Мировой рынок карманных компьютеров (КПК) последние три года в целом остается стабильным. Данные большинства аналитических компаний говорят, что объем продаж этих устройств составляет 2,5—3,4 млн. в квартал, в целом сохраняя тенденцию к росту. Это позволяет сделать вывод, что у КПК имеется своя рыночная ниша, где они востребованы.

На рынке смартфонов и коммуникаторов (их можно отнести к одной категории, и далее мы будем для простоты называть их смартфонами) ситуация совершенно иная. Будучи относительно молодым, этот рынок растет весьма бурно.

Сегодня мировой рынок находится в точке относительного равновесия: продажи смартфонов и коммуникаторов превышают продажи КПК, но разрыв не очень велик. В то же время в секторе КПК в последние пару лет отмечались резкие снижения темпов роста от квартала к кварталу, а также падение (относительно показателей предыдущего года) доли устройств на платформах Palm OS и Windows Mobile. Это обстоятельство сформировало на рынке мнение о скором коллапсе сегмента. Но насколько оно справедливо?

2004 г. крупным планом

В целом уходящий год не преподнес никаких сюрпризов: состояние рынка карманных устройств было вполне предсказуемо.

Единственная неожиданность: средняя цена сохранилась на том же уровне, что и ранее. Год назад казалось вполне оправданным предположение, что изготовители будут акцентировать внимание на «бюджетных» моделях КПК, пытаясь добиться увеличения объемов продаж, что позволило бы решить проблему прибыльности. Но вендоры выбрали иной путь. Даже Dell, известная своей склонностью радикально менять ценовую структуру рынка, вела себя довольно спокойно. Цена «среднестатистического» КПК колебалась в диапазоне 350—390 долл., а проблему привлечения покупателей вендоры решали в традиционном для ИТ-рынка стиле «больше функций за те же деньги». В итоге сегодня даже «бюджетные» модели обзавелись встроенными адаптерами беспроводной связи, более емкой (по сравнению с аналогами прошлого сезона) памятью, более быстрыми процессорами.

По итогам года доля платформы Windows Mobile на мировом рынке составила 25%, а в III квартале она впервые (на мировом рынке; в России это случилось довольно давно) обогнала главного соперника, платформу Palm OS. В секторе Windows Mobile весь год лидировала компания HP с моделями семейства iPAQ. Более того, не будет преувеличением сказать, что все успехи платформы Windows Mobile за последние полтора года — это успехи iPAQ. В отличие от большинства других игроков (исключая разве что Dell), HP все это время вела исключительно грамотную рекламную кампанию, последовательно продвигая iPAQ.

Интересно, что за этот год Microsoft растеряла симпатии компаний-изготовителей из Юго-Восточной Азии. Год назад поддержка «азиатских тигров» рассматривалась как весомый довод в пользу благоденствия этой платформы. Но в течение года многие из них по разным причинам начали отказываться от амбициозных планов продвижения КПК. Особенно показателен пример компании MiTAC, которая выступала основным поставщиком «платформ» для своих OEM-партнеров. Примерно в середине года MiTAC приняла решение свернуть производство КПК, что немедленно сказалось на многих «локальных производителях» КПК, вынудив их пересмотреть свою стратегию.

Снижение рыночной доли Palm OS было вызвано прежде всего рядом принципиальных недостатков этой платформы. С точки зрения технических характеристик Palm OS отстает от своих соперников на годы. Ее наиболее слабые места — невозможность более или менее полноценной работы в многозадачном режиме; проблемы, связанные с использованием экранов высокого разрешения и ряда дополнительных возможностей устройств, а также существенная фрагментированность платформы с точки зрения единообразия API. Отсутствие режима многозадачности создало существенные проблемы для разработчиков смартфонов и коммуникаторов на базе Palm OS, жесткая привязка к нескольким конкретным параметрам разрешения ограничила гибкость платформы и т. д.

