Мировая телекоммуникационная индустрия находится на подъеме, о чем свидетельствует активность компаний, работающих в самых разных сегментах этой отрасли. Заметно оживилась деятельность в технологической сфере. Если попытаться дать максимально лаконичную характеристику нынешней ситуации, то ее можно охарактеризовать одним словом — трансформация.

Сегодня в телекоммуникационной сфере отчетливо виден отход от использования традиционных технологий коммутации каналов по выделенным линиям и соединений типа «точка-точка». Совершается массовый переход к пакетной коммутации и IP-телефонии. Ведущие вендоры и сервис-провайдеры переводят предлагаемые ими продукты и услуги на новые рельсы, что позволяет клиентам намного эффективнее использовать ресурсы сетей передачи данных.

По мнению большинства специалистов, отрасль вплотную подошла к рубежу, за которым начнется стремительное развитие и массовое внедрение решений IP-телефонии. На основании этого эксперты прогнозируют, что в ближайшие пять лет темпы роста данного сегмента будут опережать развитие других областей ИТ-индустрии. Подтверждением этой тенденции может служить увеличение в текущем году объемов продаж IP-решений компании Avaya.

Разумеется, нельзя говорить о том, что в данной области произошел технологический прорыв. Решения на базе IP-технологий известны уже не один год. Но со всей определенностью можно утверждать, что вследствие растущего интереса пользователей к подобным системам мы увидим, как изменятся позиции и рыночные доли компаний, работающих в сфере IP-телефонии.

Благодаря технологиям конвергенции голоса и данных открываются новые возможности для роста бизнеса клиентов. Например, интеграцию в режиме реального времени между различными коммуникационными системами и бизнес-приложениями можно использовать как для развития новых бизнес-моделей и процессов, так и для повышения эффективности существующих.

Я полагаю, что перераспределение долей рынка только начинается, и заметную роль сыграет появление в сегменте телефонии новых игроков. В их число входят, например, компании, занимающиеся обработкой данных, разработкой ПО, а также фирмы, предоставляющие услуги по передаче данных. В дальнейшем на фоне эволюции новых участников и их последующей консолидации это перераспределение продолжится. После непродолжительного периода стабилизации такой сценарий представляется многим аналитикам наиболее вероятным.

В настоящее время телекоммуникационная индустрия играет в экономике развитых стран большую роль, в будущем она станет еще более значимой. На сегодня во всем мире установлено 408 млн. корпоративных телефонных линий, к 2007 г., по нашим оценкам, их число вырастет до 440 млн. Только в регионе EMEA эксперты ожидают увеличения числа телефонных линий за этот период на 9 млн.

Следует подчеркнуть, что сейчас доля IP-телефонных линий невелика, она составляет примерно 4%, но к 2007 г., по оценкам специалистов, увеличится до 30%. Произойдет это благодаря тому, что заказчики будут внедрять и использовать протокол IP. В целом кумулятивные темпы роста (среднегодовой показатель в сложных процентах составляет 69% во всем мире и 74% в регионе EMEA) корпоративных телекоммуникаций на протяжении последующих нескольких лет окажут значительное влияние на экономику индустриально развитых стран.

Внедрение коммуникационных систем на базе протокола IP будет проходить в течение длительного времени. В этой области наша компания продолжит развитие семейства продуктов, имеющих ценность для бизнеса, а также активизирует усилия в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. В настоящее время на эти цели Avaya тратит более 8% чистой выручки.

Мы считаем, что в ближайшей перспективе наибольшим спросом будут пользоваться системы IP-телефонии, операторские и контакт-центры, а также приложения для передачи сообщений. Кроме того, мы ожидаем всплеск интереса к приложениям на базе протокола IP, обеспечивающих работу с данными, а также к конвергентным, беспроводным, голосовым и видеоприложениям. Эта продукция уже сегодня востребована не только крупными корпорациями, но и небольшими фирмами.

По оценкам наших специалистов, полный переход к IP-телефонии может занять до 15 лет. Такой прогноз делается с учетом того, что процесс миграции от аналоговых линий к цифровым занял 20 лет, а переход к IP, как мы считаем, может произойти быстрее.

В ближайшие годы следует ожидать существенного обновления продуктовых линеек практически всех крупных вендоров. Жесткие требования рынка вынуждают, с одной стороны, расширять ассортимент продукции, а с другой, укреплять позиции в определенных продуктовых нишах. Не станет исключением и наша компания. Мы готовы расширить линейку продуктов, для того чтобы воспользоваться преимуществами новых коммуникационных технологий на базе IP-протокола. Главная цель этого шага — предоставить корпоративным заказчикам дополнительные функции, обеспечить надежность и безопасность наших решений. Помимо этого мы намерены обратить более пристальное внимание на специфические требования клиентов, работающих на различных вертикальных рынках. Например, компаний, осуществляющих финансовые операции, или организаций, работающих в сфере здравоохранения.

Существует также большая, но пока малоосвоенная область на рынке традиционных заказчиков — обеспечение эффективной работы мобильных сотрудников: технических специалистов, коммивояжеров, агентов по закупкам и продажам и т. п.

Нельзя не сказать о перспективах, ожидающих партнеров из канала сбыта. Без сомнения, в будущем роль дистрибьюторов и требования к партнерам изменятся. Для продвижения новых решений потребуются новые навыки и знания. Реселлерам придется глубже познакомиться с технологиями передачи голоса и данных по IP-протоколу. Сейчас технологии развиваются быстрее, чем накапливаются опыт и навыки, необходимые для развертывания таких сетей. VAR’ы должны понять, что залогом их успешного бизнеса является продажа решений, а не ПО и оборудования. То есть, прежде, чем предлагать товар клиенту, надо разобраться, какие бизнес-задачи ему необходимо решить. Зачастую для достижения нужных результатов заказчику необходима комбинация продуктов и услуг.