Раз в год мы организуем масштабный и представительный фестиваль народного творчества «25 лучших региональных ИТ-компаний». И вот уже в тринадцатый раз помогают нам в этом эксперты рейтинга — вендоры и дистрибьюторы, работающие на российском ИТ-рынке. И кто как не они лучше других знают, как обстоят дела у «народных коллективов». Поэтому мы попросили их ответить на следующие вопросы:

  1. С каким видом народного творчества вы можете сравнить российский ИТ-рынок?
  2. Как, по вашему мнению, чувствуют себя региональные партнеры в этом виде творчества? Им проще, чем в недавнем прошлом или сложнее?

Анна Давыдова, руководитель направления ИБП, Legrand Россия и СНГ:

1. Больше всего, на мой взгляд, для описания современного ИT-рынка подходит сравнение с кузнечным делом или деревянным зодчеством.

Строительство инженерных систем, дата-центров, обеспечение связи и коммуникаций... ИT-компании — это зодчие нашего виртуального мира будущего. Их работа, безусловно, связана как с творчеством, так и с профессиональными навыками, или даже иногда с решением проблем, с которыми человечество раньше не сталкивалось. И, конечно, это труд — умственный и физический.

2. ИT-компании, как и весь бизнес, столкнулись с вопросами выживания в условиях экономии и кризиса: сокращения расходов, бюджетов, строительства. Но при этом именно ИT-продукты оказались востребованы: удаленная работа, телеконференции, телемедицина, онлайн-обучение — все это требует надежного и быстрого подключения, расширения облачных хранилищ данных.

Востребованность решений на фоне низкого финансирования — это своего рода вызов: работа на более дешевом оборудовании, сокращение собственных кадров и расходов, но при этом поддержка высокого уровня предоставляемых услуг. Успех ждет сильных, умных и находчивых!

Сергей Дмитриев, руководитель департамента по работе с производителями вычислительной техники в России, СНГ и странах Восточной Европы, Microsoft:

1-2. 2020 г. оказался непростым для всех, в том числе для российских ИТ-компаний. Их преимуществом по отношению к другим видам российского бизнеса стало присутствие в онлайне: компании еще до пандемии были активны в онлайн-продажах и коммуникациях. Но реальность менялась так быстро и требовала таких срочных изменений моделей бизнеса, способов работы с клиентами, что я могу сравнить работу российских ИТ-компаний с настоящим прорывом, например, с полетом в космос. Огромный риск, требующий моментальной реакции, переосмысления всей своей деятельности и внимания к деталям — вот с чем столкнулись наши партнеры. В максимально сжатые сроки они провели трансформацию собственного бизнеса и помогли трансформировать бизнес клиентов. Я хотел бы отметить региональные компании, они традиционно работают очень близко к заказчику, поэтому от них потребовалась максимальная отдача и очень активные действия. Они сделали все возможное и невозможное, и эти усилия обязательно будут вознаграждены.

Светлана Каменских, начальник отдела по работе с партнерами «Доктор Веб»:

1-2. Российский ИТ-рынок всегда был и остается похож на устное народное творчество с его прибаутками, преданиями, загадками и сказками. Здесь циркулирует множество примет и поверий, а когда, к примеру, речь заходит о лечении компьютерных заражений, многие прибегают к помощи компьютерных «знахарей» и «целителей», остающихся в плену предрассудков. На коне оказываются те, кто больше и убедительнее придумает, громче прокричит или красиво расскажет.

По большому счету, всем региональным компаниям приходится сталкиваться с трудностями. Успешно с ними справляются те, кто работают, а не ждут у моря погоды.

Максим Качалин, заместитель директора по дистрибьюции Dahua Technology Rus; Диас Сафин, директор представительства Dahua Technology Rus в Поволжском Федеральном Округе:

1-2. М. К.: У меня ИТ-рынок ассоциируется с исполнением песни «Ой, да не вечер» американской рок-группой на английском языке, в сопровождении женского хора русской песни, дальше возможны варианты: казачьего хора, хора Мурановские бабушки. Почему? Да потому что здесь представлены в основном решения от мировых производителей (США) с адаптацией под требования российского заказчика.

