилась на протяжении последних лет. Два года назад потребительского рынка у Fuji, за исключением Zip-дисков, практически не было. Отсутствовал спрос и на дискеты Fuji, и на CD-носители. Сегодня марка стала узнаваемой и востребованной конечным покупателем.