На технические проблемы накладывается сложная финансовая ситуация компании palmOne и крайне невнятная стратегия развития платформы. Компания пережила несколько реорганизаций, перестроек и слияний, что, естественно, тормозило решение давно назревших технических вопросов. В частности, Palm Source (разработчик операционной системы) уже не менее года не может выпустить в свет коммерческую версию своей ОС. Ее дебют был запланирован на конец 2004 г. Ожидалось много нововведений — от режима многозадачности до переработанного интерфейса. Флагманом модельного ряда Palm должна была стать модель Tungsten T5, но, увы, — Palm Source в очередной раз объявила о задержке выпуска ОС. При этом компании palmOne (производство КПК) уже пора было объявлять новые модели, иначе в самое «лакомое» время, в конце года, она оказалась бы без нового продукта. Учитывая, что на место лидера на рынке КПК, которое сегодня занимает palmOne, метят многие, было принято весьма неоднозначное решение выпускать модель, которая разрабатывалась для обновления «бюджетного» семейства Tungsten E, но назвать ее Tungsten T5 и оставить «старую» ОС.

Серьезным ударом стало решение компании Sony отказаться от производства КПК на базе Palm OS для американского и европейского рынков. В качестве основной его причины называют не бесперспективность рынка КПК в целом и платформы Palm OS в частности, а неудачи на американском рынке (из-за особенностей менталитета американского потребителя, которые Sony не сумела правильно учесть), но это поражение было особенно ощутимо. Тем более, что Sony как крупнейший лицензиат Palm OS в последние годы еще и пользовалась репутацией законодателя мод в этом сегменте. В результате, по разным оценкам, доля Palm OS на мировом рынке снизилась до 20%, хотя совсем недавно компания занимала 55—65%.

Платформа Symbian OS долгое время оставалась «на вторых ролях», особенно после ухода с рынка компании Psion. В то же время именно платформа EPOC (так назывались ранние версии Symbian, которые использовались в КПК Psion) заложила основы сегодняшнего бума. Дело в том, что разработка надежной и эффективной ОС для устройств с ограниченными вычислительными ресурсами, подобных смартфонам, — дело очень непростое.

Symbian довольно долго «созревала», но полтора-два года назад Nokia наконец приняла стратегическое решение использовать эту платформу в большинстве своих сотовых телефонов сегмента high-end, и дело двинулось. По сути, к тому моменту производители исчерпали возможности «наращивания» возможностей обычных сотовых телефонов в рамках традиционных платформ и были вынуждены обратиться к наработкам в области смартфонов. Хотя процесс «смартфонизации» только начался, можно не сомневаться: в ближайшие год-полтора именно смартфоны станут основой продуктовых линеек в сегменте high-end практически у всех производителей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после «включения» отлаженного механизма продажи сотовых телефонов смартфоны сразу же радикально изменили расстановку сил. В течение 2004 г. доля платформы Symbian на рынке смартфонов, как признают все аналитики, резко увеличилась: сегодня она составляет около 95%.

Мир персональных коммуникаций

Прогнозируя развитие сегмента мобильных устройств в среднесрочной перспективе, можно ожидать, что традиционные КПК «откусят» небольшую часть рынка у сверхкомпактных ноутбуков, а смартфоны займут ряд традиционных ниш КПК. Естественно, что при этом одни вендоры потеряют свои позиции, другие, напротив, усилят.

Строго говоря, неверно само представление о том, что «смартфон» и «КПК» — это два разных рынка. В действительности мы имеем дело с одним рынком персональных мобильных устройств, обладающих коммуникационными возможностями. И смартфоны, и КПК нацелены на одну и ту же покупательскую аудиторию, различия состоят лишь в техническом исполнении. Со временем процесс конвергенции, безусловно, приведет к созданию компактного и многофункционального устройства — коммуникатора, объединяющего лучшие черты существующих типов устройств. Правда, произойдет это не очень скоро, поскольку к решению задачи вендоры идут разными путями.

Стоит отметить следующую интересную тенденцию. Изготовители смартфонов на базе Symbian OS — это преимущественно европейские компании, смартфоны и коммуникаторы — быстрорастущий сегмент рынка в Европе. В этом «регионе победившего GSM» имеется хорошо развитая инфраструктура мобильной связи стандарта GSM, на которую позднее вполне естественно наложились функции GPRS, а сейчас постепенно внедряется EDGE. А для успеха смартфонов жизненно необходимо, чтобы услуги передачи данных были дешевы и постоянно доступны.

