Компания была основана в августе 1985 г., но свой первый графический адаптер выпустила в 1987 г. Видимо, за точку отсчета возраста компании взята средняя дата между моментом основания и началом производственной деятельности. Дэйв Ортон заявил, что рост продаж продукции ATI, который достигнут за последние три года на нашем рынке (оборот компании в период с 2003-го по 2005 г. вырос более чем в 10 раз) выводит Россию на одно из приоритетных мест.
Следует вспомнить, что в 2002 г. ATI изменила модель своего бизнеса, прекратив производство графических плат и оставив за собой только разработку и выпуск ГП, на базе которых графические ускорители стали производить ее ОЕМ-партнеры. Это привело к тому, что продукция ATI, занимавшая в 2001 г. до 70% российского рынка графических адаптеров, практически исчезла с прилавков магазинов и со складов дистрибьюторов, а созданный канал сбыта фактически развалился. Лишь к концу 2003 г. вендор решил его воссоздать, для чего в начале 2004 г. открыл в России офис, назначив региональным менеджером Александра Жаворонкова, ранее работавшего в штаб-квартире компании. Благодаря его усилиям и помощи дистрибьюторов и был достигнут столь впечатляющий рост продаж. По утверждению Александра Жаворонкова, сегодня доля России в продажах графических ускорителей с ГП ATI на европейском рынке составляет 25%, а на мировом — 15%.
Рассказывая о текущем положении компании, Ортон сказал, что в 2005 г. оборот ATI на мировом рынке составил 2,2 млрд. долл., а уровень капитализации в марте 2006 г. оценивался в 4,75 млрд. долл. Стратегическую цель ATI определила еще три года назад: это достижение продуктового и технологического лидерства на мировом и локальных рынках дискретных графических ускорителей, завоевание значительной доли рынка графических систем, интегрированных в наборы микросхем логики (НМЛ), выход на рынки потребительской электроники — мобильных телефонов, цифрового телевидения (ЦТВ), игровых приставок, достижение прибыльности и хороших финансовых показателей.
Как заявил глава компании, большинство из этих целей достигнуто, ATI намерена добиваться большего. В частности, по данным ATI, она стала поставщиком номер один ГП дискретных графических ускорителей для настольных ПК, захватив более 50% этого рынка, и продолжает наращивать поставки продуктов с темпом около 23% в год. По словам президента, компания близка к тому, чтобы завоевать около 50% рынка всех видов (дискретных и интегрированных) графических ускорителей для ноутбуков. Именно поэтому она развивает разработку НМЛ для ПК на базе процессоров Intel и AMD.
Однако, как подчеркнул Ортон, производство ПК, графические ускорители для которых до последнего времени были основным видом продукции, растет с темпом не более 10% в год. «Нас не устраивает такое положение дел, мы хотим развивать бизнес с темпом 20—30%, поэтому в последнее время начали разрабатывать и выпускать ГП для устройств потребительской электроники», — заявил президент ATI.
В настоящее время компания является производителем и поставщиком ГП Imageon, 100 млн. шт. которых закупили пять ведущих вендоров — BenQ, LG, Motorola, Samsung и Siemens для использования в мобильных телефонах. Все большее значение приобретает выпуск графических адаптеров для ЦТВ. В США принят закон о повсеместном прекращении аналогового телевещания и переходе на цифровое вещание с февраля 2009 г., а в Европе переход на ЦТВ планируется осуществить в 2010—2012 гг. ATI, которая поставляет ГП Xilleon для адаптеров ЦТВ, по ее данным, уже захватила свыше 50% этого сегмента рынка.
Наконец, ATI стала поставщиком ГП для игровых приставок Microsoft Xbox 360, Nintendo GameCube и Revolution. Приставки должны обеспечивать высокое качество воспроизведения динамических графических сцен, поэтому в разработанных для Xbox 360 графических ускорителях ATI реализованы функциональные возможности и технологии, которые пока отсутствуют в дискретных графических адаптерах для настольных ПК.
Хотя рынок настольных ПК стал для ATI менее привлекательным, в 2005 г. в ее обороте 75% приходилось на ГП, большая часть которых использовалась в графических ускорителях для компьютеров. Чтобы ее продукция оставалась привлекательной для пользователей настольных систем, в начале этого года ATI выпустила серию новых графических акселераторов Radeon X1000, в которых появились две технологические новинки.
Во-первых, во всех четырех моделях ускорителей, начиная от высокопроизводительной Radeon X1900 и кончая ускорителем начального уровня Radeon X1300, реализована технология CrossFire (совместная работа в ПК двух ускорителей), которая позволяет выводить изображение на экран монитора с высоким разрешением, 2048x1536, и кинематографическим качеством. Во-вторых, во все ускорители серии Radeon X1000 интегрирована новая технология AVIVO, дающая возможность полноэкранного просмотра видео в стандарте высокой четкости (HDTV) и при считывании видео с видеодисков новых форматов — Blue-Ray и HD-DVD.
ATI планирует в текущем году захватить до 60% российского рынка дискретных графических ускорителей для настольных ПК.
На вопрос о том, как ATI продвигает эту продукцию на нашем рынке — ведь здесь графические ускорители с ГП ATI продают ее ОЕМ-партнеры, — Ортон ответил, что его компания на основе прогнозов о производстве ПК заранее планирует отгрузку ГП с указанием локального рынка, на который будут отгружаться конечные продукты: «Это непростой процесс, и в I квартале текущего года наши партнеры поставили крупным российским производителям ПК и дистрибьюторам больше графических ускорителей, чем смог потребить рынок. Но надеемся, что во II квартале ситуация улучшится, а во второй половине года, когда возникнет очень высокий спрос на настольные ПК, мы обеспечим повышенный уровень поставок».
Александр Жаворонков также признал, что планирование распределения графических ускорителей, выпускаемых ОЕМ-партнерами ATI, по локальным рынкам не всегда совпадает с текущими потребностями.
Во время пребывания в России Дэйв Ортон планировал встретиться с руководителями компаний — дистрибьюторами и производителями ПК, чтобы совместно с ними оценить перспективы развития рынка и наметить планы по продвижению продукции ATI.
Вместе с одним из крупных российских производителей ПК уже разработана новая модель продаж графических ускорителей, которая, по словам Александра Жаворонкова, позволит ATI не только выполнить, но и перевыполнить ее планы в России. Правда, он отказался сообщить название партнера и принципы, заложенные в новую модель продаж, сказав, что на ее построение потребуется около полугода.