Политическая обстановка в стране и общая экономическая ситуация — эти два фактора, пожалуй, определяют перспективы развития любой отрасли. При анализе тенденций развития ИТ-рынка необходимо также учитывать потребности в тех или иных решениях и услугах — инвестиции в модернизацию и обслуживание ИТ-инфраструктуры должны способствовать повышению конкурентоспособности предприятий. В этой области спрос и предложение взаимосвязаны — развитие ИТ-индустрии зависит от новых технологий и разработок, а также от того, насколько они оказываются востребованными рынком.
Политическая стабильность — необходимое условие для формирования благоприятного макроэкономического и инвестиционного климата. В последние годы политическая обстановка в России отличается высокой стабильностью, особенно в сравнении с предыдущим периодом. И это, естественно, положительно сказывается на развитии ИТ-рынка. В частности, руководители, принимающие решение о модернизации ИТ-инфраструктуры или о реализации крупного проекта, уверены, что они останутся на своем посту, смогут довести этот проект до конца и оценить его результат.
Необходимо также отметить еще один важный аспект — руководство страны уделяет повышенное внимание стратегическому планированию и способно оценить роль ИТ в жизни государства и общества. По данным IDC, именно госсектор в настоящее время является крупнейшим потребителем ИТ в России. Власть на самом высшем уровне признает необходимость реструктуризации экономики и опережающего развития высокотехнологичных отраслей.
В последнее время в западной прессе, освещающей политическую ситуацию в России, много пишут о том, что страна движется в сторону так называемой «управляемой демократии». Мое личное мнение — демократические институты в России еще достаточно молоды и их состояние не слишком отличается от того, что было несколько лет назад. Во всяком случае последние политические инициативы администрации Президента, направленные на укрепление «вертикали власти», на мой взгляд, не окажут заметного влияния на развитие российского ИТ-рынка.
Много пишется и о «деле ЮКОСа»... Возможно, этот процесс повлияет на то, как западный бизнес будет воспринимать ситуацию в России, и в перспективе может негативно отразиться на объеме иностранных инвестиций. Но, по оценке IDC, ситуация с «ЮКОСом» не оказала заметного влияния на внедрение ИТ в нефтегазовом секторе. Пожалуй, в большей степени на этот сегмент рынка повлияла неопределенность, связанная со слиянием компаний ТНК и British Petroleum или с потенциальным слиянием «ЮКОСа» и «Сибнефти» — до окончания процесса объединения невозможно было строить какие-то долгосрочные планы.
Говоря о политической ситуации в России, все же следует признать наличие фактора, серьезно тормозящего развитие ИТ-рынка. Это конечно же коррупция.
Обычно в наших исследованиях анализируются позиции поставщиков на ИТ-рынке, однако в ноябре IDC опубликовала очередной ежегодный рейтинг Information Society Index (ISI) — сводный «индекс информатизации общества». Он характеризует уровень развития ИТ, возможности распространения и доступность информации в 53 наиболее развитых странах. Примерно так же, как по уровню ВВП можно оценить состояние экономики страны, ISI позволяет судить об «информационной обеспеченности».
Индекс ISI вычисляется на основе 15 показателей, сгруппированных в четыре базовые категории: «Компьютеры», «Телекоммуникации», «Интернет», «Социальное развитие общества». В первых трех учитываются данные о количестве ПК на душу населения, доле расходов на ИТ в ВВП, доле расходов на ПО и ИТ-услуги, числе пользователей Интернета, распространенности широкополосного и беспроводного доступа, уровне развития мобильной связи и т. д. Категория «Социальное развитие общества» отражает возможности свободного распространения и получения информации, качество образования, соблюдение гражданских свобод, уровень коррупции в государстве.
Среди 53 стран, для которых определялся индекс ISI, Россия заняла 41 место, пропустив вперед Мексику и Болгарию. Несмотря на бурное развитие рынка ИТ и мобильной связи, индекс ISI был существенно снижен показателями уровня коррупции и ограничения свободы информации.
Темпы развития ИТ-рынка во многом зависят от общей экономической ситуации. В этом плане Россия сейчас находится в очень благоприятном положении, что обусловлено высокими мировыми ценами на нефть и другое экспортируемое сырье. Экономический рост способствует увеличению затрат на ИТ, как в корпоративном, так и в массовом сегментах рынка. Растет покупательная способность населения — по некоторым оценкам, реальный рост доходов в 2004 г. превысит 10%.