А вот региональные партнеры в этом виде творчества чувствуют себя скорее всего «на подпевках». Единственным российским солистом может быть разве что Яндекс.

Российский ИТ-рынок и игроки, особенно региональные, переживают не самые лучшие времена. Тенденция и запрос от заказчика предложить импортозамещение, при отсутствии аналогичного российского продукта, ставит игроков в двусмысленное положение. Укрупнение предприятий, потребителей ИТ-продуктов, приводит к централизации бюджетов и оттоку денег из регионов, что не дает возможности развиваться новым компаниям. Поляна для предложения уменьшается, а не растет.

Д. С.: ИТ рынок России демонстрировал рост с 2015 по 2019 год, но в 2020 году из-за пандемии ожидается падение до 35%. Вторая половина 2020 года для компаний окажется более сложной, чем первая.

Во второй половине 2020 года региональные игроки окажутся в напряженной ситуации из-за пандемии. Малый бизнес (SMB) в регионах в этой ситуации будет чувствовать себя некомфортно и нести большие потери. Выживут компании, которые смогли заключить контракты на вторую половину года с государственным сектором (B2G), с крупным корпоративным сегментом (enterprise) и участвующие в длительных инфраструктурных проектах.

Георгий Козелецкий, вице-президент OCS Distribution:

1-2. Фолк-проект «Репа&Поверье», исполнивший вместе в Билли Айлиш её композицию Bad Guy в «Вечернем Урганте», — это хороший пример: американский вендор и российское импортозамещение. Нет, конечно, играть на пиле и вычислять на счетах никто не собирается, но аналогия просматривается.

Российский ИТ-рынок плотно регулируется федеральными законами о госзакупках, ибо государственные органы и компании с госучастием являются основным потребителем его товаров и услуг. Умение участвовать и, главное, выигрывать различные конкурсы стало одним из главных конкурентных преимуществ любой ИТ-компании, региональной в том числе. Важно подчеркнуть, что это безостановочный процесс — законодательство постоянно меняется (совершенствуется) и за ним надо не только следовать, но и постоянно совершенствовать собственные бизнес-процессы. ИТ-рынок всегда считался очень динамичным, но государство, как регулятор, легко может поспорить с ним с точки зрения скорости происходящих изменений. Два драйвера роста — технологии и законодательство (то есть умы и там, и там).

Региональные компании, как и всегда, несутся в этом бурном потоке. Вспоминается вечное: «Никогда такого не было и вот опять» ©. Даже тренды этого года — коронавирус и самоизоляция — не стали теми рифами, о которые разбился бизнес. В регионах, кстати, все происходило более плавно и размазано по времени, поэтому бизнес не приостанавливался, а скорее рос. Да-да, пока 2020 год можно считать успешным для всего российского ИТ-рынка. Но проще точно не становится никому.

Ольга Колесникова, руководитель партнерского отдела Vertiv:

1-2. Пожалуй, российский рынок ИТ можно сравнить с русской пляской. Ведь именно этот танец — жанр народного творчества, движется за счет импровизации, изобретательности, характера, энергии и мастерства исполнителей. Именно в этом мы видим успех региональных партнеров, которые в любой непростой ситуации находят ресурсы для развития и успеха. В русской пляске есть отдельные элементы — коленца, создающие общий рисунок, но в то же время в каждом регионе страны есть свои особенные фигуры. Так и у нас нет двух одинаковых партнеров, к каждой компании мы ищем индивидуальный подход. И это работает! Надо сказать, что ситуация в нашей стране не отличается стабильностью, подъемы и спады стали уже привычным состоянием для бизнеса. Безусловно, пандемия внесла существенные изменения в планы наших региональных партнеров, многие проекты перешли в режим ожидания, есть ощущение неопределенности. Но сила нашего партнерского сообщества в гибкости, в умении адаптироваться к рыночной ситуации и двигаться к своим целям несмотря ни на что. Вот и сегодня мы верим, что за замедлением обязательно придет ускорение, и, как в русской пляске, партнеры перейдут с медленных шагов в перепляс.

