Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в 2005 г.*
Компьютеры
Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) в 2005 г. составил чуть более 5553 тыс. шт. Около 78% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные ПК, порядка 17% — на ноутбуки, 3,5% — на КПК и около 2% — на серверы (на платформе Intel). В лидирующую группу компаний на рынке ПК входят** Aquarius, Depo Computers, Formoza, HP и Kraftway. При этом доля первых пяти компаний составила около 20% продаж настольных компьютеров.
В сегменте ноутбуков в пятерку лидеров вошли Acer, ASUSTeK, Fujitsu Siemens Computers, Rover Computers и Samsung, на их долю суммарно приходится 61,8% всех продаж.
Наилучшие показатели продаж КПК по итогам года были у компаний Asus, Fujitsu Siemens Computers, HP, PalmOne, Qtek. В сегменте серверов первые пять производителей — Aquarius, Depo Computers, HP, IBM и Kraftway — в общей сложности контролируют 62,8% продаж в натуральном выражении.
Мониторы
Общий объем продаж на свободном рынке мониторов составил около 6,9 млн. шт. В денежном выражении рынок почти достиг отметки 1,9 млрд. долл. Показатели 2004 г. были превышены почти на 25% в штучном исчислении и примерно на столько же — в денежном.
После преодоления ЖК-мониторами 50%-ной отметки (в начале 2005 г.) процесс вытеснения ЭЛТ-устройств приобрел обвальный характер, и по итогам года плоскопанельные аппараты уже составили почти три четверти рынка, а ключевым продуктом стали 17-дюйм ЖК-устройства.
В 2005 г. лидером российского рынка оставалась компания Samsung, за ней следовала LG, третье место — за компанией Acer, которой к концу года даже удалось потеснить LG в ключевом сегменте ЖК-мониторов. Во «втором» эшелоне с переменным успехом шла борьба между компаниями BenQ, Philips и ViewSonic.
Устройства hardcopy
Принтеры. Общее количество принтеров, проданных в 2005 г., практически осталось на уровне предыдущего года — около 3,2 млн. шт. (рост чуть более 1%), а в денежном выражении объем рынка сократился почти на 3% и составил 613 млн. долл. В основных технологических классах положительную динамику сохранили только лазерные принтеры, где наиболее высокие темпы роста по-прежнему демонстрировали принтеры для рабочих групп производительностью 21—30 стр./мин, а также цветные устройства. В то же время потенциал роста традиционных струйных принтеров, в большей степени, чем лазерные, испытывающих конкуренцию со стороны МФУ, оказался исчерпанным, и их поставки сократились за год более чем на 8%. Уменьшились также и продажи матричных принтеров, рыночная доля которых по итогам года составила всего около 2%.
Ведущую пятерку вендоров рынка принтеров составили компании Canon, Epson, HP, Samsung и Xerox.
Настольные МФУ. В 2005 г. продолжалось бурное развитие сегмента настольных многофункциональных устройств. Всего было продано свыше 1 млн. лазерных и струйных МФУ, что в 2,7 раза больше, чем в 2004 г., при этом эти технологические классы продуктов заняли примерно равные доли рынка. В денежном выражении объем продаж превысил 250 млн. долл. Следует отметить также, что с середины года началось формирование нового подсегмента МФУ — цветных лазерных устройств.
Наилучшие показатели продаж лазерных МФУ были у компаний Canon, Samsung и Xerox, а в струйном сегменте лидерами рынка оставались Canon, Epson и HP.
Сканеры. Общий объем продаж планшетных и фильмовых офисных сканеров в 2005 г. составил около 790 тыс. шт., что несколько меньше, чем за предыдущий год. Денежный объем рынка сократился более чем на 4%. В то же время о полном насыщении рынка говорить еще рано, о чем свидетельствует рост спроса во второй половине года, причем в IV квартале продажи сканеров увеличились почти на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г.
Продолжилась тенденция к консолидации рынка, доля пяти ведущих производителей сканеров — BenQ, Canon, Epson, HP и Mustek, составила около 93% всех проданных устройств.
Цифровые фотокамеры. На рынке цифровых фотокамер в 2005 г. было продано около 2 млн. устройств (без учета «серых» поставок), что более чем вдвое превышает показатель 2004 г. В технологические лидеры вышли 5-Мп устройства, а наиболее стремительный рост демонстрировали зеркальные камеры (правда, с низких начальных позиций).
По количеству проданных камер в лидирующую пятерку входят Canon, Nikon, Olympus, Samsung и Sony, на долю которых пришлось более двух третей всех продаж.
