Стремление к мобильности оказывает заметное влияние на развитие многих секторов рынка. Достаточно посмотреть на темпы роста продаж портативных компьютеров, смартфонов или сотовых телефонов. Вендоры предлагают все больше решений, позволяющих заказчикам повысить «уровень мобильности».
«Сеть — это компьютер» — так звучит концепция, сформулированная компанией Sun Microsystems в середине 80-х годов. Действительно, сейчас трудно представить корпоративный компьютер, не подключенный к локальной сети. Да и многие домашние ПК можно считать подключенными к сети, хотя зачастую по коммутируемым каналам. Но привязка к проводам отвергает какую бы то ни было мобильность пользователя.
Конечно, существуют решения, позволяющие организовать беспроводное подключение к сети офисных или удаленных ПК. Но, как правило, они обеспечивают связь лишь на ограниченной территории. А как быть «вольному страннику»?
Всегда под рукой
Самый простой способ выйти в сеть — воспользоваться услугами оператора сотовой связи. Так или иначе, услуги по передаче данных предоставляют все операторы. Другое дело, что качество связи различается. С чем это связано?
Сотовая связь предназначена, в первую очередь, для передачи голосового трафика. Возможность передачи данных для нее вторична. Так, скорость передачи данных в сети GSM первоначально составляла всего 9,6 Кбит/с. Чтобы расширить возможности передачи данных, в сетях GSM используется технология пакетной передачи GPRS, которая позволяет осуществлять доступ в сеть, не занимая телефонную линию. При этом декларируется значительное повышение скорости передачи данных — до 100 Кбит/с и более. Но на самом деле при вводе услуг GPRS в эксплуатацию операторы редко обещали, что скорость соединения превысит 56 Кбит/с. И сразу оговаривались: это возможно только в идеальных условиях при низкой нагрузке на сеть. На практике, как отмечают многие пользователи, GPRS-соединение порой может вообще отсутствовать.
Примечательно, что в деле внедрения этой технологии российские операторы сетей GSM входят в число мировых лидеров. Объясняется это просто: когда началось массовое распространение GPRS, отечественные компании все еще продолжали развивать свои сети связи, а значит, имели возможность устанавливать базовые станции и коммутаторы, уже оснащенные GPRS.
Подавляющее большинство выпускаемых сейчас мобильных телефонов стандарта GSM поддерживают GPRS. Правда, не все они могут выступать в роли GPRS-модема (обеспечивать выход в Интернет с ПК). В то же время ряд аппаратов позволяет работать в сети (просматривать почту и Web-страницы) без помощи компьютера или КПК. Не стоит забывать и о таких классах оборудования, как смартфоны, а также ноутбуки с установленным GPRS-модемом. Все это делает технологию GPRS самым доступным беспроводным способом выхода в сеть.
Но качество этой услуги по указанным выше причинам невозможно гарантировать, а выделение под GPRS дополнительных ресурсов сотовой сети сразу скажется на качестве голосовой связи. Поэтому операторы за рубежом искусственно «сдерживают» развитие услуг GPRS с помощью высоких тарифов, а также ограничений на GPRS-роуминг.
Возможно, в дальнейшем такая политика будет проводиться и в России. Пока же отечественные операторы используют GPRS как очередной маркетинговый ход (при более или менее доступных тарифах — до 0,3 долл. за Мбайт). При этом доля выручки, полученной от предоставления услуг GPRS, у операторов сотовой связи довольно мала — несколько процентов.
Определенные надежды в деле передачи данных операторы связывают с внедрением сетей сотовой связи третьего поколения (3G). Эти сети способны обеспечить высокую скорость передачи, отсутствие конфликтов между голосовым трафиком и данными и ряд других преимуществ. Но ожидать быстрого развития сетей 3G не стоит.
Напомним, что два-три года назад в ряде европейских стран прошли аукционы по продаже лицензий на право предоставления услуг сотовой связи третьего поколения. Тогда некоторые операторы выложили значительные суммы за эти лицензии. Но время идет, на европейском телекоммуникационном рынке наблюдается некоторый спад, и новые сети не строятся. В нашей стране правительство не спешит раздавать лицензии на создание сетей 3G.
Наиболее близки к сетям 3G уже существующие сети стандарта CDMA, в которых предоставляется множество дополнительных услуг, в том числе и высокоскоростная передача данных. Сети CDMA распространены преимущественно в странах Юго-Восточной Азии и Америки. В России, согласно принятой Мининформсвязи РФ концепции развития связи, этот стандарт признан неперспективным. Соответственно прекращена выдача новых лицензий, а срок работы операторов, уже имеющих лицензии, ограничен 2008 г. Конечно, российские операторы CDMA не склонны терять свой бизнес и ищут пути для компромисса. Однако удастся ли его достичь — пока неизвестно.
