Недавно довелось услышать такое мнение о ситуации на ИТ-рынке в этом году. «С точки зрения ежегодного распределения сезонных колебаний год не стандартный, поскольку сильный спад пришелся на весну, не было обычного подъема вплоть до мая месяца. А лето — просто апофеоз спроса, в то время как обычно это период застоя».
Нам кажется, было бы интересным поразмышлять о различных макроэкономических, политических и прочих причинах, вызвавших такие изменения в стандартной сезонности компьютерного рынка. Что поменялось в нашей метеокарте?
В Петропавловске-Камчатском полночь
По давней традиции в очередной раз год получился «сложный». Казалось бы, можно было ожидать, что прохождение тайфунов «Затоваривание складов» и «Таможня» сделает лето более напряженным, чем обычно. Кроме того, свой вклад внес господствующий циклон — «Закон РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который изменил кардинально ситуацию в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.
Но фактическая погода, которую сформировали эти факторы для каждой конкретной компании, оказалась диаметрально противоположной. Вряд ли удастся найти однозначно верное объяснение тому, что одни и те же события разным игрокам ИТ-рынка видятся либо белыми, либо черными, что одна компания оказывается очень чувствительной к различным внешним факторам, а другая (по формальным признакам похожая) как будто вообще ведет свой бизнес в тепличных условиях. С чем это связано? С оптимизмом или пессимизмом конкретных людей? С нежеланием кого-то из них говорить неприятные для себя вещи? С умением одних и неумением других приспосабливаться к неблагоприятным внешним обстоятельствам? Или, действительно, у всех все очень по-разному?
Для начала посмотрим на общую картину. Возьмем два сегмента: ноутбуки и принтеры. Юрий Голдаев, аналитик IDC по рынку персональных компьютеров, говорит, что в 2005 г. российский рынок ноутбуков вырос на 84% в штучном выражении. За первое полугодие 2006 г. рост менее впечатляющий: по предварительным данным IDC, он составил около 37%. Снижение темпов в этом году IDC предсказала. Наш рынок постепенно насыщается, и хотя в абсолютном выражении поставки ноутбуков продолжают увеличиваться, их относительный прирост к аналогичному периоду прошлого года постепенно замедляется.
Что-то похожее происходит и на рынке принтеров. По данным IDC, по итогам II квартала, негативные тенденции, наметившиеся в начале года, сохранились. Объем рынка принтеров, в количественном выражении, сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 20% и составил около 535 тыс. Отмечен 24%-ный спад продаж струйных принтеров, 20%-ный для монохромных лазерных, в то же время поставки цветных лазерных принтеров выросли на треть. Спад продаж затронул, главным образом, струйные и лазерные устройства низких ценовых сегментов, при этом доля более дорогих печатающих устройств продолжала увеличиваться. Также IDC отмечает продолжающийся уверенный рост рынка струйных и лазерных МФУ, объем поставок которых вырос в полтора раза.
Основными причинами спада поставок принтеров аналитики считают изменение правил таможенного оформления товара, смещение спроса от монофункциональных устройств к МФУ и приближение фазы насыщения сегмента домашних пользователей.
Стандартные «сезоны»
Известно, что год разделяется на несколько сезонов. Некоторые считают, что их смену диктует календарь: мол, кончился август и вот она, осень. Но метеорологи определяют смену сезонов по изменению климата. И метеовесна не совпадает с календарной.
На первый взгляд, вопрос о сезонности продаж на ИТ-рынке изучен вдоль и поперек. Но все же мы вернулись к нему еще раз, чтобы понять, был ли этот год обычным с точки зрения сезонности продаж, и уточнить, что является для разных компаний стандартом. Несмотря на то, что ответы многих начинались с фразы «у нас, как, наверное, и у всех других игроков ИТ-рынка...», общего оказалось не так много. Разве что резкий всплеск спроса на любую ИТ-продукцию в конце года как в рознице, так и на корпоративном рынке (что было абсолютно предсказуемо). Отгрузки для корпоративных пользователей, особенно из госструктур, часто переносятся на начало года. В остальном «стандарты» оказались на удивление разнообразными.
