Когда руководитель региональной ИТ-компании начинает перечислять вендоров, с которыми работает его фирма, список обычно получается длинным, а дипломы и сертификаты нередко занимают целую стену офиса, может быть и не одну. Однако производителей ПО среди них обычно почти нет. Почему? «На такие дорогие продукты в нашем городе спроса нет», «Затраты на вхождение в такой бизнес слишком велики, мы не можем себе позволить отвлечь людей от проектов, обучать их без определенных гарантий» — аргументы, касающиеся западных программных продуктов. «Российские вендоры? Они далеко, продукт их малоизвестен, поддерживать его сложно, да и вообще — сегодня они есть, завтра нет, рискованно все это». Любимое исключение — «1С»: известна, устойчива, популярна. И спрос обеспечен, причем такой, что превышает возможности подрядчиков.

Но как бы ни было универсально самое массовое отечественное бизнес-приложение, хорошо бы найти и другие, также ориентированные на широкий рынок, приемлемые по цене, легкие в освоении и выгодные для бизнеса. И «кандидаты в стандарт» появляются, причем совершенно не обязательно в столице.

Документооборот

На российском рынке систем электронного документооборота (СЭД) присутствует более двух десятков разработчиков и по крайней мере два продукта этого класса, быстро завоевывающие популярность, появились на свет в небольших городах.

Формально ижевская фирма Directum появилась на рынке в 2003 г. Но сам продукт под этим, а ранее другими именами, развивался с 1988 г. в НПО «Компьютер», специализировавшемся на разработке и внедрении корпоративных систем управления. В компании работают около 150 человек, она энергично развивается, а СЭД Directum занимает хорошие позиции в ценовой категории 300 долл. за рабочее место из расчета на 50 пользователей. Исполнительный директор Directum Константин Истомин сообщает, что рост продаж лицензий в 2005 г. относительно 2004 г. составил 180%, а в 2006 г. (по сравнению с 2005 г.) — 315% (за 1-е полугодие). «Партнерские проекты также показывают отличную динамику, — говорит он.— В 2004—2005 гг. динамика составила 240%, в 2005—2006 гг. мы наблюдаем впечатляющий скачок в 415%». Статистика работы партнеров за последнее полугодие выявила повышение эффективности работы по всем показателям, рассказывает Истомин. В частности, новых клиентов стало больше в 1,87 раз, количество проданных партнерами клиентских лицензий — в 4,15 раза. Дилерами было реализовано 37% общего числа лицензий.

Партнерская программа Directum запущена с января 2005 г. За это время количество ее участников увеличилось с 7 до 40. Список этот не устоялся, крупных интеграторов среди них пока нет. Однако существующие клиенты активно покупают дополнительные рабочие места, растет доля заказчиков с числом рабочих мест более 50. Иначе говоря, становится больше крупных клиентов, а, значит, среди партнеров появятся и крупные интеграторы, считает Истомин. «Уже сейчас заключено несколько договоров именно с такими компаниями, в чьих интересах работа не только в рамках нескольких регионов, но и в целом по России и странам СНГ», — сообщает он.

Возможно, кому-то из небольших партнеров этот факт покажется не слишком приятным, так же как и то, что вендор сам ведет проекты, а не только развивает продукт. «Да, мы работаем с клиентами, — замечает Истомин, — но с партнерами не конкурируем. Если дилер имеет возможность самостоятельно реализовать проект, то мы стараемся передать клиента партнеру и сосредоточиться на работе с заказчиками в тех регионах, где нет дилеров, способных выполнять сложные проекты». Вскоре будут обнародованы изменения в партнерской программе, предупреждает он. Партнерская сеть еще больше разрастется как за счет увеличения количества партнеров в одном регионе, так и за счет охвата новых регионов России, надеется Константин Истомин.

Другой пример быстрого старта — «Мотив», система оперативного управления компанией, разработанная «Институтом высоких технологий» (ИВТ) из Белгорода. Одно рабочее место такого ПО обходится менее чем в 100 долл. при покупке 50 лицензий. Это Web-приложение объединяет ряд функций СЭД, обеспечивает контроль исполнения поручений, мониторинг занятости персонала и допускает серьезное масштабирование — развертывание на тысячи рабочих мест. Продукт первоначально развивался как корпоративное ПО для собственного применения. До сих пор один из крупнейших клиентов «ИВТ» — компания МРСК, энергетический холдинг, поглотивший «Белгородэнерго», для нужд которого «Мотив» первоначально и создавался. «Институт высоких технологий» возник в результате «слияния нескольких групп профессионалов из ряда ведущих компаний Белгородской области», в том числе, видимо, и из «Белгородэнерго». Активным продвижением продукта на рынок эта компания занялась только в 2005 г. Ее партнерами уже стали 20 компаний, в основном небольшие интеграторские фирмы, но география широкая — от Риги до Якутска.

