В феврале Уральское таможенное управление начало проверку екатеринбургских ИТ-компаний. По неофициальной информации, первые «визиты» таможенники нанесли в две крупные компании. Одна из них — региональный субдистрибьютор, вторая входит в число ведущих игроков на розничном и корпоративном рынке.
По словам исполнительного директора региональной Ассоциации компаний сферы информационных технологий (АКСИТ) Станислава Сиражева, проверки проводятся «очень интеллигентно». «Люди в погонах» проверяют всю документацию на товары (в первую очередь — комплектующие), обращая особое внимание на номера грузовых таможенных деклараций (ГТД). Товары, вызвавшие подозрение, со склада компаний не вывозились, но и без убытков, естественно, не обошлось, ведь во время проверки, которая по закону может продолжаться в течение двух месяцев, проверяемый товар не должен продаваться. Чтобы не подводить клиентов, пострадавшие компании вынуждены договариваться с конкурентами, которых проверка не коснулась, и закупать у них товары по тем позициям, которые оказались «замороженными». По сути, торговля ведется себе в убыток.
Как известно, абсолютное большинство региональных компаний не являются участниками ВЭД. Они закупают уже растаможенный товар в основном у московских и питерских дистрибьюторов. Являясь «добросовестными приобретателями» и честно заплатив все налоги, они тем не менее не застрахованы от серьезных неприятностей, если при проверке на их складах будут выявлены неправильно задекларированные или незаконно ввезенные товары. А вероятность этого весьма высока — по оценке руководителя службы общественных связей РАТЭК Антона Гуськова, в Россию легально ввозится лишь 10—12% компьютерных комплектующих.
«У нас есть лишь номер ГТД, но мы не можем утверждать, что по ней были ввезены комплектующие, а не зеленый горошек. Проверить, был ли товар ввезен легально, невозможно. Тем более, если речь идет не о ввозе комплектующих под видом другого товара, а о занижении декларируемой стоимости», — считает Станислав Сиражев. Конечно, каждый дилер может обратиться с официальным запросом в Федеральную таможенную службу (ФТС), но ждать ответа придется очень долго. И несложно представить, в какой ситуации окажется ФТС, если все региональные компании будут запрашивать информацию по каждому счету-фактуре на громадный ассортимент оборудования и комплектующих.
Тем не менее регулярно обновляемые «закрытые» базы ФТС легко можно приобрести на «пиратском» рынке. Но воспользоваться ими могут не только дилеры (хотя бы для минимальной «подстраховки»), но и «недобросовестные» импортеры (для составления «левых» счетов-фактур).
«Пробив» по своей базе номера ГТД на «подозрительные» товары и обнаружив несоответствие, таможенники предъявили штрафные санкции к двум екатеринбургским компаниям, в которых проводились проверки. По словам Станислава Сиражева, эти фирмы предъявят претензии своим дистрибьюторам, но когда они смогут компенсировать убытки, пока не известно. Тем более, если по результатам проверок под пристальное внимание таможенников попадут их столичные дистрибьюторы, продавшие «серый» товар.
Екатеринбургские компании несут не только прямые, но и косвенные потери, которые, по мнению Станислава Сиражева, могут быть на порядок выше. Ведь заказчик может рассуждать примерно так: «Раз проводятся проверки — значит, есть проблемы... Стоит ли тогда работать именно с этими компаниями?».
В начале марта уральские таможенники и представители ИТ-компаний решили публично озвучить свои позиции. В Екатеринбурге прошла пресс-конференция, организованная АКСИТ, в которой принял участие заместитель начальника Уральского таможенного управления по экономической деятельности Вадим Мясников. По его словам, проверки, проводящиеся в форме «специальной таможенной ревизии», являются плановыми и осуществляются в полном соответствии с таможенным законодательством. Он также сообщил, что в этом году проведение подобных проверок запланировано во всех областных городах Уральского федерального округа. «Предпринимателям, торгующим компьютерной техникой, стоит быть к этому готовыми», — подчеркнул он.
В свою очередь члены АКСИТ выступили с заявлением, в котором, в частности, говорится: «Мы понимаем, что проверки направлены на выявление незаконно ввезенных товаров на территорию России и ликвидацию в дальнейшем подобных возможностей». Вместе с тем, как справедливо отмечается в заявлении АКСИТ, «в интересах государства было бы не создание трудностей в работе региональных компаний, а выявление первоисточника в цепочке поставок незаконно ввезенного товара».
По мнению АКСИТ, проблемы, связанные с таможенными проверками, испытывают крупнейшие компании региона, и это может привести к активизации мелких полулегальных фирм. «Проверки коснулись лидеров екатеринбургского рынка. Понятно, что проверить одну крупную компанию легче, чем десять мелких. Но крупные фирмы не хотят рисковать своим бизнесом и стараются работать в рамках законодательства», — утверждает Станислав Сиражев.