Презентационное оборудование
Мультимедийные проекторы. В 2005 г. рынок мультимедийных проекторов (включает data-проекторы с проецируемым изображением формата 4:3 и кинотеатральные широкоформатные устройства) составил более 61 тыс. устройств, что на 27% больше, чем в 2004 г. Но без учета тендера «Дети России» рост рынка более внушительный — 65% (в натуральном выражении). В денежном выражении рост регулярного рынка оказался не столь значительным и составил чуть больше 30%.
Впервые XGA-устройства по объему продаж превысили SVGA-аппараты и сейчас составляют почти 50% рынка. На широкоформатные проекторы приходится около 10% рынка, что несколько меньше, чем в 2004 г., однако в денежном выражении их доля за год ощутимо выросла.
Кроме того, продолжается рост доли DLP-устройств, которые практически достигли половины от общего количества реализованных в 2005 г. проектов.
Лидером рынка проекторов стала компания BenQ. В первую тройку входят также Panasonic и Sanyo. Кроме этого отметим группу брэндов, показавших значительные объемы продаж: Acer, Epson, InFocus, Mitsubishi, Nec и Toshiba.
Плазменные панели и телевизоры. Реальная емкость рынка плазменных панелей (с тюнером и без тюнера) в 2005 г. составила почти 160 тыс. устройств, причем за год объем продаж в штучном выражении увеличился в 2,1 раза. Этот внушительный рост сопровождался существенной ценовой эрозией, за год составившей 30%.
Увеличилась — до 75% — доля реализованных устройств с тюнером (т. е. «чистых» телевизоров), что на 15% больше, чем в 2004 г. Доминирующее положение благодаря доступной цене заняли панели класса low-end с разрешением 852Ч480.
Лидером данного рынка по итогам года стала компания Philips. В первую тройку входят также Panasonic и Samsung. Помимо них сильны позиции компаний Hitachi, LG, Sony и Pioneer.
Жидкокристаллические телевизоры. Российский рынок ЖК-телевизоров (включая и информационные ЖК-панели, и ЖК-мониторы с функцией телевизора) в 2005 г. составил почти 610 тыс. устройств, что в 3,5 раза больше, чем в 2004 г. В денежном выражении превышена отметка 650 млн. долл. Рост рынка в значительной мере был обусловлен высоким спросом на «маленькие» аппараты с «традиционной» диагональю 15 и 20 дюймов, что указывает на активное развитие «рынка замены». Вместе с тем еще более быстрыми темпами росли продажи широкоформатных устройств (в основном с большой диагональю).
По итогам года лидером здесь стала компания Philips. В первую тройку среди поставщиков ЖК-телевизоров входят также компании Samsung и Sharp. На долю этой тройки в 2005 г. пришлось почти 60% реализованных устройств. Кроме того, значительные объемы продаж показывают компании LG и Sony.
ИБП
На рынке ИБП в 2005 г. было продано более 2 млн. устройств, в денежном выражении объем продаж превысил 300 млн. долл., результаты 2004 г. превышены на 37 и 28% соответственно. Различие в динамике денежных и штучных показателей обусловлено снижением средневзвешенной стоимости, произошедшей из-за структурного сдвига в сторону увеличения продаж самых легких и дешевых устройств, реализованных по технологии line-interactive AS. В целом же ощутимой ценовой эрозии, в отличие от других видов ИТ-оборудования, на рынке ИБП не наблюдается уже очень давно.
Несмотря на острую конкуренцию, компании APC удается контролировать около 60% продаж в денежном выражении. Основными соперниками на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками Ippon, Powercom и Powerman. На рынке «тяжелых» решений ощутимы позиции компаний Chloride, Eaton Powerware, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), MGE UPS Systems, Neuhaus, Newave и Socomec Sicon UPS.
Телекоммуникации
Предварительные итоги развития рынка ADSL-услуг показывают, что на конец 2005 г. в России эксплуатировалось около 425 тыс. ADSL-линий. Это на 280 тыс. (или на 193,1%) больше итогов 2004 г. Таким образом, за прошлый год количество подписчиков на ADSL-сервис в стране выросло почти в три раза.
Явный лидер этого рынка — столичный тандем МГТС/«МТУ-Интел» (в настоящее время оба оператора входят в компанию «Комстар—Объединенные ТелеСистемы»). Однако благодаря активизации региональных признанных операторов, а также ростовской компании «Цифровые телефонные сети» (ЦТС) его доля в течение всего прошлого года сокращалась и в конце года опустилась до 57,2%. На второй позиции обосновалась МРК ЮТК, на третьей — «Вэб Плас». В сумме на эту тройку операторов приходится более 60% рынка.
* Полный отчет опубликован в сборнике «БестселлерыIT-рынка», № 1/2006.
** Компании и торговые марки перечислены в алфавитном порядке.