Сайтостроение

Еще один продукт, уже завоевавший популярность в своей нише и продолжающий укреплять позиции, — система управления контентом «Битрикс», программный продукт для разработки, поддержки и развития сайтов, в основном ориентированный на рынок СМБ. Сергей Рыжиков, директор компании «Битрикс» (основана в 1998 г. в Москве группой специалистов отдела Интернет-технологий и финансовых телекоммуникаций АКБ «Инвестбанк»), сообщает, что в 2005 г. рост доходов компании составил 300% и таких же показателей он ожидает в текущем году. Число проданных лицензий, по его словам, «вплотную приблизилось» к 3 тыс., а количество партнеров — к семи сотням. «Мы планируем дальнейший рост сети до 1 тыс. и далее максимум до 2,5 тыс. компаний», — говорит он. Вендор сам проектов не выполняет. Дилерская цена самого дорогого продукта «Битрикс» чуть превышает 1 тыс. долл.

В партнерской политике ожидаются изменения: появится набор учебных курсов и онлайн-сертификация специалистов, с осени будет введена система баллов и разделение партнеров по уровню подготовленности на три категории: бизнес-партнеры (текущий статус), сертифицированные партнеры, «золотые» сертифицированные партнеры. «Это нужно нашим клиентам, им уже требуется дополнительная информация для выбора партнера: насколько он опытен, есть ли у него обученные специалисты», — поясняет Сергей.

ГИС

ГИС-системы обычно не ассоциируются с рынком средних и малых предприятий или частных лиц. Однако именно на этом фронте добилась известности и успеха новосибирская фирма «ДубльГИС». Ее бизнес-модель необычна: компания выпускает электронные планы городов, объединенные с адресно-телефонным справочником организаций. CD-диски распространяются бесплатно, то же ПО можно скачать по Интернету, существует версия для КПК. 95% оборота (в 2005 г., по данным компании, — 1 млн. долл.) компания получает за счет размещения рекламы в своем продукте.

Первоначально компания работала на корпоративном рынке, создавая заказные ГИС для связистов, энергетиков, муниципальных служб, опираясь в этом на разработки государственных компаний 80 — 90-х годов. Это направление сохранено и сейчас, есть даже тиражный продукт — профессиональная ГИС City Explorer, — развивается он в отдельной компании. Выпущенная в рекламных целях «ДубльГИС» для конечного пользователя быстро завоевала популярность сначала в Новосибирске, а затем и в других сибирских городах, и стала основным коммерческим продуктом фирмы.

В 2004 г. было решено развивать сеть филиалов. Политика ее формирования проста: в городах с населением свыше 800 тыс. человек («миллионники») создаются собственные филиалы, в меньших городах используется франчайзинг. Сейчас «ДубльГИС» имеет три филиала (Омск, Красноярск, Екатеринбург), на очереди — Челябинск и девять партнеров по франчайзингу (Астрахань, Барнаул, Иркутск, Кемерово, Курган, Нижневартовск, Новокузнецк, Томск, Тюмень). В каждом городе может работать только один партнер. Директор «ДубльГИС» Александр Сысоев считает, что открывать подобный проект рентабельно в городах с населением более 300 тыс. человек. Стоимость франшизы — 15 тыс. долл., роялти составляет 15 тыс. долл. + 5% от объема продаж и выплачивается с третьего месяца работы проекта в городе. В комплект для франчайзи входит технологическое ПО, векторная карта города (после заключения договора покупаются соответствующие космические снимки и производится их оцифровка картографической службой в Новосибирске), подробное описание технологий работы по всем основным бизнес-процессам и двухнедельное обучение в учебном центре плюс консультационная поддержка в дальнейшем.

Оценив новую интересную нишу, в нее быстро пришли конкуренты. «Уже появилось около десятка наших явных последователей, только с начала 2006 г. в Новосибирске вышли три аналога», — рассказывает Сысоев. Однако его это не очень смущает, поскольку «последователям» придется нелегко без знания внутренних технологий: как работать с информацией, как продавать рекламу и взаимодействовать с клиентами. Разумеется, это можно и позаимствовать, но, во-первых, судебные разбирательства по делам о подобном плагиате уже были и выиграла их «ДубльГИС», а во-вторых — «время — деньги». В свое время «ДубльГИС» пережила нелегкий период самообучения, опираясь на корпоративные заказные проекты. У тех, кто попытается повторить ее успех, такой возможности не будет. Кроме того, много времени и усилий было потрачено на получение всех необходимых для использования картографического материала разрешений и сертификаций.

Есть потребность — будет и предложение. Сегодня для все большего спектра задач возникают приложения, ориентированные на средних и мелких клиентов. Некоторые из программных продуктов начинают постепенно превращаться в стандарт де-факто. Множится число клиентов — растет армия специалистов, знакомых с продуктом, позиции его упрочиваются, и спираль популярности раскручивается все шире. Те, кто вовремя увидит подобную возможность стандартизации и сделает на нее ставку, несомненно окажутся в выигрыше.