Инфраструктура сотовой связи в США существенно отличается от европейской. Среди ее не решенных пока проблем — наличие нескольких в равной степени распространенных стандартов, сложности с организацией роуминга и сохраняющаяся популярность сетей на основе модифицированных пейджинговых технологий (например, BlackBerry, в этой связи можно вспомнить попытки palmOne создать radioPalm — Palm VII).

Это во многом объясняет, почему американские производители мобильных телефонов, прежде всего Motorola, несмотря на высокую активность в разработке прототипов в 2002—2003 гг., неоднократно отказывались от выпуска уже готовых моделей. В случае с Motorola, правда, переломным пунктом стала модель смартфона MPx200, все-таки выпущенная благодаря давлению со стороны Microsoft, которой было необходимо иметь хоть что-нибудь «живое» на платформе Microsoft Smartphone. Увы, смартфон MPx200 провалился, хотя некоторый опыт, видимо, принес (во всяком случае, Motorola анонсировала несколько следующих моделей).

Аналогичная судьба может постигнуть и компанию HP с коммуникатором iPAQ 6310 (хотя надежда еще есть, поскольку он разрабатывался прежде всего для космополитичной компании T-Mobile). Терпит неудачи
palmOne Treo.

Нельзя забывать и о свойственном рынку США «патриотизме»: «чужим» компаниям никогда не было легко работать в этой стране. Прекрасной иллюстрацией может служить череда провалов поставщиков КПК — сначала американской авантюры компании Psion (2001 г.), повлекшей столь значительные убытки, что ей пришлось вообще уйти с рынка потребительских КПК; затем компании Casio; в этом году — компаний Toshiba и Sony Electronics, покинувших американский рынок карманных компьютеров. В то же время местные продукты — Palm, HP iPAQ, Dell Axim и другие — живут и развиваются вполне нормально. Естественно, конкурируя между собой, но не испытывая столь же жесткого прессинга со стороны смартфонов, как в Европе.

На роль «универсального связующего звена» между персональными коммуникационными устройствами сегодня серьезно претендует технология Wi-Fi. По сравнению с Европой сети Wi-Fi в США развиты значительно больше, соответственно растет и спрос на устройства с встроенными адаптерами Wi-Fi. И ведущие американские вендоры выполняют этот «социальный заказ»: к концу 2004 г. адаптеры Wi-Fi стали стандартным атрибутом даже для «бюджетных» моделей, подобных Dell Axim X30 Middle, попадающих в ценовую нишу менее 300 долл.

Конечно, будет преувеличением сказать, что Wi-Fi в состоянии на равных конкурировать с традиционными сетями мобильной связи, но тенденция очевидна, и она играет на руку изготовителям КПК. Правда, КПК со средствами Wi-Fi уместнее будет называть «Wi-Fi-коммуникаторами», тем более учитывая бурное развитие сервисов «интегральных коммуникаций», подобных Skype. Такие системы позволяют обеспечить связь между абонентами, путешествующими в разнородных сетях. Им будут доступны как обычные телефонные звонки (такая услуга не очень распространена, поскольку требует «приземления» трафика IP-телефонии, но тем не менее возможна), так и сеансы связи без выхода в обычные и мобильные телефонные сети. При этом появляется и возможность видеосвязи между двумя КПК — задача, пока еще не достижимая для существующих сегодня смартфонов.

Дополнительные шансы КПК дает рост популярности принципиально иного подхода к проблеме «всегда на связи» — персональных локальных сетей (PAN). Идея эта не нова, и, по сути, сводится к оснащению Bluetooth-адаптерами всех устройств, с тем чтобы пользователь мог собрать любую необходимую их комбинацию. На практике многообразие возможностей сводится лишь к соединению по Bluetooth карманного ПК и телефона, выполняющего функции беспроводного модема.

Резюмируя, можно сделать вывод, что сегодня мы наблюдаем не процесс стагнации рынка КПК и замены этих компьютеров «умными телефонами», а изменение позиционирования основных товарных групп. Одновременно с перераспределением рыночных ниш продолжается рост рынка в целом. И, что особенно важно, рост происходит в обоих направлениях.