Наблюдательный читатель без труда заметит множество как поверхностных, так и глубоких аналогий между психологией и ИТ-индустрией. Вот пример аналогии поверхностной: часть психологов предметом своей науки считают изучение мозга как машины для обработки информации.

Более глубокая аналогия состоит в том, что психологам, как и ИТ-компаниям, люди платят не от хорошей жизни, а по необходимости или по глупости.

Есть социальные группы, которым психолог не то, чтобы нужен, однако полагается. Полежать на кушетке, разучить слова «структурализм» и «бихевиоризм», обсудить психологию и психологов с подругами — разве можно лишать платёжеспособного человека такой возможности? Разумеется, нельзя. Это было бы антипсихологично.

У нефтяников есть поверье, что SAP и «мерседесы» цвета нефти приносят счастье. Надо быть Доном Кихотом, т. е. никудышним психологом, чтобы с этим спорить.

Пара слов об упомянутом структурализме. Распространение личного опыта на всю видимую Вселенную — вот причина, по которой пароль «qwerty» переживёт нас с вами, уважаемые читатели. Пароль «qwerty» не по зубам никакой ИБ-службе, справиться с ним может только психология.

Загнанная в подсознание страсть к Excel, несомненно постыдная, есть явление сродни эдипову комплексу. Будучи своевременно замеченной, такая страсть объяснит многие странности в поведении начальства.

Как в психологии, так и в ИТ нельзя не морочить пациенту голову. И там, и там следует создать впечатление — вообще-то верное, — что пациент самостоятельно никогда не разберётся в том, за что заплатил. Следует, однако, помнить, что искусный айтист, как и психолог, не должен переходить за опасную грань между вполне реальным «заморочить голову» и самонадеянным «внушить веру».

Казалось бы, при чём тут CRN?

Вопрос декомпозируется на два: 1) зачем люди пишут и 2) зачем люди читают.

Откуда берутся журналисты и зачем они этим занимаются, наука не знает. Ближе всех к ответу приблизился Карел Чапек («Как делается газета»), но лишь приблизился, а самого ответа не дал, ограничившись тонкими наблюдениями.

Ответить на вопрос «зачем читают» несколько проще. Причина, возможно, в том, что в книжках Вудхауса Дживс (поставщик), беседуя с Вустером (заказчик), называет «психологией индивида», а Чехов в рассказе «Радость» наглядно показывает на примере («Да-с! Про меня напечатали! Теперь обо мне вся Россия знает! Вы, мамаша, спрячьте этот нумер на память! Будем читать иногда»).

Однако такая гипотеза, местами верная, не объясняет явление во всём многообразии. Попробуем иначе.

СМИ — тоже информационные технологии, только сложнее. Код для машины напишет любой дурак если подучить. Машина дураку ошибки сама же и укажет, а не укажет — у дурака есть время на отладку, сам найдёт и устранит, публика ничего не узнает.

А вот попробуйте написать текст для людей. Если не станут читать, ничего не исправишь и ничего не поделаешь.

CRN читают четверть века. Результат следует признать выдающимся. Поздравляю с ним читателей и редакцию.

Партнеры юбилейного номера