Два квартала неоднозначного роста

Брэнд Apple продолжает свое движение как «вверх», на рынок Pro, так и «вниз» — на рынок домашних ПК и далее — на рынок бытовой электроники. Но, прежде чем обсуждать анонсы состоявшейся в начале года в Сан-Франциско выставки Macworld, поговорим о «финансовом здоровье» компании.

Доход Apple в I квартале 2004-го финансового года превысил 2 млрд. долл.; он вырос по сравнению с I кварталом прошлого года на 36%. Прибыль составила 63 млн. долл. (против убытка в 8 млн. в I квартале 2003 г.) и почти столько же, сколько за весь прошлый год (69 млн.). Количество проданных компьютеров достигло 829 тыс. (рост 12%). Объем свободных средств вырос на 225 млн. и достиг 4,8 млрд. долл. Таким образом, уже два квартала подряд показатели роста компании и в «денежном», и в «штучном» выражении описываются двузначными числами.

Главный финансист компании Фред Андерсон сообщил, что Apple намерена и в следующем квартале остаться в области «двузначного» роста.

От сервера к суперкомпьютеру

Традиционного «большого сюрприза» в выступлении главного управляющего Apple Стива Джобса на Macworld на этот раз не было, но список представленных новинок велик. Интересно, что в полном соответствии с тезисом о «движении брэнда» общий «профиль» их совсем не похож на традиционный профиль производителя ПК: к выставке не было приурочено ни дебюта, ни хотя бы модернизации ни одной из моделей ПК, выпускаемых компанией. Не станем перечислять все дебюты выставки, а остановимся на трех направлениях. Начнем с серверов.

1U-cервер Apple Xserve выпущен на процессорах G5 (2 ГГц) и значительно переработан. Xserve G5 предлагается в одно- или двухпроцессорной конфигурации, а также в специальной двухпроцессорной конфигурации для кластеров; цены в базовой комплектации составляют 2999, 3999 и 2999 долл. соответственно. Обновлен и Xserve RAID, максимальная емкость которого увеличена c 2,5 до 3,5 Тбайт; он сертифицирован также для работы в средах Microsoft (Windows Server 2003 и Microsoft 2000 Server или Professional) и Linux (Red Hat Enterprise Linux и Yellow Dog Linux).

Уже объявлено, что кластерный суперкомпьютер BigMac университета Virginia Tech, построенный из 1100 двухпроцессорных Power Mac G5, будет переведен на Xserve G5. Это может помочь ему подняться с третьей на вторую ступеньку в мировом рейтинге производительности, а дальше будет видно... При этом стоимость его уменьшится (хотя цена терафлопа у него и так во много раз меньше, чем у соседей по рейтингу) и упростятся монтаж и обслуживание — все модули можно теперь разместить в стандартных стойках. Apple выпустила также предварительную версию ПО Xgrid, помогающего создавать «распараллеленные» программы, причем — впервые в индустрии — даже для «офисных» задач. Так что в этом сегменте ближайший год сулит интересные перемены.

иЖизнь, которую построил Джобс

Еще в эпоху первого Макинтоша известный специалист в области маркетинга Реджис Маккена сказал, что Apple лишь внешне «хардверная» компания, а по глубинной сути — софтверная, «железо» же она производит для того, чтобы лучше продвигать свои софтверные идеи. В годы без Джобса этот императив был во многом утерян, но сейчас он верен, как никогда раньше. Лучший и самый наглядный пример этому — пакет iLife.

Началось все пять лет назад с выхода программы iMovie для монтажа видео, потом появились iDVD, iTunes, iPhoto. На нынешней выставке Macworld объявлено о выпуске новых версий всех четырех программ и, кроме того, к набору добавлен пятый элемент, GarageBand — программа создания, записи и редактирования музыки, разработанная специалистами компании Emagic, которую Apple купила полтора года назад. Emagiс известна как производитель профессионального пакета Logic, которым пользуются 200 тыс. музыкантов во всем мире.