Кроме того, данная ситуация, по мнению членов АКСИТ, может привести к «масштабному приходу компаний из других регионов». Естественно, под этим прежде всего понимается возможная экспансия конкурентов из Москвы. Более того, некоторые игроки не исключают, что именно крупные столичные фирмы «лоббировали» таможенные проверки в Уральском регионе.
Если подобные проверки будут проводиться по той же схеме и в остальных крупных компаниях Урала, то, по мнению АКСИТ, это может привести к дестабилизации рынка, спекулятивному повышению цен и массовому увольнению квалифицированных кадров из ИТ-компаний. Но пока что, по словам Станислава Сиражева, таможенный рейд практически не отразился на уровне цен в компьютерных магазинах Екатеринбурга.
В АКСИТ полагают, что можно ожидать визитов таможенников и в другие региональные компании. «Первые проверки проводятся долго. Но как только сотрудники таможни «набьют руку», все это может пойти гораздо быстрее и в более массовом порядке», — считает Станислав Сиражев. Но при этом, по его мнению, проверяющие органы должны не только карать, но и предупреждать появление «серых» товаров.
«Вопрос о конфронтации между нами и таможенниками не стоит. Мы пытаемся организовать конструктивный диалог, чтобы избежать потерь со стороны ИТ-компаний и даже каким-то образом облегчить работу таможенной службы», — утверждает Станислав Сиражев. В частности, АКСИТ предлагает создать оперативный канал обмена информацией. Подразумевается, что региональные компании могли бы в любой момент обратиться к «специально выделенным людям» в таможенных органах, выборочно предоставив ГТД на закупаемый товар, и тут же, без долгих бюрократических проволочек, получить ответ, легально ли он был ввезен.
По словам Вадима Мясникова, проблемы ИТ-компаний «находят понимание у таможенников Уральского региона». «В этом плане совместную пресс-конференцию можно считать одним из первых шагов в достижении позитивных результатов», — считает он.
В пресс-релизе по итогам совместной пресс-конференции с АКСИТ, размещенном на сайте Уральского таможенного управления, предлагается «три варианта решения проблемы по минимизации коммерческих рисков продавцов компьютерной техники, которые могут пострадать от недобросовестности поставщиков-импортеров». Однако эти «добрые советы» вряд ли удастся использовать на практике.
По мнению уральских таможенников, во-первых, в заключаемых договорах и контрактах необходимо прописать ответственность поставщиков в том случае, если по результатам проверок будет выявлен «серый» товар. Но комплектующие нередко попадают к дилеру по цепочке, состоящей из нескольких посредников, и вряд ли кто-то из них согласится нести ответственность за нарушения, допущенные импортером. К тому же не секрет, что и многие дистрибьюторы формально не являются участниками ВЭД, а приобретают товар на внутреннем рынке.
Во вторых, компаниям предлагается требовать у поставщиков копию таможенной декларации и инвойс (документ, выполняющий роль счета-фактуры в международных контрактах). Это вряд ли возможно, и не только по тем же причинам, что и в первом варианте, — в этих документах отражается прибыль, которую получил импортер. Естественно, дистрибьюторам не захочется раскрывать партнерам величину своей маржи.
Третий вариант «минимизации коммерческих рисков», весьма логичный с точки зрения таможенников, вряд ли стоит рассматривать всерьез. Дилерам предлагается «напрямую, минуя посредников, заключать договора с иностранными производителями компьютерных комплектующих и проводить таможенное оформление в региональных таможнях». Без комментариев...
Трудно однозначно сказать, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Возможно, таможенники остановятся, «выполнив план» и собрав определенную сумму недоплаченных пошлин. Но не исключено, что подобные проверки могут стать массовыми, а практика их проведения получит широкое распространение и в других регионах.
Пока что от действий таможенников «страдает» лишь Урал. Во всяком случае, никаких «тревожных сигналов» из других регионов не поступает. В региональных ассоциациях ПАПИТ (Пермская ассоциация профессионалов информационных технологий) и ТомКИТ («Томские компании информационных технологий») знают о проблемах уральских коллег и выражают им свое сочувствие. По словам исполнительного директора ПАПИТ Сергея Пивнева и исполнительного директора ТомКИТ Игоря Выпулина, в их регионах проверки ИТ-компаний не проводятся. Хотя, как показывает опыт Екатеринбурга, следует быть готовым к любым неожиданностям.
Еще в одном регионе ситуацию прокомментировали так: «Знакомые таможенники пока нам ничего не говорили о проверках. Так что пока у нас все спокойно. По всей видимости, в Москве, как минимум, должны проанализировать итоги рейда, проводившегося в Екатеринбурге. Надеемся, там поймут, что так делать нельзя, и, может быть, изобретут какие-то другие методы борьбы с «серым» импортом».
Действительно, руководству таможенной службы есть над чем задуматься. И дело не только в возможной дестабилизации ИТ-рынка. Если недополученные с импортеров таможенные сборы будут взиматься за счет региональных компаний, не являющихся участниками ВЭД, то ФТС, по сути, распишется в своей неспособности контролировать ситуацию на границе.