Вес и позиции страны в мире все в большей степени определяются ее экономическим потенциалом и глобальной конкурентоспособностью. К сожалению, в начале XXI века конкурентоспособность России все еще очень низка. Для нашей страны характерны низкая производительность труда в корпоративном секторе и неэффективность общественного сектора.

В последние годы основным нашим достижением стали макроэкономическая стабильность и экономический рост, однако конкурентоспособность страны продолжает снижаться. Так, в ежегодном рейтинге конкурентоспособности стран (Global Competitiveness Report) в 2003 г. Российская Федерация заняла лишь 70-е место, по сравнению с 63-м местом в 2002 г. А нашими «соседями» по рейтингу в прошлом году стали Танзания и Гана, хотя перед этим мы занимали место между Венесуэлой и Индонезией.

Мировой опыт показывает, что страны, удвоившие ВВП за 10 лет на основе повышения своей конкурентоспособности, сделали это в первую очередь за счет нескольких базовых регионов — «локомотивов», раскрыв их экономический потенциал. В Финляндии, Китае, Индии, Южной Корее и Бразилии экономический рывок совершали отдельные регионы, и только потом эти импульсы экономической активности распространялись на остальную часть страны. Поэтому и российские регионы должны не соперничать с соседями внутри страны, а конкурировать за мировые рынки, использовать преимущества, которые у нас есть, интегрировать их для того, чтобы наращивать наш общий потенциал конкурентоспособности. Именно поэтому я считаю, что нашему государству необходимо определить такие регионы-«локомотивы» и заниматься их развитием.

Сейчас очень популярна идея создания свободных экономических зон. Но зачем создавать, если они уже есть? Существуют регионы, которые можно назвать центрами прибыли, точками роста. Но из-за ошибочного мнения, что для «правильного регулирования» необходимо выравнивать социально-экономические условия, о развитии этих «локомотивов» постоянно забывают, они движутся сами по себе. Конечно, возникает вопрос: зачем помогать, к примеру, Москве или «нефтяникам» — эти территории и так быстро развиваются.

Я говорю о другом: нельзя все время уповать на природные ресурсы и стараться выжить только за их счет. Необходимо выбрать регионы, на базе которых сформировать новые бизнес-модели роста, а затем интегрировать их в российскую экономику, правильно вписать в единую концепцию развития страны.

В действующей сейчас программе социально-экономического развития Томской области до 2005 г. указаны два равнозначных приоритета — нефтегазовый и научно-образовательный комплексы. У нас были очень серьезные споры о том, правильно ли уравнивать эти два направления — все-таки нефтяники нас долго кормили и еще некоторое время будут кормить. И все же мы приняли решение: будущее нашего региона, основа его устойчивого развития — это не только природные ресурсы, но и инновационные отрасли с высокой добавленной стоимостью — информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и др. Мы очень тщательно подходили к разработке стратегии и выявлению приоритетов в развитии региона, обращались к ряду ведущих международных организаций, в частности к Всемирному банку реконструкции и развития. По мнению внешних экспертов, у нашего региона есть четыре направления развития, по которым мы могли бы занять конкурентоспособные позиции в мире. Одно из них — ИТ-отрасль.

Томская область первой в России год назад приняла стратегию инновационного развития.

Сейчас перед областной администрацией стоит достаточно амбициозная задача, утвержденная на высшем экономическом совете при губернаторе Томской области, — создать предпосылки для вывода области в число регионов-«локомотивов» российской экономики.

ИТ-отрасль признана приоритетной в развитии инновационной экономики нашего региона по нескольким причинам: она обладает высоким экспортным потенциалом, не является энергоемкой и капиталоемкой, но в то же время требует значительного интеллектуального потенциала, который в Томской области очень велик. Кроме того, ИТ-отрасль воздействует на широкий круг смежных отраслей, давая мощный мультипликативный эффект.
Ни для кого не секрет, что развитие той или иной отрасли, тем более в регионах, во многом зависит от отношения к ней власти. И мы (власть) понимаем: выбирая ИТ-отрасль одним из приоритетов развития, придется оказывать ей максимальную поддержку. Администрация области видит три основных направления стимулирования развития ИТ-отрасли в регионе:

  • содействие расширению спроса на продукцию ИТ-компаний;
  • воздействие на факторы предложения;
  • институциональное оформление государственной политики (на уровне региона).

Возможно, возникнет вопрос: а все ли вышеперечисленное можно считать делом власти? Я считаю, что да, и постараюсь это показать на примерах и обосновать.