Предоставленная разработчикам возможность «начать жизнь сначала» — создать все с нуля, с учетом всех современных технологических и интерфейсных достижений, в идеально приспособленной для подобных задач среде Mac OS X привела к появлению программы крайне простой в понимании и управлении даже для детей и домохозяек, но с почти профессиональным набором возможностей. Отзывы первых пользователей единодушно восторженные, появление программы уже сравнивают с DTP-революцией и с начатым iMovie переворотом в «домашнем видеопроизводстве».

Итак, теперь с каждым компьютером Macintosh пользователь бесплатно получает комплект из пяти предустановленных программ, практически целиком покрывающих область создания и потребления различных видов медиа-контента. Работать с ПО просто и увлекательно, программы тесно взаимоувязаны, и контент, подготовленный в одной из них, можно легко передавать в другие, создавая цельные сложные аудиовизуальные произведения и продукты, содержащие видео, фото, текст, речь, живую и синтезированную музыку.

Эти программы объединены в набор iLife ‘04. Как заметил Джобс в канун двадцатилетия первого Макинтоша, примеряя его знаменитый девиз «computer for the rest of us» к нынешним реалиям: «на службе вы используете Office, а iLife — это «Office for the rest of your life»». Подобное разделение сегодня, когда компьютер становится полноценным домашним устройством, имеет глубокий смысл: Джобс проводит четкую грань между двумя сферами применения компьютера, при этом «вне службы» предлагается совершенно иная парадигма его использования. Это в первую очередь — творчество, полное раскрытие потенциала человека, взрослого или ребенка. Отметим, что на PC поставляемые в комплектах «домашние» приложения чаще ориентированы или на делопроизводство, или на потребление контента — игр, телепередач, фильмов. Джобс с первого дня возвращения в Apple последовательно шел к воплощению своей идеи — и сегодня комплекс наконец обрел полностью законченный вид и самоидентифицировался: там — Офис, здесь — Жизнь.

Реализация на сегодняшнем Макинтоше подобной интегрированной творческой лаборатории самые большие преимущества должна принести в образовании — и в школьном, и в домашнем, и в профессиональном. Уже не раз отмечалось, что в тех школах, где стоят современные Маки, компьютерные игры не в почете, компьютер там становится инструментом творчества и познания, дети реализуют свои проекты, все более сложные и интересные. Причем освоившим «первый уровень» есть куда расти: уже приготовлены более серьезные инструменты: Final Cut Pro и Express, Shake, Logic, Soundtrack, DVD Studio Pro, Keynote — «цифровая жизнь» продолжается в привычном окружении на высоком профессиональном уровне.

Есть, конечно, на платформе Apple и полный набор офисных приложений, включая Microsoft Office и OpenOffice.org. Общее число «родных» приложений для Mac OS X, как объявлено на Macworld, превысило 10 тыс. (и еще столько же заимствовано из Mac OS 9); под этой ОС работает уже около 10 млн. компьютеров — порядка 40% всей установленной базы. Джобс в своем выступлении заявил, что переход к «десятке» состоялся.

Оценивая перспективы дальнейшего развития концепции «цифровой жизни», следует отметить, что выпуск на Macworld двух версий пакета Logic — Pro и Express — ясно обозначил новую тенденцию: переход от двухуровневой «модели жизни» к трехуровневой. Нижний уровень: программы iLife поставляются бесплатно с каждым компьютером; полный комплект в коробке может быть приобретен отдельно за 50 долл. (обновление стоит 20 долл.). Верхний уровень: пакеты уровня Pro стоят по 999 долл. каждый; это профессиональные инструменты высшего класса, они позволяют делать практически все; сегодня уже заметная часть телепередач и фильмов в мире и у нас готовится с помощью Макинтоша и пакета Final Cut Pro. Теперь вводится промежуточный уровень программ-Express, которые позиционируются как «решение для студентов и для преподавателей». Они более доступны по цене (299 долл.) и полностью сохраняют интерфейс и общую функциональность старших пакетов, но в них закрыт ряд hi-end функций, которыми в обучении и в «обычной жизни» все равно не пользуются. Такая трехступенчатая модель позволяет, в частности, строить оптимальные по цене и функциям конфигурации в зависимости от профиля интересов пользователя или организации.