В отдельных отраслях наблюдается поистине «взрывной» рост. Так, по оценке IDC, число абонентов мобильной связи в 2004 г. удвоится по сравнению с прошлым годом и достигнет 60 млн. человек, а продажи мобильных телефонов за это же время вырастут с 17 млн. до 28 млн. штук. Объем этого рынка в уходящем году, по нашей оценке, составит около 4 млрд. долл. Интересно, что в 2005 г., по прогнозам IDC, объем рынка мобильных телефонов в России превысит объем рынка всей компьютерной техники, включая сетевое и периферийное оборудование.
Вряд ли в среднесрочной перспективе стоит ожидать серьезного падения мировых цен на нефть. Это означает, что экономическое благополучие России в принципе не должно существенно пострадать. Но прогнозируемое некоторыми экспертами снижение темпов экономического роста в ближайшие годы может несколько замедлить темпы роста рынка ИТ.
По оценке IDC, в 2003 г. объем российского рынка ИТ составил 7,1 млрд. долл. Россия является абсолютным лидером по динамике его роста в своей «весовой категории», опережая Бразилию, Индию и Китай. Мы ожидаем, что в уходящем году российский ИТ-рынок вырастет примерно на 26%.
Данные IDC свидетельствуют о том, что рост расходов на ИТ наблюдается на всех вертикальных рынках. Наибольшая доля приходится на государственный сектор, далее с небольшим отрывом следуют добывающие предприятия и предприятия с непрерывным циклом производства, на четвертом месте — домашние пользователи. На эти вертикальные рынки в сумме пришлось 48% всех затрат на ИТ.
При сохранении текущих темпов роста экономики к 2008 г., по нашим прогнозам, суммарные годовые затраты на ИТ в России превысят 17 млрд. долл. В ближайшие годы высокий стабильный спрос традиционно будет отмечаться в добывающих отраслях, государственном и финансовом секторах. Кроме того, быстрыми темпами будут расти продажи в розничной торговле и телекоммуникационном секторе.
Ожидаемое вступление России в ВТО может заметно повлиять на многие отрасли. Несомненно увеличатся затраты на ИТ в финансовом секторе — банковские структуры и страховые компании будут вынуждены «подтягиваться» к общепринятым мировым стандартам. И именно в этом секторе мы ожидаем бурный рост в ближайшие два года, даже до вступления в ВТО. По нашим прогнозам, банковский сектор к 2008 г. войдет в тройку крупнейших потребителей ИТ. Вместе с тем, вступление в ВТО, возможно, вызовет небольшое снижение расходов на ИТ в некоторых производящих отраслях.
Структура российского ИТ-рынка постепенно меняется. Если рассматривать три основных его сегмента — «железо», ПО и услуги, то, безусловно, закупки оборудования были и остаются наибольшей статьей расходов (около 66%). Вместе с тем, по оценке IDC, этот сегмент растет медленнее, чем два остальных. Доля оборудования в общих затратах на ИТ в течение последних лет снижается примерно на 3% в год. Это означает, что приоритеты заказчиков медленно, но верно смещаются от вложений в ИТ-инфраструктуру в сторону построения комплексных решений для повышения конкурентоспособности бизнеса.
По оценке IDC, в России доля услуг в общих расходах на ИТ составляет 21%. Это значительно меньше, чем в странах Европы (к примеру, в Польше на ИТ-услуги приходится 28%, в Венгрии — 34%, в Чехии — 37%). Но в последнее время в России наблюдается тенденция к увеличению доли этого сегмента, он растет быстрее, чем ИТ-рынок в целом.
Под ИТ-услугами IDC понимает услуги по внедрению и поддержке решений, системной интеграции, подготовке и обучению ИТ-специалистов, разработке приложений на заказ, аутсорсингу, консалтингу. На сегодня в России основная часть затрат приходится на услуги внедрения, поддержки и системной интеграции, то есть пока главным для заказчиков остается развитие и поддержка инфраструктуры ИТ. Это сильно отличается от ситуации в Западной Европе, где большинство компаний уже сформировали инфраструктуру ИТ и услуги в основном направлены на оптимизацию бизнес-процессов.