Администрация области старается выступать в, казалось бы, непривычной для власти роли, лоббируя интересы томских ИТ-компаний, а также продвигая их продукты и технологии на российский и мировые рынки. Приведу лишь небольшой пример. В дни празднования 400-летия Томска для жителей города и наших гостей мы провели презентацию технологии цифрового сжатия видеосигнала, разработанной томской компанией «Элекард». Она прошла очень успешно; после этого компания совместно со своими иностранными партнерами, в том числе с известнейшими телекомпаниями мира, демонстрировала возможности этой технологии в Амстердаме. Кроме того, у нас прошли переговоры с Министерством информационных технологий и связи РФ, в ходе которых была достигнута договоренность об отработке в Томске бизнес-модели цифрового телевидения. Это будет совместный проект нашего бизнес-сообщества и региональной власти. И если он будет реализован успешно, то эту бизнес-модель примут к тиражированию в других регионах Российской федерации.

Учитывая динамику развития услуг связи, мы договорились с нашим бизнес-сообществом и ассоциацией ТомКИТ* о совместной разработке стратегии развития услуг и средств связи в регионе. Мы хотим, в частности, чтобы каждое предприятие этой отрасли понимало, куда оно движется. А самое главное — акуммулировать финансовые ресурсы и избежать потерь, которые сейчас несут предприятия, зачастую дублирующие друг друга.

Естественным элементом нашего сотрудничества с бизнес-сообществом мы считаем содействие притоку капитала путем развития в регионе инвестиционной и инновационной инфраструктуры. Фактически во всех уже созданных в Томской области элементах этой инфраструктуры (центры коммерциализации, бизнес-инкубатор) есть доля областного бюджета.

Но бюджет не может, да и не должен на 100% участвовать в развитии конкретной отрасли. Он может только помочь на старте. А дальше, если отрасль жизнеспособна, она должна развиваться самостоятельно. Фактически на начальном этапе бюджет работает как венчурный инвестор: риски огромные, но нет никакой уверенности, что именно это направление правильное. Почему бюджетные деньги все же необходимо вкладывать на начальном этапе? Просто для того, чтобы не потерять наши российские разработки, как это уже неоднократно бывало. У той же фирмы «Элекард» есть много инвестиционных предложений из-за рубежа. На Западе по сравнению с Россией чутье на «правильные вещи» развито гораздо лучше.

Расширению спроса на ИТ, очевидно, способствует участие в федеральных и областных целевых и адресных инвестиционных программах. Так, в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» в области принят закон о создании единого информационного пространства. Мы работаем по четырем основным направлениям: персонифицированный учет населения, компьютеризация государственных и муниципальных закупок (создание площадки для электронных торгов), формирование кадастра земли и недвижимости, создание «электронного правительства».

Безусловно, региональные власти при формировании местного законодательства должны предусмотреть государственную поддержку инновационного бизнеса. В первую очередь наших бизнесменов, которые реализуют и используют инвестиционные проекты с инновационной направленностью, интересуют налоговые льготы. Для приоритетных инновационных проектов предоставляются государственные гарантии и субсидирование процентной ставки по банковским кредитам. Мы это делаем уже в течение двух лет, 25 млн. руб. ежегодно выделяется на субсидирование процентной ставки по инвестиционным проектам.

Еще один важный аспект — грантовая поддержка значимых научных разработок и проектов, выполняемых в регионе. В течение нескольких лет совместно с нефтяной компанией «ЮКОС» мы проводили конкурс «Человек года», где отмечались лучшие люди Томской области, в том числе ученые, инженеры, менеджеры, предприниматели. В этом году его проводит областная администрация совместно с бизнес-сообществом.

На следующий год планируется новый конкурс — «Томский триумф», в рамках которого мы хотим отметить не только выдающихся людей Томской области, но и перспективные проекты, которые могут иметь прорывное значение для развития экономики и повышения качества жизни.

Совместно с бизнес-сообществом мы учредили стипендии для лучших профессоров и студентов томских вузов. В частности, с помощью Ассоциации ТомКИТ планируется в 2005 г. учредить гранты и стипендии лучшим специалистам в области ИТ.

Сейчас в Индии число квалифицированных программистов каждый год увеличивается почти на 50 тыс. чел. В России же ежегодно выпускается около 10 тыс. специалистов по ИТ. Таким образом, если наша страна хочет претендовать на лидирующие позиции в мире, к 2010 г. мы должны увеличить число выпускников по ИТ-специальностям до 30 тыс. чел. в год.

