Я думаю, что жить в мире и не следовать его законам просто невозможно, поэтому вполне естественно, что на развитие нашего ИТ-рынка вообще и дистрибуции в частности оказывают влияние общемировые и прежде всего европейские тенденции.
Первая из них — глобализация. Дистрибьюторские компании будут объединяться с целью получить большую долю рынка за счет сокращения затрат и совершенствования логистических цепочек.
Возможен вариант, когда такое укрупнение может быть спровоцировано приходом зарубежных игроков, готовых объединиться с существующими российскими компаниями или просто приобрести их. Но пока западный ИТ-рынок переживает не лучшие времена, иностранные дистрибьюторы в Россию не особенно спешат, не имея на это свободных средств. Правда, даже когда на российском рынке появятся средства для приобретения местных игроков, последние могут столкнуться с проблемой оценки собственного бизнеса: пока еще на нашем неразвитом фондовом рынке ИТ-компании не котируются. Сложно определить стоимость фирмы, за сколько продать «родное дитя», которое своими руками растил с нуля... Чтобы процесс глобализации коснулся и нашего рынка, необходимы некоторые изменения в самих дистрибьюторских компаниях: — только с участием профессиональных юристов, консультантов и аудиторов можно аргументированно объяснить потенциальным инвесторам, куда идет компания и зачем.
Вторая тенденция — специализация компаний. Успешнее других будут действовать дистрибьюторы, не ограничивающие свой бизнес только движением коробок из точки А в точку Б, а предоставляющие дополнительные сервисы. Причем это могут быть совершенно разные виды услуг: оптимизация логистических процессов, финансовая и техническая поддержка, предоставление возможности профессионального обучения и т. д.
Кроме того, часто перед российскими компаниями стоит проблема выбора объекта инвестирования. И в этом отношении создание производственного подразделения может стать решением для дистрибьютора. Сейчас этот путь можно считать достаточно перспективным в первую очередь благодаря государственным программам, в рамках которых в ближайшие 2–3 года из бюджета будут выделяться достаточные средства на закупку ИТ-оборудования.
Подобная диверсификация бизнеса не характерна для Европы, где компании стараются не создавать вертикально интегрированных холдинговых структур. В европейских странах всегда можно выделить явных «чемпионов», которые постоянно стараются увеличить свое географическое присутствие, в том числе и за счет покупки своих конкурентов., Если они перестанут фокусироваться на основном бизнесе, а начнут «распыляться», они просто проиграют остальным. У российских же компаний подход к бизнесу иной. У нас на рынке нет ни одного крупного дистрибьютора, нет ни одного ярко выраженного лидера, а работает целый ряд (8–10) достаточно успешных, но, по меркам европейского рынка, средних компаний.
В будущем практика российских компаний браться «за все сразу» может создать для многих из них серьезные проблемы. Обострение конкуренции среди крупных компаний приведет к тому, что кто-то не выживет, потому что они — одни из многих, они не лидеры. Чтобы чувствовать себя крепко, уверенно, надо быть лидером, надо иметь не только значительную долю рынка, но и стратегию лидерства.
Россия постепенно становится одним из самых интересных европейских рынков с точки зрения объема бизнеса. А вот в плане структурных преобразований мы серьезно отстали. Я считаю, в этом в первую очередь «виновата» благоприятная общеэкономическая ситуация в стране: ИТ-рынок развивается хорошо, его рост удовлетворяет всех игроков, места хватает всем, и нет никаких внешних стимулов, побуждающих компанию что-то изменить. Но такое благополучие не может быть вечным. Через какое-то время конкуренция усилится, и дистрибьюторам придется задуматься о конкретных шагах по оптимизации структуры, совершенствованию технологии работы — развитие конкурентных преимуществ станет важнейшей задачей для основных игроков.