Отметим, что все ведущие иностранные производители ПК широко используют контрактную сборку в своем бизнесе. «Прибыльность бизнеса по производству ПК снижается, поэтому возникает вопрос об аутсорсинге сборки для сокращения издержек и выхода на привлекательный уровень прибыльности, — объясняет Денис Мальцев, директор по маркетингу Intel в СНГ. — Совмещать в рамках одной компании сборку и маркетинг становится невыгодно».
Наследие прошлого
«Лояльность клиентов — вот наш бизнес, — говорит Алексей Бочаров, директор завода «Арсенал» в Александрове (Владимирская обл.), специализирующегося на контрактной сборке устройств бытовой электроники. — Постоянный поток клиентов обеспечивает нам хороший оборот, и это дает возможность получать вполне осязаемую прибыль, достаточную для инвестиций в развитие».
Компания «Арсенал» занимается производством бытовой электроники недавно — с 1999 г. За это время она превратилась в крупное предприятие с объемом производства около 500 тыс. единиц в год. Основная продукция завода — телевизоры на ЭЛТ, ЖК-телевизоры, мониторы и DVD-проигрыватели.
Однако в компьютерном бизнесе примеров долгосрочного сотрудничества — единицы.
Один из них — компания R & K, которая с момента создания производственного направления в 1996 г. собирает все свои компьютеры на заводе «Квант».
Как рассказывает Георгий Краснов, директор департамента компьютеров R & K, заказы на «Квант» компания отправляет ежедневно, запаса комплектующих, который R & K держит на складе завода, хватает на 2—3 дня работы. Существует система долгосрочного планирования: на месяц, квартал, полгода и год вперед, однако жесткого графика ввода новых моделей нет. Процесс переналадки на выпуск новой продукции на «Кванте» занимает не более 2—3 недель: это время уходит на проведение испытаний, сборку пробной партии и проверку качества готовой продукции.
Из западных компаний только Fujitsu Siemens Computers на том же «Кванте» собирает модели low-end уже в течение трех лет. Объем ее заказов составляет около 1000 устройств в месяц. Fujitsu Siemens Computers развернула это производство только после тщательной проверки возможностей завода специалистами из Аугсбурга. Стандартные производственные процессы были несколько подкорректированы под особенности сборочного цеха.
«Производство на «Кванте» сложно сравнивать с предприятиями Fujitsu Siemens хотя бы потому, что наши заводы, в отличие от «Кванта», загружены на 95%, — говорит Владимир Орлов, руководитель отдела по работе с партнерами в московском офисе компании. — Но с точки зрения технологии они похожи, иначе производство не было бы сертифицировано нашими специалистами».
Собранные на «Кванте» компьютеры немецкая компания поставляет в основном в рамках крупных тендерных проектов. Владимир Орлов считает, что преимущества сборки в России не только в цене: «Если клиенту надо в течение недели поставить 500 компьютеров, отличающихся от стандартной конфигурации, иногда проще их собрать здесь». На складе комплектующих на «Кванте» Fujitsu Siemens держит двухнедельный запас комплектации.
«“Квант” — единственное работоспособное предприятие, где можно что-либо произвести в разумные сроки, за разумные деньги и с надлежащим качеством, — уверен Дмитрий Парфенов, директор департамента продукции DEPO Computers. — Оно специально создано для выпуска крупных партий компьютеров». Однако постоянное сотрудничество с предприятием пока не налажено. Одна из причин — недостаточная, по его мнению, гибкость производства, хотя завод готов работать даже на минимальных разовых заказах.
Еще до недавнего времени, по словам Парфенова, договориться о партии менее чем в 300 машин (дневная норма завода) было невозможно. Теперь же минимальная партия, которую готовы собрать на заводе, — 100 компьютеров. «Мы согласны и на такие условия, потому что загрузка завода не превышает 15%», — говорит технический директор «Кванта» Виктор Плехов.
Поэтому компания R & K, сделавшая ставку на контрактную сборку, вынуждена поставлять только стандартные модели. Но в серийном производстве Георгий Краснов видит и преимущества: только оно обеспечивает достойное качество.
Для сборщиков, которые осуществляют сборку на заказ и не намерены от нее отказываться, например DEPO Computers и R-Style Computers, минимальная партия в 100 шт. представляется очень большой. «В чем мы выигрываем у западных брэндов? — задается вопросом Алексей Алексеев, директор по маркетингу
R-Style Computers. — Они продают 2—3 стандартные модели, мы же предлагаем клиенту доконфигурировать нашу платформу по желанию». В DEPO Computers средний размер партии — 4 машины. «Даже если объединить 10 партий, получится только 40 шт., — разводит руками Дмитрий Парфенов, — мы вынуждены держать собственное производство».