Интернет за обедом
Другая технология беспроводной передачи данных, претендующая на статус массовой, — Wi-Fi. Первоначально она разрабатывалась для организации локальных сетей в рамках офиса (как правило, прием и передача данных возможны в радиусе до 500 м). Однако в дальнейшем, с ростом числа устройств Wi-Fi у пользователей, стали создаваться общественные коммерческие точки доступа (hot-spots).
За рубежом массовое создание общественных точек доступа началось в 2002 г. Тогда же появились первые коммерческие операторы Wi-Fi. Точки доступа, как правило, создавались в людных местах: аэропортах, вокзалах, гостиницах, бизнес-центрах. А также в ресторанах и кафе, владельцы которых часто применяли Wi-Fi как маркетинговый инструмент для привлечения клиентов. Кстати, и в России пункты общественного питания играют не последнюю роль в развитии Wi-Fi.
Число точек Wi-Fi-доступа растет. По прогнозу компании J’son & Partners, к началу 2005 г. число коммерческих точек доступа во всем мире достигнет 140 тыс., а число пользователей услуг Wi-Fi, как предсказывают аналитики Gartner Dataquest, достигнет 44 млн. По ряду прогнозов, в 2005 г. суммарный оборот операторов сетей Wi-Fi составит 5,2 млрд. долл.
По данным отчета J’son & Partners, в III квартале 2004 г. рост российского рынка Wi-Fi составил 80% по сравнению со II кварталом. На момент подготовки отчета (октябрь) аналитики располагали данными о 140 общественных точках доступа, 56% которых расположены в Москве, 24% — в Санкт-Петербурге, а 20% в других городах страны.
Аналитики J’son & Partners прогнозируют увеличение темпов роста российского рынка Wi-Fi. По их оценкам, в декабре 2004 г. в России будет 3 тыс. пользователей Wi-Fi (клиентов, выходящих в сеть через коммерческую точку доступа более одного раза в месяц), а число точек доступа достигнет 200. К 2008 г. число пользователей Wi-Fi в нашей стране, считают эксперты, составит 25—30 тыс., а число коммерческих точек доступа — примерно 1,25 тыс., из которых 56—60% будут расположены в Москве и Санкт-Петербурге.
С одной стороны, прогноз роста рынка в 10 раз в ближайшие четыре года не может не радовать. Но стоит отметить, что Wi-Fi — развивающийся рынок, а значит, высокие темпы роста для него почти «обязательны». Кроме того, ожидаемое через четыре года число пользователей сетей Wi-Fi не очень высоко. Особенно если сравнить его с числом проданных устройств, оснащенных функциями Wi-Fi, — ноутбуков (по оценкам Gartner Dataquest, до 80% продаваемых сейчас в мире ноутбуков именно такие), некоторых моделей КПК и смартфонов.
Почему же Россия так отстает? Во-первых, у нас не так много активных пользователей Интернет-услуг, а тех, кому доступ в Сеть нужен постоянно, и того меньше. Во-вторых, развитие Wi-Fi тормозят трудности, связанные с выделением частотного диапазона. Использование диапазона 2,4 ГГц внутри здания разрешено без специального оформления, но, например, для создания точки доступа на открытой террасе кафе оператору может потребоваться до одного года на получение необходимых бумаг. В-третьих, провайдеры опасаются вкладывать значительные средства в развитие сетей Wi-Fi, так как непонятен срок окупаемости таких проектов.
Как справедливо отмечает Олег Шенкер, аналитик компании «Финам», хотя ведущие отечественные провайдеры активно тестируют решения Wi-Fi, это следует считать скорее имиджевым ходом: «потенциальный круг клиентов слишком узок, и реальные доходы компании получают от небольшой группы клиентов». Кроме того, по его мнению, в случае сохранения такой ситуации в дальнейшем увеличение числа общественных точек доступа приведет не к росту доходов операторов, а скорее к их размыванию.
По словам Федора Куприянского, руководителя подразделения Golden Telecom по маркетингу и развитию продуктов, его компания, развивая сеть точек доступа в гостиницах, делает ставку главным образом на иностранных бизнесменов. Возможно, в существующих условиях это правильный подход. Ведь по оценкам J’son & Partners, преобладающую часть пользователей Wi-Fi в России составляют студенты, но 70% доходов приносят бизнесмены. Кстати, согласно ряду оценок, ежемесячный объем услуг Wi-Fi, предоставляемых в наших гостиницах, составляет около 50 тыс. долл.