Недавно IDC провела опрос 600 ИТ-менеджеров крупных московских и региональных компаний. Один из вопросов звучал так: «Укажите три важнейшие категории затрат вашей компании на внешние услуги». Аутсорсинг оказался в этом списке на последнем месте. Большинство менеджеров соглашаются с тем, что это весьма перспективное направление, но прибегать к аутсорсингу пока опасаются. Возможно, в какой-то степени это связано и с отсутствием ярких примеров успешного применения аутсорсинга. Лично я уверен, что уже в самое ближайшее время ситуация кардинально изменится.
Задача управления ИТ-инфраструктурой по мере усложнения последней становится довольно трудоемкой. И собственная служба ИТ компании или предприятия далеко не всегда способна эффективно ее решать. Все чаще и чаще будет возникать необходимость обращения к квалифицированным специалистам «со стороны». Доля аутсорсинга и консалтинга, по прогнозам IDC, будет увеличиваться, и динамика развития этих сегментов превысит темпы роста услуг ИТ в целом.
Если говорить о наиболее востребованных рынком решениях, то, по данным упомянутого мной опроса IDC, большинство ИТ-менеджеров считает крайне важным внедрение систем централизованного управления инфраструктурой ИТ (речь идет о таких продуктах, как IBM Tivoli, HP OpenView, решениях Computer Associates и т. п.). Это означает, что многие российские компании сталкиваются с проблемой неоднородности, «лоскутности» корпоративных инфраструктур ИТ.
Интересно, что вторыми по важности для ИТ-менеджеров оказались системы хранения данных (на Западе они не входят даже в пятерку приоритетов). Но в настоящее время это очень перспективный сегмент российского ИТ-рынка. Продажи дисковых массивов растут гораздо быстрее, чем рынок «железа» в целом, и некоторые поставщики демонстрируют в этом сегменте весьма впечатляющие результаты.
В связи с укрупнениями и слияниями службы ИТ многих российских предприятий в настоящее время стоят перед необходимостью консолидации имеющихся ИТ-ресурсов (баз данных, прикладных систем и т. п.). Традиционно этот процесс идет на нескольких уровнях. Первый — использование одного и того же ПО на различных аппаратных платформах. Второй — внедрение прикладных решений, одинаково доступных всем работникам предприятия. Конечная фаза консолидации — совместное использование всех ресурсов, при котором любой сотрудник независимо от места своего пребывания смог бы пользоваться всеми необходимыми ИТ-ресурсами предприятия (естественно, с учетом предоставленных ему прав доступа). Только таким способом можно добиться максимальной эффективности использования ИТ-инфраструктуры.
В не столь отдаленном будущем значительные изменения претерпит и корпоративная сеть. Еще совсем недавно сетью мы считали, условно говоря, сервер и связанные с ним проводами стационарные рабочие станции. Сегодня к ним добавляются мобильные компьютеры — ноутбуки, КПК. Нам кажется, что в недалекой перспективе в сети будет работать и множество самых различных устройств получения и обработки информации — микроконтроллеров, датчиков и т. п. По всей видимости, наиболее эффективны они будут в составе корпоративной сети, управляющей производственными процессами.
Объем информации, хранящейся и циркулирующей в традиционных компьютерных сетях, через несколько лет окажется намного меньше объема данных, передаваемого и обрабатываемого различными мобильными устройствами. На наш взгляд, именно это направление будет развиваться наиболее стремительными темпами.
В заключение хотелось бы остановиться еще на одном аспекте — оценке эффективности внедрения ИТ-проектов. Как показал опрос ИТ-менеджеров крупных российских компаний, большинство предприятий пока не рассчитывали окупаемости инвестиций в ИТ (ROI). Лишь 33% респондентов ответили, что такие оценки проводятся «внутренними силами», а еще 4% сообщили, что привлекают для этого внешних консультантов. Стоит отметить, что на Западе практически каждая компания с годовым оборотом более 1 млн. долл. обязательно рассчитывает эффективность инвестиций в ИТ и их влияние на коммерческие результаты. Российские предприятия еще только начинают обращать внимание на этот вопрос.