Валерий Кочкин, директор департамента реселлерских продаж «Марвел-Дистрибуции»:

1-2. Российский ИТ-рынок сейчас можно сравнить с хороводом, в котором все участники держатся друг за друга, и ускорение одного обязательно позволит бежать быстрее и остальным. Закрытие магазинов и стремительный переход покупателей в онлайн позволил крупным интернет-платформам значительно нарастить обороты, оттянув на себя существенную долю продаж в регионах. В этот период локальным компаниям пришлось непросто. Сейчас, после снятия жестких ограничений и открытия торговых точек, покупатели вернулись в магазины, и бизнес в регионах начал оживать. Впереди высокий сезон «back-to-school», у ритейлеров намечается неплохая динамика в продажах. Самое главное, что практически всем региональным партнерам удалось пережить этот сложный период, поэтому зрители на ближайшем фестивале народного творчества смогут увидеть все полюбившиеся им коллективы и ансамбли.

Алексей Носов, коммерческий директор Landata:

1-2. Есть национальные цирковые искусства — ходьба по канату между жердями. Вот у меня ощущение, что все ИТ-компании сейчас занимаются именно этим видом творчества. При этом искусство динамично развивают: канат выдергивают прям из-под ходока, чтобы поменять капроновый на отечественный пеньковый. Или правила на ходу меняют: и теперь на одной ноге надо прыгать, или идти с утяжелением на плечах — в виде нового государева координатора или нового мега-госинтегратора. Если все-таки кто-то так искусен, что добрался до конца каната, то внизу следующий вид народного творчества — кулачный бой, но не стенка на стенку, а все против тебя.

Любовь Полянская, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами Netlab:

1-2. В целом из-за пандемии никто из крупных компаний не рухнул и не обанкротился. Что само по себе уже очень неплохо. Неважно по-прежнему себя ощущают только те компании, кто испытывал определенные трудности и до вынужденного «весеннего простоя». Остальные же показали высокую степень устойчивости и быстро адаптировались к новым реалиям. Это касается и регионального ИТ-рынка, который уже давно имеет смещение в корпоративный сегмент, и возможно благодаря этому обстоятельству, как только пришло понимание, что можно наладить работу и в удаленном формате, очень быстро реабилитировался. Планируемые бюджеты/проекты 2020 г. реализуются, рабочие показатели (клиентская база и обороты) выровнялись и находятся на уровне прошлого года, некоторые с ростом. И это несмотря на то, что розничный сектор в регионах продолжает уступать позиции «сетевым» компаниям и вынужден все больше обращать внимание на сопутствующий рынок услуг.

Сложно сказать, было ли раньше проще — в сегодняшней ситуации также есть свои «плюсы» и «минусы». В общем если сравнить общую ситуацию на ИТ-рынке с апрелем-маем, то она, безусловно, нормализовалась, и планы на будущее наши и наших клиентов достаточно оптимистичны. С некоторой оглядкой, конечно, на возможные негативные воздействия внешней среды, мы «закладываем» рост по отношению к прошлому 2019 г.

Владимир Пропой, заместитель директора по работе с партнерами «Кинетик»:

1. С самим народным творчеством, которым, по определению, принято считать устное творчество или «фольклор», декоративно-прикладное творчество и обрядово-календарное.

Конкретнее:

Декоративно-прикладное творчество (кружевоплетение, ювелирное искусство). Существуют различные техники и школы плетения кружев. Ажурный, тонкий орнамент ИТ-проектов создается из сетевых, серверных, коммутационных и СКС нитей.

Ювелирное искусство — ковка, литьё, чеканка планов, промо-акций, обучения, ассортимента. Художественная обработка рынка для получения рельефных изображений поставленных задач.

Обрядово-бытовая тематика — игры, обрядовые и календарные песни являются непременным атрибутом всех праздничных гуляний, значимых событий в жизни семьи и ИТ-общины.

Здесь и далее все по описаниям видов народного творчества.

2. В рамках обрядово-бытовой тематики. Пословицы, поговорки, загадки — образные изречения, выражения, высказывания облеченные в определенный ритм и подкрепленные рифмой ИТ-продукции и тропинками продвижения на рынок.

Ситуацию, которая творится сейчас на рынке, можно сравнить с кукольным театром или театром теней. Представление, в котором роли играют различные виды кукол, руководимые актерами. Свои истоки театр кукол берет в языческих обрядах и играх с условными символами богов ИТ-рынка.