При партии в 100 шт. сборка одного компьютера на «Кванте» обойдется в 15 долл. Минимальная цена сборки — 8 долл., за такие деньги завод готов собирать партию не менее 5 тыс. шт. Это недешево. Техпроцесс на предприятии предусматривает основательное тестирование ПК, в том числе в термокамере. По-видимому, если исключить определенные элементы техпроцесса, в частности упростить тестирование, можно снизить и цену сборки.
Собственная сборка, по словам Алексея Алексеева, обходится R-Style Computers дешевле, чем заказы на «Кванте». «Мы вышли на такие объемы, когда нам выгоднее производить самим. Дешевле нас пока все равно никто не собирает», — уверен Дмитрий Парфенов.
Даже при столь невысокой загрузке (15%) «Квант», по словам Виктора Плехова, работает без убытков. «У нас мало постоянных сотрудников, большинство мы привлекаем на временную работу, когда бывают большие заказы», — рассказывает он о том, как предприятию удается выживать. При полной загрузке на линии должны работать 56 человек, они обеспечивают сборку 50 тыс. компьютеров в месяц. Инвестиции в эту автоматическую линию сделаны давно (она установлена в 1993 г.), но до сих пор оборудование завода позволяет производить достаточно качественную продукцию.
Дополнительный заработок заводу дают услуги: предоставление складских площадей, а также изготовление упаковки для готовой продукции.
«У Fujitsu Siemens Computers хорошо продуманы конструктив и техпроцесс, — говорит Виктор Плехов. — Их компьютеры мы можем собирать быстрее, кроме того, получаем дополнительный доход на изготовлении тары». Для своего давнего клиента R & K на «Кванте» тару не делают, поскольку в его заказах «постоянно все меняется». По словам Плехова, чтобы окупить изготовление одной пресс-формы, используемой для производства упаковки, необходим заказ на партию не менее 3 тыс. шт.
С 1998 г. на «Кванте» продолжается конфликт акционеров, и это вызывает определенную неуверенность в завтрашнем дне его заказчиков. Хотя по заверениям Георгия Краснова, на выполнении обязательств завода по отношению к его компании этот конфликт никак не отражается, у R & K имеется запасной вариант, которым готовы воспользоваться в любой момент. В Fujitsu Siemens Computers также рассматривали запасные варианты, но подходящего пока не выбрали. Готовя запасную площадку, компания не хочет, во-первых, сотрудничать с владельцами российских брэндов, во-вторых, выходить за границы Московской области. «Это продиктовано не только желанием контролировать качество, но и централизацией дистрибуции», — поясняет Владимир Орлов.
Теоретически объектом внимания могли бы стать и другие предприятия, входившие в систему советской оборонной промышленности. В частности, по словам Виктора Плехова, такая же, как на «Кванте», линия по сборке компьютеров в том же 1993 г. была установлена и на воронежском заводе «Прогресс», но сейчас это предприятие остановлено. В плачевном состоянии находятся и многие другие предприятия радиоэлектронной отрасли. В частности, компания DEPO Computers рассматривала возможность сборки на одном из оборонных предприятий Красногорска, но требуемого качества сборки достигнуть не удалось.
Свежий ветер
Все же сборку относительно крупных партий компьютеров компании DEPO Computers и R-Style Computers иногда отдают на сторону. Первая сертифицировала свои компьютеры, собранные как у себя, так и на «Кванте». R-Style Computers периодически размещает на заводе «Контур» в Томске заказы на партии от 50 машин, предназначенных для поставок в восточные регионы. В частности, сотрудничество с «Контуром», начавшееся в 2001 г., позволило московской компании справиться с крупным заказом по программе «Дети России». Москвичи, в свою очередь, помогли томской компании наладить процесс сборки.
Екатеринбургское представительство холдинга R-Style заказывает сборку систем, предназначенных для розницы, на «Уральском заводе вычислительной техники (УЗВТ)» — сборочном производстве, созданном пару лет назад несколькими екатеринбургскими компаниями. В то же время компания предпочитает не использовать собранные на УЗВТ компьютеры в проектах, поскольку, по мнению Алексеева, там пока не могут обеспечить должного качества в силу того, что регион потребляет в основном дешевую технику, собранную из менее качественных компонентов. «Нашим партнерам выгоднее убедить клиента, чтобы он подождал недельку, но взял товар R-Style Computers, — говорит он. — Другое дело, что в розничных продажах мы теряем в оперативности, необходимой на этом рынке. Фактически сегодня только в Москве мы можем обеспечить своими силами необходимый для розницы срок поставки заказных конфигураций в течение одного дня».