Роксана Янборисова, директор по маркетингу OCS, дает обобщающую оценку: у всего ИТ-рынка есть один, единый для всех, сезонный пик — IV квартал. Все остальные сезонные спады и пики сильно зависят от специализации компании и того сегмента рынка, на котором она работает. «У вольюмных и проектных дистрибьюторов тоже картины могут быть разные, — говорит она. — Наименее подвержены сезонным перепадам широкопрофильные дистрибьюторы, которые работают на большом числе сегментов рынка, с большим числом различных линеек, с широким, очень разным по своей специализации каналом сбыта».
В самой OCS традиционных сезонных спадов как таковых нет. Об отсутствии явных сезонных пиков и спадов говорит и Сергей Алещенко, коммерческий директор компании Verysell Distribution: «В целом у нас типичной «летней сезонности» не наблюдается уже около пяти лет. Ведь сезонность в большей степени характерна для товаров широкого потребления, а невысокая их доля в нашем портфеле не оказывает серьезного влияния».
Бизнес других дистрибьюторов, похоже, больше зависит от смены «времен года» — или, точнее, от сопутствующих им рыночных факторов. «Сезонные колебания спроса для нашей компании — закономерность» — об этом говорит большинство представителей дистрибьюторского бизнеса. Но почти все отмечают, что «амплитуда колебаний» становится меньше год от года.
Антон Черепахин, директор по продажам компании «Марвел», рассказывает: «Наибольший спад традиционно приходится на первое полугодие. Мы оперируем на двух различных сегментах рынка — VAD и, скажем так, традиционного реселлерства. Для первого сегмента пик спада приходится на II квартал, а для второго — на I. Товары, предназначенные для розничной торговли, имеют четко выраженную сезонную зависимость. Причем это не только времена года, но и праздники, начало учебного года, сессии и т. д. Мы можем отметить сезонность и на товарные линейки, востребованные в проектах».
Вадим Яроцкий, заместитель генерального директора Merlion по стратегическому развитию, говорит: «Наибольший спад приходится на май. Пики или спады в первую очередь определяются стабильностью поставок вендора, ситуацией на таможне и пр., т. е. наличием товара на складе». Руслан Орлов, руководитель отдела продаж компьютерных комплектующих дистрибьюторского центра «Тайпит», считает, что наибольший спад приходится на конец весны — начало лета.
Тимур Латыпов, директор компании «Лантри», считает, что «традиционно в ИТ-дистрибуции большая часть I и II кварталов являются периодами устойчивого спроса, летний сезон имеет некоторый период спада». Но как минимум в «Марвеле» и «Мерлионе» это не так. В самой компании «Лантри», по словам Тимура Латыпова, пока сезонные колебания не ощущаются «в связи с высокой динамикой развития».
В RSI картина сезонных колебаний близка к тому, о чем говорил Латыпов. По словам Вадима Латы, коммерческого директора RSI, небольшой спад в продажах происходит обычно летом (середина июня — середина августа). «Особенно заметны сезонные колебания на товарах для корпоративного сегмента рынка, — говорит он. — Это, в первую очередь, десктопы и серверы. Явные пики продаж такого оборудования приходятся на II и IV кварталы. А вот спрос на принтеры, в частности лазерные, меньше всего подвержен таким колебаниям».
«Привычные периоды летнего затишья нас уже миновали, — говорит Наталья Каплинская, директор по развитию бизнеса Landata. — Пик сезонного спада приходится на май. Довольно характерным является взлет спроса на ПК, ноутбуки, серверы и мониторы в конце каждого квартала, полугодия и года соответственно — такая тенденция в большей степени связана с распределением бюджетных средств в государственных предприятиях. Под самый Новый год традиционно происходит всплеск продаж розничного оборудования: ноутбуков, мониторов, ПК и пр.».
По словам Андрея Кинаша, директора по продажам «Сетевой Лаборатории», «наиболее низкие продажи в январе и мае, колебания достигают 40—50% для «нижнего дна» и 60—80% для пика сезона (ноябрь—декабрь)».
