Многие компоненты ПК по соотношению цена/производительность теперь стали значительно лучше, да и поставщики компонентов обеспечивают более надежную поддержку, чем прежде.
Но если вдруг откажет какой-нибудь компонент стоимостью 70 долл., срывая сделку на десятки и сотни тысяч долларов, вряд ли вас утешат объяснения, что, мол, доля заводского брака крайне низка, а время ожидания на бесплатной линии поддержки очень мало.
В рамках исследования удовлетворенности поставщиками (CRN Custom-System Vendor Barometer Survey) реселлеры сравнивали различные компоненты современных ПК. При этом по параметру качества и надежности жесткие диски и источники питания оказались на последних местах, а блоки памяти и корпуса заняли первые позиции.
Всего рассмотрено 7 видов компонентов: модули оперативной памяти, приводы CD/DVD-ROM, видеоадаптеры, жесткие диски, корпуса, системные платы и источники питания. Критерии их оценки следующие: качество и надежность; цена/производительность; наличие продукта; условия гарантии и возврата; техническая поддержка.
В целом самой высокой оценки реселлеров удостоились модули памяти, а самой низкой — источники питания.
Ясно, что проблемы качества и надежности для канала далеко не абстрактны.
По словам Джона Богосьяна, владельца компании JWB and Associates, занимающейся сборкой, в прошлом году он потерял крупного клиента из-за низкого качества поставленных жестких дисков. «Я заказал дюжину накопителей, они пришли, и процент отказа составил 60%», — говорит он. Диски вышли из строя уже после установки систем у заказчика. Их замена и возмещение убытков обошлись отделу технической поддержки в 2000 долл. на каждый отказавший накопитель.
Богосьян не считает, что это поставщик отправил бракованную продукцию. Он полагает, что повреждения могли возникнуть вследствие ударов или тряски в процессе доставки.
«Поставщикам компонентов следует более тесно работать с дистрибьюторами, особенно когда дело касается механически хрупких компонентов, дабы гарантировать их доставку от дистрибьютора к реселлеру в рабочем состоянии», — говорит он.
Кстати, не только поставщиков и дистрибьюторов нужно призывать к повышенному вниманию в вопросах качества и надежности, считает Джо Энн Эванс, вице-президент компании Net/Works.
«Я знаю одну компанию, имеющую оборот 9 млн. долл. в пяти штатах, которая хочет установить сервер за 4000 долл., чтобы держать на нем всю свою бухгалтерию», — говорит она. Некоторые компании, по ее словам, «держат всю свою бизнес-структуру целиком на самой дешевой системе, которую только могут найти в своем здании».
По этим причинам от поставщиков компонентов требуются не только качество и надежность, но и конкурентные цены.
Еще совсем недавно — в середине 90-х годов — качество компонентов оставляло желать лучшего. Был случай, когда IBM не выполнила квартальный план по прибыли, поскольку некий поставщик поставил ее отделению ПК дефектные жесткие диски.
«Я думаю, все наши претензии обусловлены взаимоотношениями с изготовителями.
Хорошие ли у вас с ними отношения?» — Дэвид Чанг, президент Agama Systems
Тогда IBM вложила миллиарды долларов в собственное производство накопителей, чтобы гарантировать их качество. А в прошлом году, уже не опасаясь за качество и надежность этой продукции, IBM создала совместную с Hitachi компанию по производству жестких дисков.
Хотя сборщики ПК считают, что по качеству и соотношению цена/производительность компоненты в целом стали намного лучше, более детальное исследование указывает на значительный разброс в степени удовлетворенности по отдельным компонентам и критериям.
Позитивные результаты исследования CRN выглядят так.
- Самый высокий общий рейтинг у реселлеров получили модули памяти, которые лидируют по технической поддержке, гарантийному обслуживанию и политике возврата, а также по качеству и надежности.
- На втором месте приводы CD/DVD-ROM. По мнению реселлеров, основное их достоинство — постоянное наличие на складах.
