Четверть века назад в России появилось первое специализированное канальное издание для рынка ИТ — Computer Reseller News (которое позже было переименовано в CRN/RE). О событиях тех дней вспоминает издательский директор ИД СК ПРЕСС Евгений Адлеров.

CRN/RE: Как появилась идея издавать CRN в России?

Евгений Адлеров: В середине 90-х годов ИД СК ПРЕСС уже был известен на компьютерном рынке. Наши журналы — PC Magazine/RE и PC Week/RE — читали как специалисты, так и конечные пользователи. PC Magazine фокусировался на описании новинок и технологий, а PC Week был рассчитан на корпоративных заказчиков, системных интеграторов и поставщиков услуг. Иногда PC Week публиковал материалы о канале сбыта, но это были эпизодические статьи, не отражавшие всей картины и всех событий, которыми жили дистрибьюторы и реселлеры. Специального издания для канала, который уже тогда был большим сегментом рынка, хотя и не вполне сформировавшимся, не существовало. А поскольку СК ПРЕСС в те годы стал одним из лидеров рынка компьютерной прессы, мы посчитали, что нам следует охватывать все сегменты ИТ-рынка. Вот так и появилась идея создать в России канальное издание.

Решили идти тем же путем, что и при запуске PC Magazine и PC Week — получить лицензию на издание специализированного журнала. Надо сказать, что во всем мире таких журналов были единицы. Безусловным лидером, наиболее авторитетным и даже в чем-то эксклюзивным считался американский Computer Reseller News, издаваемый компанией CMP. Америка была законодателем мод во всех сферах ИТ-бизнеса, поэтому и компьютерная пресса отличалась высоким уровнем компетентности и профессионализма. Хотя, строго говоря, назвать Computer Reseller News компьютерным журналом можно с большой натяжкой. Это в большей степени было деловое издание, рассчитанное на предпринимателей, бизнес которых связан с продвижением ИТ. Оценив все «за» и «против», мы обратились в CMP, и получили лицензию.

CRN/RE: Вот так просто пришли, рассказали о желании издавать CRN в России, и получили лицензию?

Е. А.: Разумеется, все было не так просто и не быстро. Любая лицензия выдается на конкурсной основе, и СК ПРЕСС был не единственным издательским домом, который претендовал на Computer Reseller News. Кроме того, в CMP внимательно изучали бизнес-планы потенциальных лицензиатов, оценивали их достижения. Обычно на все формальности и переговоры уходило от трех до шести месяцев. И поскольку в нашем активе уже были успешные проекты — PC Magazine и PC Week, а на издательском рынке России мы занимали прочные позиции, в CMP решили лицензию на CRN отдать нам.

CRN/RE: В чем вы видели миссию нового издания?

Е. А.: Можно было бы сказать, что пресса — это 4-я власть и что мы непосредственно участвуем в формировании рынка. Но это, конечно же, преувеличение. Разве может журнал посоветовать крупной дистрибьюторской компании, как ей вести бизнес? Однако в наших силах рассказать, за счет чего игроки добиваются успеха, проанализировать конкретные примеры, показать, какие стратегии и методы работы позволяют достигать наилучших результатов. И это, в какой-то степени, оказывает позитивное влияние на развитие рынка.

Ниша CRN уникальна. Бизнес-изданий существует немало, но ни одно из них не ориентировано на канал сбыта в индустрии ИТ. Обычно пишут об успехах компаний или предпринимателей. А CRN сфокусирован на достаточно узких вопросах — как работают реселлеры и дистрибьюторы и как они зарабатывают деньги. Пожалуй, это можно назвать миссией нашего издания — быть информационным партнером канала сбыта.

С самого начала мы понимали: чтобы заинтересовать читателя, журнал должен развиваться, взрослеть и набираться опыта вместе с ИТ-компаниями. Концепция, когда издание нацелено на узкую аудиторию, нам не подходила. На первых порах CRN/RE перепечатывал много статей из американского издания, что сыграло большую роль в становлении отечественного рынка ИТ. Информация о глобальных тенденциях в дистрибьюторском бизнесе, конечно, полезна, но во второй половине 90-х годов зарубежный опыт редко соответствовал российским реалиям. Западный рынок был зрелым и сложившимся, компании работали по четким и прозрачным правилам, фактически в идеальных условиях, а наш рынок только формировался, и от идеального был далек. Понятно, что читателей интересовал опыт местных коллег по цеху. И это отвечало концепции лицензионного издания. Она предусматривает, что объем локальных материалов в начале должен быть не менее 25%, и со временем эта цифра должна была вырасти до 75-80%.

CRN/RE: Трудным ли был старт CRN/RE? С какими проблемами пришлось столкнуться?

Е. А.: Запуск любого издания — всегда непростая задача. А если речь идет об издании узкопрофильном, то число трудностей еще больше возрастает. Главная проблема в том, что рынок не ждет вас с распростертыми объятиями. Отсутствие журнала еще не гарантирует, что его появление заинтересует читателей. Понять их можно: ведь до сих пор они как-то обходились без специального издания, вполне успешно создавали компании, развивали бизнес, приобретали партнеров и заказчиков, зарабатывали деньги. Чем новый проект будет полезен?

Поэтому главная задача издательства и редакционной команды — преодолеть недоверие. Сделать это можно только интересным и полезным контентом. Если руководитель компании один-два раза обратит внимание на издание — этого явно недостаточно. Надо, чтобы он находил полезные для себя материалы в каждом номере на протяжении многих месяцев. Вот тогда он станет лояльным читателем, и будет рекомендовать журнал коллегам и подчиненным.

CRN/RE — классический пример узкоспециализированного издания. Нам потребовалось примерно два года, чтобы прочно встать на ноги и добиться признания у игроков рынка. И это при том, что у нас были неплохие стартовые условия, поскольку ИД СК ПРЕСС уже был хорошо известен.

CRN/RE: Насколько успешным, с точки зрения издательского бизнеса, оказался CRN/RE?

Е. А.: По моему мнению, это один из наиболее успешных проектов ИД СК ПРЕСС. Ожидания, которые мы возлагали на журнал, полностью оправдались. Хотя, должен сказать, CRN/RE «выстрелил» чуть позже, чем мы рассчитывали. Игроки ИТ-рынка не сразу стали воспринимать наше новое детище как серьезное профессиональное издание.

Понимание, что проект состоялся, пришло, насколько я помню, в 2000-м году. В первые пару лет CRN/RE бурно развивался, но дефолт 1998 г. сильно подкосил отечественный ИТ-рынок, и в том числе, стал тяжелым испытанием для отраслевой прессы. Поэтому процесс признания немного затянулся. Но если говорить о финансовой стороне, то здесь все было неплохо с самого начала, мы довольно быстро вышли на запланированные показатели.

Партнеры юбилейного номера