И региональные компании чувствуют себя сейчас на рынке как театр «живых» актеров. Театрализованные действия сопровождали календарные праздники, семейные обряды и содержали элементы перевоплощения, что и послужило основой для развития региональных контрагентов, проектов и продаж.

И жить им сейчас сложнее, чем раньше потому, что сокращается «кормовая база».

Анна Пташкина, директор по развитию Treolan:

1-2. В последнее десятилетие на рынке очень четко выстраивалась иерархия, схожая с иерархией балетной труппы: премьеры, солисты, корифеи, кордебалет. Роли распределились давно в соответствии с компетенциями и амбициями. В данном разрезе региональный рынок практически не отличается от московского. Но доступ к ресурсам — заказчикам, квалифицированным кадрам, вендорам и дистрибьюторам, бюджетам — конечно, для региональных компаний сложнее. Серьезные региональные игроки давно не работают в рамках своего и смежных регионов. Они построили успешную бизнес-модель, позволяющую работать по всей России, включая Москву. Собственно говоря, такие компании очень условно можно назвать региональными, но именно они являются двигателем того или иного регионального ИТ-сообщества, по крайней мере в глазах вендоров и дистрибьюторов.

До недавнего времени, даже несмотря на активное присутствие на рынке маркетплейсов, места хватало всем, кто работал много и разумно. После «пандемии» количество классических боксмуверов неизбежно уменьшится — вопрос времени. В Москве этот процесс идет менее заметно из-за большего объема бизнеса в целом, в регионах он имеет меньшие масштабы, но все понимают причины ухода того или иного игрока. С другой стороны, произошедший локдаун несколько сократил дискриминацию «по близости к центру», и мы видим, как умение работать и концентрироваться на задачах стало преимуществом для ряда региональных компаний. Сейчас то время, когда для кого-то открылось окно возможностей, а для кого-то закрылось все. И дело не в кризисе, а в скорости и неожиданности изменений. Быстрым и трудолюбивым будет точно легче вне зависимости от их региональной принадлежности.

Мы по-прежнему видим достаточно большой потенциал для развития в регионах. И это точно будет одним из наших фокусных направлений для приложения усилий.

Татьяна Пудова, руководитель направления маркетинга и PR Tenda Россия:

1-2. Я бы назвала общую ситуацию «Танец с саблями»: постоянно приходится крутиться юлой, отмахиваясь сабелькой то от налоговых инициатив, экономического кризиса, конкурентов, а теперь и от дополнительного «пакета» проблем, связанных с пандемией.

Ситуация с регионами больше похожа на пляски начинающих йогов на раскалённых углях. И от года к году риск поджариться возрастает, несмотря на приобретенный «танцевальный» опыт.

Пытаясь сохранить бизнес, региональные компании вынуждены балансировать между глобальными «печалями» ИТ-рынка и специфическими региональными проблемами: закредитованность как следствие прогрессирующего экономического кризиса; резкое сокращение числа заказчиков: треть — «почили в бозе», треть — еле теплятся, и снижение платежеспособности последних, особенно в сегменте SMB.

Осязаемой проблемой становится постепенная глобализация. Поглощение небольших компаний-заказчиков приводит к банкротству работающих с ними партнёров «средней руки». Многие услуги и сервисы оказываются просто невостребованными.

Для сохранения баланса приходится сокращать персонал (~20%), снижать зарплаты сотрудникам (~30%) и, как следствие, терять профессиональные кадры, которые «утекают» в крупные холдинги.

Закрывают или сокращают филиалы, переводят сотрудников на «вечную» удаленку.

В битве за оставшихся заказчиков победят компании, предоставляющие лучший сервис, с почти безупречно выстроенными бизнес-процессами. Возможно, такая история позитивно отразится на климате регионального ИТ, если, конечно, ситуация не будет усугубляться.

Опять не вышло написать про «Березку»...

Максим Сальников, региональный директор RRC Россия:

1-2. Мы живем в России. Наша страна простирается на тысячи километров и приютила под своим кровом сотни народов. Люди живут в разных местах — и в лесах, и в горах, и в степях, природа и ландшафт отличаются. Каждому из народов присущ свой собственный колорит народного творчества — кому-то свойственен размеренный темп, кто-то любит погорячее. Кому-то по нраву яркие цвета, а кто-то предпочитает минимум разнообразия цветовой палитры.