Мир для iPod: шаг за шагом

Цифровой музыкальный плеер iPod, маленькое бытовое устройство из тех, что сегодня называют «gadget», неожиданно для многих стал одним из основных двигателей финансового успеха компании в истекшем квартале. Apple продала в октябре—декабре 2003 г. 733 тыс. этих устройств. Таким образом, рост по сравнению с теми же месяцами 2002 г. составил 235% и, как легко подсчитать, это 200—300 млн. долл. дохода за квартал, или 10—15% общего оборота...

Посмотрим еще на цифры. Всего за 26 месяцев жизни iPod их продано чуть больше двух миллионов, причем более трети за последние три месяца — впечатляющая динамика. iPod уже отвоевал более трети мирового рынка цифровых плееров, а по обороту — более половины. Два года назад казалось, что iPod в большой степени — концепт, пример для подражания и инструмент продажи Маков, и что компании—старожилы рынка плееров или гранды бытовой электроники — быстро повторят пример Apple (ведь микродиски в качестве носителя доступны всем), в чем-то превзойдут его и оттеснят, оставив Apple, как не раз уже бывало, с небольшой долей на рынке и вечным моральным удовлетворением первопроходца. Ничего такого, однако, пока не произошло, и сегодня Apple после долгого перерыва вновь примеряет на себя майку лидера рынка.

Здесь, судя по всему, сыграли роль сразу три фактора: достижение плеером некоего порога раскрученности — превращение его в модное устройство; успех сервиса iTunes Music Store; и выход осенью 2003 г. iTunes for Windows (которую можно бесплатно скачать с сайта Apple), открывший доступ к Music Store и к полноценному управлению iPod’ом пользователям PC. Вместе эти факторы создали для потребителя некую критическую массу и продолжают «раскручивать» друг друга по принципу положительной обратной связи.

Число скачанных копий iTunes для Windows сегодня уже превысило число копий для Макинтоша. Через iTunes Music Store за восемь месяцев функционирования продано свыше 30 млн. музыкальных записей (по 0,99 долл. за каждую); этот сервис сегодня уже обеспечивает 70% всей легальной мировой онлайн-торговли музыкой. За 9 месяцев работы сервиса число доступных через Music Store записей выросло в 2,5 раза, превысив 500 тыс.

Фактически Джобсу, первым предложившему и реализовавшему работоспособную модель музыкального онлайн-сервиса, удалось вывести музыкальную индустрию из ступора, в котором она пребывала в последние годы, будучи не в состоянии придумать относительно музыки в Интернете ничего, кроме юридического преследования ее любителей. Когда стало ясно, что старт сервиса Apple оказался успешным, одно за другим начали приходить сообщения об открытии или намерении открыть аналогичные сетевые службы, создании новых альянсов — и аналитики, отмечая «пробуждение» отрасли, предсказывали острую борьбу в этом секторе.

Однако пока ни новый Napster, ни Rhapsody, ни MusicMatch, ни Pressplay c MusicNet не смогли составить конкуренции iTunes Music Store — несмотря на поддержку или прямое участие в них Real, Roxio, Microsoft, Dell, Sony Music и компаний-грандов звукозаписи. Возможно, что-то изменится с запуском весной Sony собственного музыкального сервиса Connect, построенного на схожих принципах и с той же ценой записи в 99 центов — об этом компания объявила в январе.

Однако и Apple, поддерживая ускорение, вводит в действие двигатели следующей ступени — как «экстенсивного», так и «интенсивного» характера. Весной грядет новое «расширение посевных площадей», на этот раз не «платформное», а «географическое»: сервис Music Store будет доступен и для пользователей Европы.

На освоенном же американском рынке будет проведена интенсивная «посевная» в рамках совместной маркетинговой акции с компанией Pepsi: с 1 февраля по 31 марта будет распространено 100 млн. «ключей», дающих право на бесплатное скачивание одной записи с сайта Music Store. Такой ключ можно будет найти под крышкой каждой третьей бутылки из специальной партии, выпускаемой Pepsi. Эффект может оказаться очень интересным, причем не только «прямым» (т. е. увеличением числа скачиваний записей с сайта и продаж iPod): на рынок фактически выпускается 100 млн. «ваучеров» достоинством 0,99 долл. каждый, и можно ожидать возникновения «вторичного рынка» этих «коротких», сроком до 1 апреля, ценных бумаг, прежде всего в молодежной среде. Заслуживает упоминания, что осенью, вскоре после объявления о достижении договоренности с Pepsi, было много сообщений о переговорах с сетью Macdonalds об аналогичной промо-акции, но уже «емкостью» в 500 млн. песен, однако нынешнее состояние проекта неизвестно.