Сейчас, по данным J’son & Partners, пятерка крупнейших провайдеров услуг Wi-Fi в России выглядит так: «Моском» (20 точек доступа), «Квантум» (18), «Таском» (17), «Стелком» (16) и «Петерстар» (13). Три компании из этой пятерки работают в Москве, а «Квантум» и «Петерстар» — в Санкт-Петербурге. Но уже в 2005 г. ситуация может измениться. Так, «Комстар — объединенные телесистемы» совместно с компаниями Fujitsu Siemens Computers, Intel и «РосБизнесКонсалтинг» объявили о намерении построить в Москве сеть, состоящую из 200 точек доступа. Планируется, что инвестиции в этот проект составят 3,3 млн. долл. Как утверждает Владимир Морозюк, директор компании «Комстар — объединенные телесистемы» по беспроводным технологиям, столь большая сумма затрат связана с желанием компании предложить услугу хорошего качества. По его словам, первые 40 объектов могут быть подключены к создаваемой сети еще до конца 2004 г.
Но прогнозы о дальнейшем развитии Wi-Fi могут не сбыться. Уже сейчас некоторые аналитики отмечают, что мировой рынок сетей Wi-Fi стагнирует. Причина в том, что технологии не стоят на месте и для Wi-Fi найдена достойная замена — WiMax.
Серьезный конкурент
В отличие от технологии Wi-Fi, которая создавалась для построения сетей в рамках офиса, технология WiMax рассчитана на большие городские территории, подобно сетям сотовой связи.
По словам Игоря Сысоева, директора компании Intel по развитию корпоративных проектов в телекоммуникационной сфере в странах СНГ, внедрение WiMax можно представить как трехэтапный процесс. Сначала устанавливаются стационарные уличные антенны, что позволит быстро предоставить услуги широкополосного доступа без прокладки кабельных сетей. Затем развитие технологии WiMax приведет к созданию комнатных антенн, которые обеспечат беспроводное подключение отдельных пользователей. И лишь после этого следует ожидать появления средств WiMax, встроенных в портативные компьютеры и КПК.
Несколько операторов в разных странах мира приступили к тестовой эксплуатации сетей WiMax. По оценкам исследовательской компании Intex Management Service, к 2008 г. объем продаж оборудования WiMax составит 2,8 млрд. долл.
В настоящее время на мировом рынке в больших количествах продаются дешевые решения класса pre-WiMax (такое оборудование производится и несколькими российскими компаниями). Они основаны на том же стандарте передачи данных 802.16, что и WiMax, но не гарантируют совместимости решений различных производителей (официальные спецификации стандарта WiMax должны появиться к концу 2004 г.). Стоимость базовой станции pre-WiMax составляет 3—5 тыс. долл., а абонентского оборудования — 1 тыс. долл.
По мнению Петра Кочегарова, генерального директора компании InfiNet, одного из российских сборщиков устройств pre-WiMax, с принятием окончательных спецификаций стандарта 802.16 появятся интегрированные решения для пользователей, и стоимость оборудования может упасть в 2—3 раза.
Но для успешного развития сетей WiMax предстоит решить немало проблем. Одна из них связана с выбором частоты. Консорциум WiMax считает, что сети можно создать в трех диапазонах: 2,5, 3,5 и 5,8 ГГц, и окончательно «волна» еще не выбрана. Более того, американцы и европейцы лоббируют принятие в качестве рабочих разных частотных диапазонов. В любом случае разрешение на использование определенного частотного диапазона нужно будет получать не только в России, но и в других странах. Кроме того, считается, что для нормальной работы нескольких операторов WiMax нужна полоса частот 180—200 МГц, а такие частотные ресурсы есть далеко не в каждой стране.
Другая проблема — совместимость. Так как окончательные спецификации стандарта еще не приняты, то не проведено и тестирование на совместимость оборудования разных производителей. Поэтому пока трудно оценить, насколько удобно будет наращивать сети WiMax в дальнейшем.
И все же аналитики предрекают, что сети WiMax не только составят конкуренцию кабельному подключению, но смогут отнять клиентов и у операторов сотовой связи, так как широкополосный доступ позволит эффективно передавать голосовой трафик через IP. Могут пострадать и операторы сетей Wi-Fi: сети WiMax позволяют оказывать услуги клиентам на значительно большей территории.