Но что же объединяет всех? Каждый из народов воспевает человеческие свойства и качества, добродетели и ценности — мудрость, любовь, радость, труд, добро, мужество, искренность, справедливость, чистоту. Список можно продолжать.

Но если говорить о текущей ситуации 2020 г. на нашем ИТ-рынке, то ее можно сравнить с резьбой по камню: трудоемко, кропотливо и остается на века. Почему именно резьба по камню? Человечество уже переживало болезни и эпидемии, но то, что происходит сейчас — это впервые. Обстановка изменилась, и мы создаем условия и новые возможности жизни, деятельности и народного творчества. Высекаем, вырубаем из камня наше произведение народного творчества.

Яркие тому примеры — удаленная работа, e-commerce, онлайн-обучение, видеоконфсвязь и пр. востребованы, получают импульс развития и переходят на следующий уровень.

Да, общество вынуждено предпринимать карантинные мероприятия и ограничивать людей. Бизнес страдает, несет убытки, некоторые люди банкротятся. Сейчас нелегко. Но это время новых возможностей в том числе. И то, что сейчас высекаем из камня, нам предстоит шлифовать и полировать.

Ольга Соколова, менеджер по работе с партнерами, HPE Россия:

1. Народное творчество связано с культурой и мировоззрением конкретного народа. В каждом регионе нашей большой страны народное творчество имеет свой почерк, оригинальные формы и краски. Если сравнивать российский ИТ-рынок с народным творчеством, в этом году это больше напоминает кружевоплетение. Многогранность и сила воображения региональных системных интеграторов, а также нестандартный профессиональный взгляд на повседневные вызовы обусловили разнообразие сюжетов взаимодействия с заказчиками. Чем оригинальнее узор (задача, стоящая перед партнером), тем дороже ценится профессионализм Мастера.

2. Партнеры HPE, отмеченные как лучшие в рейтинге «25 лучших региональных ИТ-компаний», чувствуют себя уверенно, продолжают наращивать экспертизу, поддерживают заказчиков и предлагают им решения самых сложных задач. В результате пандемии коронавируса многие заказчики разворачивают ИТ-инфраструктуры за короткий промежуток времени, чтобы сохранить бизнес и остаться конкурентноспособными на рынке. И наши партнеры показывают высокий уровень профессионализма, предлагая сложные ИТ-решения в самые кратчайшие сроки. Чем больше у партнера знаний и опыта, тем больше доверия ему оказывает заказчик.

Региональные партнеры постоянно взаимодействуют с Hewlett Packard Enterprise, быстро обучаются новым подходам, моделям использования ИТ, с удовольствием тестируют наши новые решения, участвуют в совместных онлайн-мероприятиях с заказчиками, открыто дают нам обратную связь. Никто не знает, что будет завтра, но уверенность, что вместе мы переживем любой кризис и укрепим позиции, вдохновляет нас быть бОльшими Мастерами своего дела и не останавливаться на достигнутом, продолжать развитие.

Плетем кружево вместе, изобретаем новые узоры! Совершенствуемся в мастерстве. У каждого партнера свои секреты, которые они обязательно передают по наследству. А рынок наслаждается бессмертным народным творчеством каждого региона России.

Ирина Хатунцева, руководитель отдела по работе с бизнес-партнёрами «Аладдин Р.Д.»:

1. В текущих реалиях российский ИТ-рынок более всего напоминает театр «живых» актеров, из которого вышло много героев, в том числе Скоморох. При всей показной игривости Скомороха он обладает изрядным умом и очень дальновиден. Знает с кем и как себя вести. Старается своим видом показать, что всё хорошо (как бы плохо ни было на самом деле).

2. Рынок очень чутко реагирует на изменения экономической и политической ситуации. И именно в этот момент наиболее уверенно чувствуют себя партнёры, которые обладают максимальными компетенциями по широкому перечню продуктов и решений. Также те, кто более всего знаком с ситуацией в регионе «изнутри».

Выживают и укрепляют свои позиции компании, которые отказались только от логистических функций. Те компании, которые в состоянии выполнять комплексные проекты в сжатые сроки.

