Созданию собственного бизнеса предшествовал продолжительный этап работы выпускника физфака Казанского университета в Казанском НИИ радиоэлектроники, где за 20 лет он прошел путь от рядового инженера до начальника вычислительного центра. Фактически Феликс Маркман был управленцем-менеджером, хотя в те времена должностей с такими названиями не существовало, не было и бизнеса как такового, хотя некие экономические отношения, конечно, существовали. Они основывались на бартере: нужно было чинить технику, приобретать запчасти, расходные материалы — бумагу, перфокарты, перфоленты. «Все это приходилось «доставать», хотя все взаимодействия с другими организациями — а у нас в Казани одних НИИ было 54 штуки — происходили на безденежной основе», — вспоминает сегодня Маркман. Так у сотрудников НИИ появился опыт практической хозяйственной деятельности, предпринимательства. Было и немного экономической теории — в 1989 г. Маркмана направили на курсы повышения квалификации, и два месяца он учился в институте им. Плеханова в Москве.
В 1990 г. семь человек ушли из института и решили создать собственное предприятие — и через год появилась компания «Абак». Первоначально в компании не планировали заниматься продажами компьютерной техники: хотели попробовать себя в разработке ПО для бухгалтерского и складского учета. Но поскольку клиенты (первые из них появились в Подмосковье, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге) просили «Абак» «достать» им и компьютеры, то в начале 1991 г. решили привезти в Казань партию ПК. Для этого необходимо было получить кредит в банке. Банк попросил у компании бизнес-план, и не очень хорошо понимавшие тогда, что это такое, сотрудники «Абака» принесли листок бумаги с двумя числами — ценой, по которой предполагали купить ПК, и ценой продажи. И кредит был получен! «Как ни странно, несмотря на «дикое время», нас не обманули и поставили нам эти машины, при этом достаточно хорошие. Но привезли их в Киев. Мы арендовали на день самолет Ту-154, я собрал знакомых, которые могли помочь с погрузкой, и мы полетели в Киев за компьютерами», — вспоминает Маркман. 286-е машины с цветными мониторами и принтерами оказались очень выгодным товаром... Компанию заметили.
Первый офис «Абака» располагался в арендованной однокомнатной квартире около вокзала. «Сотрудники работали в комнате, бухгалтерия расположилась на кухне, а в ванной у нас был склад, — рассказывает Маркман. — И нам казалось, что это нормально. Никакой конкуренции на рынке тогда не было, курс доллара рос».
В 1992 г. «Абак» посетили представители датской фирмы Arche, и хотя бизнес-отношения со скандинавскими коллегами не сложились, те провели для сотрудников казанской компании мастер-класс, обучая основам бизнес-культуры, принятой на Западе, — от внешнего вида сотрудников до формирования корпоративного духа и умения продавать. Это знакомство с западным опытом не прошло даром — Феликс Маркман полагает, что советы датчан не устарели и сегодня, а тогда помогли компании найти свое лицо.
В 1992/93 годах «Абак» начала продавать копировальные аппараты, параллельно осваивая и рынок ремонта техники. Первая партия копиров пришла из Японии. Когда возникла необходимость получить консультацию у фирмы-производителя, пришлось звонить в Токио, но объясниться с японцами оказалось непросто. Так в компании поняли, что работать лучше с теми поставщиками, которые имеют свои представительства в России. «Абак» начала сотрудничество с Xerox. Сервис копировальной техники оказался не менее успешным, чем ее продажа. Кроме того, технику, которая морально устаревала или выходила из строя, клиенты возвращали в «Абак», и в компании решили, что ее можно использовать снова. Открыли несколько копи-центров. Это, в свою очередь, привело к появлению еще одного направления — продажи бумаги. В России всегда были сложности с хорошей бумагой, а после дефолта продукция западных поставщиков стала стоить слишком дорого. В «Абакe» решили попробовать изготавливать бумагу самостоятельно — покупали рулоны и резали станками-ножами. Оказалось, что это очень выгодно. Сейчас в «Абаке» используется чешская поточная линия мощностью до 100 т бумаги в месяц.
В 1997 г. компания приняла участие в тендере на создание компьютерных сетей в реконструирующемся Дворце спорта. В результате возникло еще одно направление деятельности. Заказчик хотел, чтобы, помимо компьютерных сетей, «Абак» взяла на себя создание всех слаботочных систем — пожарную сигнализацию, охранную и др. «Наши инженеры решили, что раз мы делаем компьютерные сети, почему бы нет?», — говорит Маркман. Позже компания освоила создание систем вентиляции и кондиционирования, а сейчас занимается и отоплением. Сегодня «Абак» стала одной из немногих компаний, которые могут самостоятельно создать «интеллектуальное здание». По мнению Маркмана, это одно из самых перспективных направлений деятельности. Интеллектуальные системы «Абака» работают в зданиях Минфина, Пенсионного фонда, Казначейства, Таттрансгаза, магазинов METRO и IKEA. А к 1000-летию Казани «Абак» сделала для нового казанского ипподрома помимо компьютерной сети уникальную систему фотофиниша.
В 1995 г. у «Абака» появился первый розничный магазин, затем еще один. Сейчас их пять в Казани и еще два в Йошкар-Оле и Альметьевске. Но, по мнению Маркмана, соперничать с федеральными розничными сетями становится все сложнее. Конкурентным преимуществом в компании считают высокую компетентность своих продавцов: «Именно это отличает нас от больших сетевых магазинов. Кроме того, в этом году мы открываем два магазина новой федеральной сети «Позитроника». Возможно, у нее есть перспективы, и она станет хорошей альтернативой московским сетям».
На сегодняшний день «Абак» занимается поставками и продажей ИТ-оборудования и ПО, расходных материалов, разрабатывает инженерные и телекоммуникационные системы, внедряет ERP-решения. В компании 12 департаментов.
