Российский ИТ-рынок уже можно назвать достаточно зрелым. Каждый игрок имеет свою долю, отобрать которую довольно трудно. Бизнес диверсифицирован. Если произойдут события, которые могут повлечь кризис в экономике, «дополнительные» бизнесы помогут дистрибьюторам выжить.
«Поломать» российский ИТ-бизнес можно, только привлекая серьезные зарубежные инвестиции. Покупка одной или нескольких российских компаний произойдет с приходом «монстров» с Запада, способных единовременно вложить в бизнес в России десятки миллионов долларов. Но пока у нас существует такая непредсказуемая таможня (а в ближайшие пять лет ситуация вряд ли изменится), нашим дистрибьюторам бояться нечего.
Так что в ближайшее время, если что-то и изменится в расстановке сил, то очень незначительно. Можно сказать с уверенностью, что нынешние лидеры рынка останутся: эти компании очень серьезно оторвались от возможных претендентов, но при условии, что они не станут делать больших ошибок с точки зрения выбора вендоров, модели работы с партнерами или рискованных финансовых операций на непрофильных рынках.
Одним из направлений развития рынка станет укрупнение российских игроков с целью диверсификации бизнеса и открытия дополнительного направления деятельности, например системной интеграции, консалтинга, производства ПК и т. д. А значит, и происходить укрупнение будет не столько за счет объединения дистрибьюторов, сколько за счет создания холдингов или ассоциаций совместно с «дополняющими» компаниями. А вот покупки одного игрока другим, скорее всего, не произойдет — внутри российского ИТ-рынка практически невозможно найти средства для этого.
Параллельно с широкопрофильными на рынке достаточно активно будут работать и нишевые дистрибьюторы, не претендующие на звание «крупнейшего по объемам», но отличающиеся специализацией и хорошей экспертизой в рамках конкретной ниши.
Такое позиционирование станет их основным конкурентным преимуществом.
Наиболее успешными станут те компании, которые будут фокусироваться не на новых вендорах, а на новых видах продуктов. Например, наши партнеры-дистрибьюторы начинают опережать интеграторские компании (последние, скорее всего, станут все чаще отказываться от практики прямых контрактов с вендором) в вопросах работы с инновационными технологиями. И мне кажется, что дистрибьюторы, которые будут не только продавать, но и заниматься совместно с производителем формированием спроса, смогут заработать на этом серьезный капитал и «отыграть» значительную долю на рынке.
В то же время обязательно появятся дистрибьюторы, занимающиеся электронными продажами. Они не будут оказывать своим партнерам никакой поддержки. Но для продвижения «коробочного» товара этот способ очень дешевый, а значит, и очень эффективный.