Наш регион обладает огромным потенциалом в области подготовки ИТ-кадров. Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Томский государственный и политехнический университеты сегодня имеют мощную базу для подготовки высококлассных специалистов в области ИТ, в том числе и предпринимателей, способных создавать инновационные предприятия. Всего же шесть томских университетов выпускают ежегодно около 10 тыс. специалистов, а учится в них более 100 тыс. студентов.

Естественно, что такого количества молодых специалистов экономика региона «переварить» не сможет. Поэтому мы рассматриваем Томскую область как экспортера специалистов высокого класса. В области отрабатываются новые подходы к организации подготовки специалистов, дифференцированно по трем категориям: исследователей, наемных работников-исполнителей и предпринимателей. Для этого создан, в частности, студенческий бизнес-инкубатор, на что из бюджета региона выделено 15 млн. руб. Кроме того, мы открываем совместные с бизнес-сообществом ресурсные центры, в которых идет сквозная подготовка кадров для определенной отрасли, начиная от рабочих профессий до высококвалифицированных специалистов с высшим образованием. Первый опыт у нас был с нефтяниками: в этом году компания «Транснефть» вложила более 150 млн. руб. в создание учебного центра по подготовке рабочих для предприятий компании в Сибири и на Дальнем Востоке.

Мы считаем, что в сферу ответственности региональной власти входит и обеспечение жильем специалистов инновационных предприятий через систему ипотечного кредитования. В области создано ипотечное агентство, за два года его существования выдано 652 кредита на общую сумму 270 млн. руб. Средний срок действия кредита — 20 лет, ставки 15% годовых. Около 75% кредитов выдано людям до 40 лет. Самыми активными клиентами ипотечного агентства являются представители нашего ИТ-сообщества.

Но в то же время власть ожидает адвекватных ответных шагов со стороны бизнес-сообщества.

Прежде всего для нас важна социально-ответственная позиция бизнеса: обеспечение высокой заработной платы; наличие социального пакета для сотрудников; участие в социальных программах региона, в первую очередь в области повышения компьютерной грамотности и компьютеризации школ; полная и своевременная уплата налогов.

Почему на первом месте стоит уровень заработной платы? Потому что: а) иначе невозможно привлечь высококвалифицированных специалистов; б) начиная с 2005 г. 40% консолидированного бюджета Томской области будет составлять подоходный налог. И мы очень довольны тем, что сегодня при средней заработной плате в области, равной 270 долл., наши инновационные предприятия имеют среднемесячную официально задекларированную заработную плату 400 долл.

Второе, что нам нужно от бизнеса, — это создание новых рабочих мест.

И третье — совместная с вузами подготовка квалифицированных кадров. В этом случае и наши предприятия будут получать «все самое лучшее», и конкурентоспособность томских специалистов на российском и международном рынке труда будет обеспечена.

Каких результатов нам уже удалось добиться благодаря взаимодействию бизнеса, научно-образовательного комплекса и власти? Назову только несколько цифр, которые, как мне кажется, дают ответ на вопрос: может ли региональная власть помочь ИТ-бизнесу. Хотя понятно, что, по сути, речь идет не только об ИТ, а в целом о реализации стратегии инновационного развития Томской области.

  • Ежегодно в области появляется 10—20 инновационных предприятий, а рост производства наукоемкой продукции составляет не менее 40%.
  • Инновационный сектор обеспечивает 15% прироста промышленного производства региона, внутренние затраты на исследование и разработку превышают среднероссийские показатели. В наукоемком бизнесе производится продукции в среднем на 15 тыс. долл. в расчете на одного работника. Для сведения: средняя выработка в России составляет 3010 долл., в Томской области она достигает 3700 долл.
  • Годовая выручка томских ИТ-компаний за 2002—2003 гг. в долларовом эквиваленте удвоилась. В 2003 г. рост продаж компьютерной техники и программного обеспечения составил 50% при среднероссийском показателе 18—20%.
  • Треть населения области имеют сотовые телефоны.
  • По данным независимых источников, Томская область вышла на третье место в России (после Москвы и Санкт-Петербурга) по количеству пользователей Интернета.

* * *
Мы не хотим останавливаться на достигнутом, и на следующем этапе (на ближайшие 10 лет) также ставим достаточно амбициозную цель: не менее 50% ежегодного прироста валового регионального продукта планируется обеспечить за счет наукоемкого бизнеса.

* Ассоциация «Томские компании информационных технологий».