Бизнес компаний, работающих с конечными заказчиками как в рознице, так и на корпоративном рынке, в большинстве своем тоже отличается сезонными всплесками и спадами. Естественно, пик спроса приходится на декабрь, об этом говорят все без исключения. У корпоративных заказчиков — с заходом в январь. В остальном — у каждого по-своему.
В розничном бизнесе компании «Абак» (Казань), по словам Игоря Смолко, руководителя департамента розничной торговли, основной спад приходится на июнь—июль, а лучше всего продажи идут, помимо традиционного декабря, еще и в апреле. Сезонные колебания наиболее заметны для ПК и цифровых камер. В корпоративном секторе, говорит Вячеслав Сергеев, руководитель департамента оборудования «Абака», действуют другие закономерности: «Неравномерные продажи традиционно бывают в I квартале. В первой половине года люди собираются с мыслями, летом обычно появляются проекты, наблюдается некоторая стабилизация, которая плавно переходит в осенний подъем, связанный с окончанием отпускного сезона, и предновогодний пик покупательской активности. Сезонные колебания продаж более заметны на «легком» оборудовании, на продажи «тяжелой» техники сезонность оказывает меньшее влияние».
Павел Глотов, коммерческий директор компании «Кентавр» (Курск), отмечает, что на сезонные колебания накладывается много других факторов. «Для корпоративного рынка это особенно заметно, — говорит он. — Спады приходятся, как правило, на февраль (самый большой), затем в интервалах апрель—май, июль—начало августа, в ноябре (относительный)». Подъемы бывают в марте (относительный), июне (небольшой) и сентябре—октябре (самый продолжительный). «В рознице примерно такая же синусоида, — замечает Глотов. — Сезонные колебания больше всего заметны на цифровой технике, MP3-устройствах, картах памяти».
По словам Алексея Цапникова, первого вице-президента группы компаний «Ками-Север» (Ярославль), «практически всегда спад спроса — это январь—март и июль—август. Пик — апрель—май». А его коллега Сергей Терентьев, директор регионального развития ИТЦ «Ками-Север», замечает, что «меньше всего заметны колебания спроса на компьютеры и периферию, больше всего — на тяжелые решения». Сергей Трипалин, генеральный директор компании «Информатика» (Ростов-на-Дону), рассказывает: «В корпоративном направлении нет ярко выраженной картинки, так как два-три больших тендера могут существенно изменить статистику. В рознице в последние годы ярко выражены два пика продаж — перед 1 сентября и 1 января. В июне — традиционный спад». По его словам, наиболее заметны сезонные колебания спроса на цифровую фототехнику — «стабильный рост в период отпусков и демисезонное падение», меньше всего — на расходные материалы. Олег Измайлов, директор компании «Онлайн» (Нижний Новгород) говорит о спаде летом как в рознице, так и на корпоративном рынке. Причем в рознице спад более заметен.
Игорь Бинкин, главный менеджер компании «Гармония» (Пермь), говорит о том, что в «Гармонии» «первый пик приходится на март, затем снижение в апреле—мае, «полочка» — лето, равномерный подъем осенью». По словам Андрея Рудометкина, директора компании «Вестком» (Калининград), «ежегодно продажи в IV квартале несколько превышают суммарные поставки первого полугодия». Аркадий Магид, директор компании «Апрель» (Волгоград), отмечает наибольший спад в марте—апреле, потом — медленный рост до сентября. С сентября — рост лавинообразный». Компании «Гармония», «Апрель», «Весткомп» работают только на корпоративном рынке. По словам их руководителей, какой-то сезонной зависимости продаж отдельных товаров не наблюдается.
Получается, что в каждом «населенном пункте» ИТ-рынка сезонные колебания климата свои. А что вы хотите? Метеорологи давно говорят о глобальном потеплении и постепенном изменении сезонной погоды. Но какое влияние оказали на участников рынка циклоны, о которых мы говорили в начале? Об этом читайте в следующем номере.