В сервисном центре «Абака», который обслуживает различное ИТ-оборудование, работает более 40 инженеров. Эти услуги, по мнению Маркмана, всегда будут востребованы: «В данном случае выбор заказчиком партнера осуществляется по принципу «кто профессиональнее». Активно развивается направление полиграфии, и в частности «специальные виды печати», т. е. оборудование для производства пластиковых карт и упаковки. Наиболее высокие темпы роста показывают телекоммуникации и инженерные системы.
По объемам в общих доходах компании лидирует направление продаж техники корпоративным заказчикам. А по прибыльности самое успешное — внедрение информационных систем. Первое внедрение ERP-системы компания осуществила семь лет назад — тогда решили автоматизировать собственный бизнес. «Попробовать на себе» «Абак» решила ПО «Галактика», а через два года эту систему начали предлагать заказчикам. «Сейчас мы можем показать, как все работает, просто пригласив клиентов в наш офис», — говорит Маркман. Однако, по его мнению, далеко не все предприятия сегодня осознают необходимость внедрения ИТ в управление своим бизнесом: «Еще несколько лет назад директора крупных предприятий спрашивали — а зачем мне вообще компьютер? Даже сегодня подавляющая часть ПК используется в качестве пишущей машинки, а также в бухгалтерских целях. А вот то, что компьютер можно использовать для управления бизнес-процессами, понимают далеко не все». Однако в «Абаке» убеждены, что рано или поздно необходимость применения информационных систем для корпоративного управления станет очевидна всем, и готовятся к этому моменту, наращивая компетенции в этой области. Хотя основную ставку «Абак» собирается делать на отечественные ERP-системы (так как разработчики в этом случае находятся в пределах досягаемости, и с ними можно совместно решать возникающие проблемы), компания готова обучать своих специалистов и обслуживанию западных систем.
Именно поэтому так важны собственные интеллектуальные ресурсы. Сейчас в «Абаке» более 400 сотрудников. Ядро компании сохранилось с момента ее создания — 34 человека работают уже 10 лет. Компания пытается искать перспективных специалистов среди студентов 3—4 курса лучших казанских вузов, постоянно обучаются собственные сотрудники. «Мы понимаем: никакой гарантии, что все они спустя годы останутся с нами, нет, но нет и другого пути, кроме воспитания профессионалов своими силами», — говорит Маркман. И несмотря на высокую конкуренцию ИТ-компаний в борьбе за специалистов, «Абаку» удается сохранять костяк коллектива. Маркман отмечает, что «Абак» стала «кузницей кадров» для ряда других ИТ-компаний региона. «Конечно, когда выращиваешь специалиста, всегда есть вероятность, что он покинет компанию. Но мы стараемся создать у себя максимально комфортный климат для сотрудников, — говорит глава компании. — Причем одной зарплатой сегодня людей не удержишь. Чтобы сохранить фирму, надо делать все то, что делают уже десятилетиями на Западе».
Помимо ставших традиционными тренингов и обучения, в «Абаке» пришли к разработке планомерного построения плана карьеры вновь принимаемого сотрудника. Рост компании не мог не сказаться на корпоративной культуре — она формализована в ряде документов, с которыми новичок знакомится при приеме на работу. В компании поддерживаются и спортивные увлечения сотрудников — есть своя футбольная и хоккейная команды.
Понятно, что за 15 лет приходилось сталкиваться и с трудностями. Тяжело пришлось во время дефолта 1998 г., ведь компания работала с импортными товарами, но она выстояла, сократив на треть объемы работ. «Мы показали заказчикам, что живы, и научились минимизировать свои потери», — вспоминает генеральный директор. С другой стороны, дефолт заставил создать собственное бумажное производство, была даже идея начать изготовление порошка для копиров. Правда, ее реализовать не удалось.
В последние несколько лет «Абаку», как и многим другим региональным компаниям, пришлось столкнуться с конкуренцией со стороны федеральных розничных сетей. «Во-первых, они больше и мощнее, активно занимают региональные розничные рынки, а во-вторых, они «сманивают» наших людей», — говорит Маркман. Например, один из покинувших «Абак» сотрудников стал директором магазина московской розничной сети.
О своих перспективах в «Абаке» говорят так — будем делать ставку на интеллект. То есть на такие направления, как аутсорсинг, консалтинг, внедрение систем управления предприятием, бизнес-процессами, документооборотом. Феликс Маркман уверен, что аутсорсинг в регионе будет востребован в первую очередь малым и средним бизнесом, ведь у крупных предприятий есть свои ИТ-отделы, и экономия за счет аутсорсинга для них получается незначительной. А вот в небольших компаниях, где работает около десятка человек, свой ИТ-специалист и собственная ИТ-инфраструктура не нужны. К тому же цена ИТ-специалистов растет, и «Абак» готова предоставить свои технические мощности и специалистов тем, кому самостоятельно решать ИТ-вопросы невыгодно.
Еще одно перспективное направление развития — продвижение в соседние регионы. «Поначалу мы думали, что сможем работать в других городах из «центра», т. е. из Казани, но вскоре поняли, что это невозможно, и открыли филиалы в Альметьевске, Елабуге, в Марийской Республике. Планируем начать работу и в Мордовии, Удмуртии, Ульяновской области», — говорит Маркман.
Абак — простейшее устройство для счета, которым пользовались еще древние греки, служил людям более двух тысяч лет. Возраст казанской компании с таким же названием куда меньше — ей всего 15. Но за эти полтора десятилетия она прошла непростой путь становления, преодоления трудностей, наработки опыта и знаний, и сегодня «Абак» по праву считается одной из самых динамичных, компетентных и перспективных ИТ-компаний страны.