Возможно, самая важная новость прошедшего Macworld пришла из Лас-Вегаса, где Карли Фиорина объявила о «музыкальном» альянсе HP и Apple (см. CRN/RE № 2/2004). Еще ряд подробностей: HP прекращает разработки и выпуск собственных MP3-плееров (начатые еще под эгидой Compaq четыре года назад) и будет отныне поставлять iPod под собственным брэндом «HP Digital Music Player». Фиорина заявила, что HP в стремлении обеспечить клиентам наибольший комфорт в обращении с цифровым контентом оценивала множество вариантов и в итоге остановила выбор на iPod плюс iTunes Music Store. Поставки плееров HP начнутся летом. И с лета все компьютеры HP Pavilion, Media Center и Compaq Presario как настольные, так и ноутбуки будут приходить с предустановленными программой iTunes и пиктограммой доступа к Music Store на рабочем столе. Таким образом, благодаря этому альянсу с одним из двух крупнейших в мире поставщиков PC доли iPod и iTunes на рынке должны подняться еще выше.

Однако еще более важным данный альянс представляется в перспективе разгорающейся «смертельной схватки» за практически неисчерпаемый будущий рынок цифрового контента между форматами открытыми (за которые выступает Apple) и закрытыми фирменными (Microsoft бросает сегодня огромные средства и использует все свое влияние, чтобы утвердить на рынке свой Media Player и форматы сжатия и хранения данных Windows Media). И то, что iTunes и Music Store, где музыка представлена в формате MPEG4 AAC, будет предустанавливаться на HP Media Center, является важнейшим стратегическим прорывом Apple. Напомним, что Microsoft Windows XP for Media Center, под управлением которой работают «медиа-центры» HP — это одно из главных орудий Microsoft в ее стремлении утвердить в «центре цифровой гостиной» PC свою ОС и свои форматы хранения данных, с тем чтобы каждый байт контента и каждый «клик» пользователя, зрителя или слушателя добавлял свою долю цента в ее глобальную систему аккумуляции доходов. И появление в этой «цитадели» программы-чужака от Apple, работающей на базе других принципов, закачивающей и хранящей в библиотеках контент в чуждых (и бездоходных) для Microsoft форматах и принципиально не понимающей и не принимающей файлы в новых форматах самой Microsoft — это, безусловно, сильный удар, по репутации в том числе...

Говоря об альянсе с HP, cледует четко понимать, что это не лицензирование iPod: Apple сама отвечает за изготовление и поставки устройств для HP. Отметим также, что, комментируя соглашение с HP, Джобс наметил ориентиры вполне гейтсовского масштаба: «Цель Apple — чтобы в руках каждого любителя музыки во всем мире были iPod и iTunes».

Еще один шаг к этой цели Apple сделала на той же Macworld, объявив iPod нового класса — iPod mini. Это еще более портативный плеер (размером с визитку при толщине в полдюйма) на новом сверхкомпактном однодюймовом винчестере от Hitachi емкостью 4 Гбайт. При размерах и цене (249 долл.), сопоставимых с high-end моделями плееров на флэш-карточках, iPod mini имеет емкость в 8—16 раз большую; не следует забывать и о преимуществах интерфейса FireWire. Это явная агрессия компании на параллельный сегмент «твердотельных» устройств, который по объему примерно равен сегменту «дисковых» плееров.

Apple, кроме того, сотрудничает с третьими фирмами — производителями аксессуаров, благодаря чему на рынке появилось множество аксессуаров и функциональных дополнений к iPod. Все это имеет соответствующий iPod стильный дизайн и тоже работает на его имидж как ультрамодного элемента Цифрового стиля жизни.

Таким образом, за два с небольшим года, меняя не столько сам iPod, сколько окружающую его среду, Apple удалось шаг за шагом вывести устройство в безусловные лидеры рынка. Новые же меры, объявленные на Macworld, должны придать процессу новую динамику.