Несмотря на глобальные изменения как в России, так и в мире, сейчас всё больше локальных компаний, набрав значительные компетенции в регионах, выходят на федеральный уровень. И, наряду с крупными московскими интеграторами, выполняют знаковые проекты.

Александр Цыганков, заместитель исполнительного директора по региональному развитию «Тайле»:

1. Эмоционально это, конечно, танцы — медленная/затянутая «Берёзка» в начале с элементами лезгинки в конце цикла.

Технически уровень рынка вижу высоким — народному творчеству здесь не место.

Политически это сильно напоминает сказку про Колобка, которого под разным предлогом хотят все, но победитель, как известно, всегда один.

2. Я бы не стал говорить, что жить компаниям становится легче или сложнее, просто на отечественном рынке периодически меняются правила. Компании привыкли работать в подобном ритме, — консерваторам места под этим солнцем нет. «Что нас не убивает — делает нас сильнее».

Инна Черкасова, руководитель департамента продаж компании Elittech:

1-2. Сегодня партнеры ставят танцы-импровизации: совершают разные движения, которые выстраиваются в последовательность знаний и умений, определяющих цели, планирование работ и реализации проекта.

Географические и климатические условия, особенности национальной культуры и традиций регионов оказывают влияние на работу региональных партнеров, поэтому каждого из них можно сравнить с хореографом, который задает своей работе (движениям) содержательность, сюжетность и эмоциональную выразительность.

Знание творческой индивидуальности заказчика позволяет грамотному хореографу задавать темп, структуру и вид конечного результата: музыкальную или танцевальную композицию.

Логичность построения движений помогает партнерам обыгрывать непредсказуемые фигуры заказчика, которые можно передать фразеологизмом «выкинуть коленца».

Реализации проекта — это концерт, совместное танцевальное выступление, поэтому любая импровизация может из медленного хоровода плавно перейти в кадриль с притопами и прихлопами, а, если проект очень серьезный, то и в боевой пляс вприсядку.

Команда дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция», компания MERLION:

1-2. Если говорить о народном творчестве, национальном наследии, то первые ассоциации, которые уместно здесь вспомнить в отношении к нашим отраслевым бизнес-процессам и взаимодействиям с партнерами, — вологодское кружево, оренбургский пуховый платок. Это ручной и кропотливый труд, в случае ошибок зачастую мастерицам приходится всё распускать и создавать изделие заново. Чуть замешкался с такими ошибками, а у соседки уже свой пуховый платок готов. Все мастерицы (наши партнеры) достигли разного уровня профессионализма в «вязании» и «плетении» — у кого-то рука уже «набита», и он быстро вручную выпускает и реализует свой продукт, кто-то автоматизировал мастерскую и применяет новые технологии (станки закупил или инструмент поновее).

Современным мастерицам сейчас сложнее, чем в недавнем прошлом — запросы у потребителей к изделию и качеству используемого материала растут. Не все кружевницы выдерживают, некоторые уходят лепить горшки из подручных материалов. А те, кто делают качественные платки или кружева из новейшего сырья, пользуются неизменным уважением земляков. И в результате у кого-то получается очень красиво, у кого-то не так, но при этом вся страна ходит в кружевах и платках, созданных нашими партнерами.

Кардинально другие ассоциации возникают у коллег, работающих в телеком-сегменте. Зрелищный брейк-данс, в котором танцор, имеющий превосходную физическую форму, выполняет не всегда простые акробатические движения, — вот с чем можно сравнить высокодинамичные рывки вверх-вниз, вправо-влево, происходящие в отрасли. Все партнеры, работающие с такими продуктами, очень продвинутые, по своей энергетике они танцоры высшего класса. И в современных рыночных реалиях за них по-настоящему «бьются» поставщики (дистрибьюторы и вендоры) — следят за их выступлениями на сцене, активно аплодируют, засыпают цветочными букетами (имеются в виду различные преференции при сотрудничестве). Однако и партнерам, и нам, дистрибьюторам, есть куда расти и совершенствоваться, ведь всех нас, может, ждет своя олимпиада (брейк-данс включен в программу Олимпийских игр-2024).

Партнеры проекта «25 лучших региональных ИТ-компаний 2020»