22 марта Dell официально объявила о покупке. Финансовые условия сделки не сообщаются. Как сказали руководители Dell, Alienware продолжит работу как полностью находящийся в собственности Dell филиал, но при этом будет независимо осуществлять маркетинг, рекламировать и продавать свою продукцию при сохранении торговой марки Alienware. Сделка должна быть завершена спустя 30—45 дней после ее утверждения официальными инстанциями.
По словам основателя и главного управляющего Alienware Нельсона Гонзалеса, компания, рассмотрев предложение Dell, пришла к выводу, что сделка поможет увеличить ее прибыль за счет использования эффективной цепочки поставок Dell, поскольку обе компании используют модели прямых продаж.
Но какую выгоду получает Dell? Это объяснил Рахал Суд, главный управляющий Voodoo PC, производителя ПК. Он отметил, что Dell теряет технологическое лидерство в области игровых ПК, что мешает вендору выйти на рынок потребительских устройств, где марка Alienware воспринимается лучше. Поэтому Dell после покупки Alienware сможет увеличить свой потенциал в этом сегменте.
Однако аналитики отнеслись к заявлению Суда критически. Так, Роджер Кей, президент аналитической ассоциации Endpoint Technologies, подчеркнул, что подобная сделка — явное отклонение от политики Dell, которая всегда отвергала попытки расширения бизнеса путем приобретения других компаний. «Кроме того, Dell уже сформировала мощный маркетинговый бюджет для продвижения серии своих высококлассных ПК XPS», — отметил Кей.
Действительно, во второй половине 2005 г. Dell выпустила новую серию ПК и ноутбуков XPS, которые были ориентированы на компьютерных игроков и домашние развлечения. Как отмечают аналитики, Dell, которая всегда заботилась о прибыли, пытается ее увеличить за счет продаж продуктов на потребительском рынке, что приносит ей 15% дохода. Сегодня это особенно важно для компании, которая в 2005 г. дважды фиксировала снижение прибыли и доходов относительно ожидаемых, что было обусловлено агрессивным снижением цен на ПК начального уровня и незапланированным большим количеством проданных компьютеров этого класса. Тем более, что цена игрового ПК может в несколько раз превышать стоимость обычного настольного компьютера.
Поэтому Dell пытается перестроиться и нацеливает свой бизнес на расширение выпуска и продаж дорогих высококлассных игровых систем и ПК для домашних развлечений. Тем более что их сбыт растет быстрее, чем поставки основной массы устройств, производимых Dell. Именно об этом заявил в январе 2006 г. председатель совета директоров компании Майкл Делл: «Мы будем агрессивно выходить на рынок потребительской электроники, в том числе в сегмент игровых ПК, поскольку около 20% потребителей компьютеров составляют игроки».
Тогда же на выставке Consumer Electronics Show компания представила настольный ПК XPS 600 Renegade, который, по словам руководителей Dell, может составить конкуренцию новым игровым консолям Microsoft Xbox 360, Nintendo Revolution или Sony PlayStation3. В XPS 600 Renegade используются самые современные компоненты (в частности, двухъядерный процессор Pentium 965 с частотой 4,26 ГГц), которые обеспечивают ПК высокую производительность и качество воспроизведения трехмерных динамических игровых картин. Поступивший в продажу в марте ПК XPS 600 Renegade, укомплектованный 30-дюйм ЖК-монитором и подсвечиваемой клавиатурой, продается по цене 9930 долл.
В свою очередь Alienware продает мощные игровые ПК, которые стоят от 3 до 10 тыс. долл. Эти компьютеры покупают поклонники многопользовательских сетевых игр. В 2005 г. объем продаж компании Alienware составил 175 млн. долл., а в текущем году, по предварительным оценкам, может возрасти до 225 млн. долл. И хотя аналитики говорят, что в настоящее время Alienware продает около 85 тыс. ПК в год, что меньше 0,5% общего объема мирового рынка ПК, использование цепочки поставок Dell может привести к росту продаж.
«Системы Alienware станут отличным дополнением к семейству высококлассных ПК Dell, созданных для игроков, любителей мультимедийных развлечений и творческих профессионалов, — заявил после анонса о сделке Майкл Делл. — Кроме того, мы сможем использовать хорошо известную потребителям торговую марку». Однако остается открытым вопрос о том, как одновременно Dell и Alienware смогут продвигать на рынке свои продукты, которые в сегменте игровых ПК конкурируют.
Но аналитики настаивают на том, что есть еще одна причина, которая подтолкнула Dell к этой сделке. Как известно, Dell является единственным в Северной Америке крупным производителем, использующим в своих изделиях исключительно процессоры Intel. Однако осенью 2005 г. в Интернет-магазине Dell появились в продаже процессоры AMD, а руководители Dell несколько раз похвально отзывались о технологиях этого поставщика, хотя отрицали всякую возможность заключения с ним соглашения.
Тем не менее в начале года Дуг Фридмэн, старший аналитик American Technology Research, вполне уверенно заявил, что в марте Dell все-таки заключит соглашение с AMD и начнет выпускать ПК, ноутбуки и серверы с процессорами последней. Появление ПК Dell с процессорами AMD не стало бы неожиданностью. Тем более что, по оценкам исследовательских компаний, в последний год компьютеры на базе процессоров AMD завоевывают все большую долю рынка. Так, по данным Mercury Research, в IV квартале 2005 г. доля всех ПК, ноутбуков и серверов в архитектуре х86 на основе ЦП AMD возросла с 17,7 до 21,4%. Доля серверов на базе AMD Opteron в течение этого квартала увеличилась с 12,7 до 16,4%.
Поэтому, как подсчитал Тони Сакконаги, аналитик Sanford C. Bernstein, выпуск ПК на базе процессоров AMD дал бы Dell возможность отвоевать у таких конкурентов, как НР, Gateway, Lenovo и IBM, около 1—2% рынка серверов и 0,5—1% рынка настольных ПК. Это принесло бы Dell дополнительно 250—350 млн. долл. операционной прибыли, однако аналитик сразу заметил, что «не ясно, будет ли этого достаточно для возмещения потенциальной потери маркетинговых фондов, получаемых от Intel».
Кроме того, руководители Dell неоднократно заявляли, что рост затрат на поддержку и развитие двух групп продуктов — на базе Intel и AMD, является серьезным препятствием для заключения соглашения с AMD. И вряд ли ограниченные производственные мощности AMD позволили бы ей стать полноценным поставщиком процессоров для крупнейшего производителя компьютеров.
Зато Alienware выпускает настольные ПК, ноутбуки и серверы как на базе процессоров Intel, так и AMD. Приобретение этой компании фактически развязывает руки Dell — филиал, который продает системы на основе процессоров AMD, — наиболее простой путь к получению рыночных преимуществ по сравнению с производством компьютеров на базе AMD Athlon или Sempron. Это дало повод Дугу Фридмэну назвать покупку Alienware обходным маневром Dell, который, по его мнению, станет началом сотрудничества с AMD.