- На третьем месте по удовлетворенности реселлеров находятся видеоадаптеры (лидерами по доле рынка в этой категории продукции являются NVIDIA и ATI), имеющие наилучшее соотношение цена/производительность среди других важнейших компонентов ПК. Если реселлеров что-то не удовлетворяет, то, скорее всего, это связано с качеством и надежностью.
- После жестких дисков относительно худшими компонентами по качеству и надежности признаны источники питания, а следом за ними идут системные платы.
- Хотя техническая поддержка для реселлеров далеко не самый важный критерий, тем не менее, худшими в этом отношении оказались опять-таки источники питания.
- С точки зрения дефицита продукции хуже всех оказались источники питания, системные платы и корпуса.
По мнению реселлеров, результаты опроса только подтверждают то, что им известно уже давно: вопросы качества не теряют актуальности, заказчикам нужны конкурентоспособные цены, а продукция от известных поставщиков вряд ли будет вызывать у них головную боль. Введение общеотраслевых стандартов на компоненты и их архитектуру помогло решить некоторые проблемы, связанные с совместимостью оборудования от различных поставщиков.
«Сейчас все компоненты совместимы между собой, — говорит Дэвид Чанг, президент компании Agama Systems. — Я думаю, все наши претензии обусловлены взаимоотношениями с изготовителями. Хорошие ли у вас с ними отношения? Ведь цены у всех изготовителей почти одинаковые».
Вопрос качества продукции стоял гораздо острее несколько лет назад, когда для сборщиков систем и OEM-партнеров «получить бракованную партию» жестких дисков, системных плат или источников питания было обычным делом. Теперь же, за несколькими исключениями (к которым, по мнению Чанга, относятся и дешевые источники питания зарубежного производства), качество и конкурентоспособная цена являются нормой. «Не думаю, что у какого-нибудь изготовителя хватит духу переключиться на низкокачественные компоненты», — сказал он.
Джим Эстилл, главный управляющий компании EMJ Data Systems, считает, что самый простой способ оценить качество и надежность компонентов — внимательно присмотреться к поставщику. Часто, по его мнению, бывает достаточно оценить размер компании, и это может объяснить низкую удовлетворенность реселлеров источниками питания. «Отчасти причина кроется в огромном количестве безымянных компаний, выпускающих источники питания, — сказал Эстилл. — Мы с вами можем хоть завтра создать компанию по производству источников питания».
Он, так же, как и Эванс, считает, что многие заказчики выбирают решения, ориентируясь на самые низкие цены.
«В этом состоит печальный аспект нашего бизнеса, — говорит он. — Все хотят купить дешевле, дешевле и еще раз дешевле и на любой товар смотрят так: «А нельзя ли здесь срезать углы?»». Понятно, почему у модулей памяти самая высокая оценка удовлетворенности: «срезать углы на микросхеме памяти невозможно».
Удовлетворенность реселлеров
В целом реселлеры более всего довольны поставщиками модулей памяти и менее всего — поставщиками источников питания
Память | Приводы CD/DVD-ROM | Видеоадаптеры | Жесткие диски | Корпуса | Системные платы | Источники питания | Важность критерия | |
Качество и надежность | 1 | 4 | 3 | 7 | 2 | 5 | 6 | 1 |
Цена/производительность | 4 | 2 | 1 | 3 | 5 | 6 | 7 | 2 |
Доступность | 3 | 1 | 4 | 2 | 6 | 5 | 7 | 3 |
Гарантия и возврат | 1 | 4 | 5 | 2 | 3 | 6 | 7 | 4 |
Техническая поддержка | 1 | 4 | 3 | 2 | 5 | 6 | 7 | 5 |
Общий рейтинг | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | – |
Рейтинг: «1» — самая высокая удовлетворенность по данному критерию, «7» — самая низкая.
База: 922 оценки реселлеров (варьируется по категориям). Источник: CRN Custom System Vendor Barometer Survey.