В DEPO Computers отказались от сотрудничества с УЗВТ также из-за недостаточного пока уровня качества и культуры производства.
Казалось бы, географическое положение предприятий в Томске и Екатеринбурге могло бы стать их преимуществом — крупные московские компании, заказывая им сборку, получают возможность приблизиться к региональным клиентам. Но на практике этого не происходит. Так, в R & K считают, что для поддержания должного уровня качества удобнее собирать технику в Москве и централизованно ее отгружать. «Здесь мы полностью контролируем процесс, можем обеспечить и качество компонентов, и качество сборки, — говорит Георгий Краснов. — В производстве компьютеров существует много микропроцессов, и по каждому из них должен быть обеспечен контроль качества. Если работать удаленно, это потребует серьезных затрат». При этом нельзя объяснять необходимость жесткого контроля «национальными особенностями». «У нас достаточно большой опыт работы с различными производителями в Юго-Восточной Азии, — говорит Краснов. — Если у них не стоишь над душой, они могут в лучших советских традициях срывать план и выпускать продукцию «соответствующего» качества».
Потенциально собирать по контракту компьютерную технику могли бы отечественные изготовители бытовой электроники, в частности телевизоров и DVD-устройств. Нужно отметить, что контрактное производство бытовой техники находится в России на гораздо более высоком уровне. «Телевизоров, в отличие от мониторов, собирают в 10—15 раз больше, — говорит Алексей Алексеев. — Поэтому собирать здесь телевизоры выгодно, а мониторы — нет. Другой порядок накладных расходов».
Кроме того, считает Дмитрий Парфенов, сборка компьютеров имеет свою специфику, которая заключается в тестировании не на аппаратном уровне, а на программном, и эту часть трудно передать производителям бытовой техники.
В DEPO Computers обсуждали возможность сотрудничества с производителем бытовой техники, компанией Vestel, имеющей турецкие корни и построившей большое сборочное предприятие в Александрове (Владимирская обл.). Качество и организация производства вполне устраивали специалистов DEPO Computers, и Vestel была готова взяться за сборку компьютеров. Но сотрудничества не получилось — помешали ориентация заказчика на маленькие партии и местоположение завода (около 100 км от Москвы).
Учитывая тенденцию к конвергенции рынков бытовой электроники и компьютерной техники, Алексей Бочаров из компании «Арсенал» готов обсуждать возможность серьезного сотрудничества с компьютерными компаниями. По его словам, последние сейчас ведут поиск контрактных производителей более активно, чем еще пару лет назад. Так, в последнее время компания изучала возможности производства системных плат для трех потенциальных клиентов.
Правда, производители бытовой техники, не испытывающие особого дефицита в заказах, более требовательны к клиентам. Так, на «Арсенале», по словам Бочарова, размер заказа составляет, как правило, десятки тысяч единиц продукции в месяц. На отдельные дорогие продукты компания готова принимать заказы в размере нескольких сотен устройств.
Опыт «Арсенала» показывает, что контрактное производство может быть привлекательным для инвесторов бизнесом: в создание этого завода вложила средства компания «М.Видео». По мнению Дениса Мальцева из Intel, появление инвестора, российского или иностранного, заинтересованного в создании предприятия, сфокусированного на контрактной сборке ПК, позитивно скажется на всем рынке, поскольку многие компании предпочтут отдать сборку на аутсорсинг.
Правда, сборщики пока не верят в такой вариант развития событий. «Сегодня создать собственную марку более выгодно, чем собирать на заказ», — считает Алексей Алексеев. В DEPO Computers были бы рады созданию небольшого по сравнению с «Квантом» независимого сборщика. Компания изначально минимально инвестировала в собственное производство, чтобы со временем, когда представится возможность, передать сборку компьютеров внешним исполнителям. «Наше производство эффективно, но оно и очень дешево. Мы в него не вкладывали больших средств, поэтому можем отказаться от него в любой момент, — поясняет Дмитрий Парфенов. — Если появится независимый производитель, который сможет обеспечить выполнение сторонних заказов для нескольких брэндов, мы с радостью такой схемой воспользуемся. Однако появление такой компании невозможно из-за небольших объемов компьютерного рынка».
Денис Мальцев, как уже отмечалось, придерживается противоположной точки зрения. Создание независимого сборщика — это вполне логичный шаг, и помешать этому может лишь неблагоприятное стечение внешних обстоятельств. Мальцев уже знает о «ряде компьютерных компаний, которые агрессивно смотрят на такую возможность». «В конечном счете качество продукта у разных производителей одинаково, а поведением покупателя управляют эмоциональные факторы, связанные с брэндом», — считает он.