Постановлением Президиума АН СССР от 25 августа 1967 г. № 725. утверждено «Общее положение о научных советах по важнейшим проблемам (направлениям) естественных и общественных наук при Академии наук СССР».
Согласно данным с сайта РАН, на научные советы возлагаются следующие обязанности:
- анализировать современное состояние исследований по важнейшей проблеме в стране и за рубежом;
- определять основные направления и задачи научных исследований, а также наиболее эффективные пути разработки проблемы;
- осуществлять перспективное планирование, координацию научных исследований;
- разрабатывать координационные планы научно-исследовательских работ; и др.
Научные советы являются научно-консультативными органами, работающими на общественных началах. В состав научных советов включаются ведущие ученые Академии наук, представители министерств и ведомств, сотрудники научно-исследовательских учреждений, преподаватели высших учебных заведений, представители научных и других учреждений и организаций, участвующих в разработке данной проблемы.
А в наш Научный совет вошли руководители компаний — партнеров Юбилейного выпуска CRN/RE: Вячеслав Бархатов, генеральный директор Axoft Global; Георгий Козелецкий, вице-президент OCS Distribution; Михаил Косилов, управляющий директор RRC; Алексей Мельников, генеральный директор компании «Марвел-Дистрибуция»; Александр Халаев, вице-президент Tripp Lite в странах Восточной Европы, России и СНГ, Ближнего Востока и Африки.
И поскольку CRN/RE не является структурой РАН, обязанности нашего Совета несколько уже, чем перечисленные выше. Хотя одной из задач экспертов было как раз «проанализировать современное состояние исследований по важнейшей проблеме в стране и за рубежом». Мы попросили уважаемых ученых ответить на два вопроса об изменениях, происходящих на рынке и в их компаниях:
1. ИТ-рынок постоянно меняется. Если бы вы смогли описать происходящие на нем процессы с точки зрения какой-то науки (или нескольких наук), то какие метафоры приходят на ум?
2. Как ваша компания реагирует на изменения рыночной ситуации? Какие значимые изменения произошли в компании за последние год-два?
Вячеслав Бархатов, генеральный директор Axoft Global
1. Есть такое понятие — сублимация. В физике оно означает переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, минуя промежуточное. Например, лед превращается в пар, минуя стадию воды. То же самое можно сказать и о процессах, происходящих на рынке ИТ, — это зачастую стремительные изменения без переходных этапов.
2. Изменения неизбежны, и прошлый год был на них особенно богат. Мы постоянно меняемся, трансформируем и масштабируем свой бизнес. Недавно мы поставили цель: сравнить изменения, происходящие в нашей компании, с мировыми бизнес-трендами текущего времени. И оказалось, что те изменения, которые мы запланировали и включили в трехлетнюю стратегию, на высокую долю процента повторяют общемировые тенденции: автоматизация бизнеса, технологии, связанные с постковидными изменениями (удаленный доступ, гибкий офис, улучшение бизнес-процессов и их цифровизация), данные и их использование в каждодневных задачах.
Мы начали активно развивать международный бизнес, реализуем нашу стратегию — стать глобальным сервисным ИТ-дистрибьютором. Axoft масштабирует свое присутствие и методологию работы на страны дальнего зарубежья — Юго-Восточной и Южной Азии, Восточной и Южной Европы. В перспективе трех-пяти лет мы планируем довести число стран присутствия до 15+.
Пандемия изменила привычный образ жизни, и мы начали работать в гибридном режиме, когда часть компании работает удалённо, часть — из офиса. Соответственно, изменились способы и средства коммуникаций, позволяющие оптимизировать рабочие процессы. Мы меняем сейчас модель продаж — продаём не продукты, а технологии: компания перешла к технологическим практикам, которые подразумевают комплексное продвижение решений, сервисов. Продолжаем усиливать экспертизу, улучшать и развивать сервисы — продажи, маркетинг, продуктовые услуги; работаем над повышением их ценности для рынка (value). Постоянно ищем и открываем новые ниши.
Георгий Козелецкий, вице-президент OCS Distribution
1. 25 лет CRN/RE — замечательный юбилей, с которым от всей души хочется поздравить всех его создателей, сотрудников, бывших и нынешних, которые все это время занимались изучением отечественного ИТ-рынка. Рынок, кстати, не намного старше — ему всего-то 32 года, ведь началось все с постановления Совета министров СССР, которое гласило: «Государственному комитету СССР по вычислительной технике и информатике перевести с 1 января 1989 года все подведомственные предприятия, объединения и организации на полный хозяйственный расчет и самофинансирование». Кооперативы, совместные предприятия и другие организационно-правовые формы ведения хозяйственной деятельности к тому времени уже существовали, поэтому с 1989 года вся отрасль бросилась (была брошена?) в пучину рынка.
К моменту появления CRN/RE от крупных советских предприятий уже почти ничего не осталось, поэтому изучение ИТ-рынка можно было сравнить с микробиологией. Почему микро? Потому что ИТ-компании были маленькие и невидимые для государева ока, самозарождались, саморазвивались. Речь идет, скорее, о колонии бактерий (сразу замечу — многоклеточных, а не одноклеточных!), типа тех, что в йогурте, который очень полезен для организма. А тут еще компьютерные вирусы, как и антивирусы, появились — снова микробиология. Множество информационных технологий буквально как микробы заполонили человеческую жизнь — взять те же смартфоны или незаметный для большинства пользователей переход от аналоговой связи к unified communications, то есть полностью цифровым технологиям. Про повсеместное распространение интернета и интернет-зависимость тоже можно вспомнить...
Короче, рынок многоклеточных организмов, или ИТ-рынок, развивался, а микробиологи в лице журналистов его изучали. Со временем микробиология стала популярна и среди чиновников. Возможно, как раз малые размеры имели значение — переход от нанотехнологий к всеобщей цифровизации произошел плавно и незаметно. Для микробиологов-исследователей, представляющих государство, но не для самих многоклеточных микроорганизмов. Впрочем, эти многоклеточные всегда жили в какой-то большой среде, на которую оказывались разные воздействия — и извне, и изнутри, в результате которых микроорганизмы росли или наоборот умирали (что происходило значительно реже, потому что сами живучие и потому что среда была неагрессивной). В последние годы микробиологи-исследователи, получив новые электронные микроскопы, продвинутые инструменты и методы, стали воздействовать на микроорганизмы еще более целенаправленно, например, занялись выращиванием новых культур — речь об импортозамещении. Хорошее дело, если воздействовать, то есть использовать реактивы, в правильной концентрации и не торопиться.
2. В течение прошлого года первые шаги в направлении импортозамещения делала и дистрибьюторская компания OCS, создавая свою производственную площадку. О чём недавно очень интересно рассказала наша вице-президент Анна Чернякова, Кроме того, как выяснилось по итогам прошлого и первого полугодия этого года, на плечи дистрибьюторов как-то сама собой легла задача профинансировать это самое импортозамещение почти в полном объеме. Пока отечественные производственные и исследовательские компании вкладывают деньги в разработку продуктов, расширение или создание производства, дистрибьюторы инвестируют средства в импортные комплектующие, без которых по-прежнему не обойтись. Так как объем закупок техники на ИТ-рынке только растет (идет цифровизация!), а сам цикл существенно увеличился за счет включения в него производства, оборачиваемость замедляется, и объемы необходимого финансирования увеличиваются в разы. Да, в импортозамещение вкладываются все — и российские разработчики, и российские производители, и российские ИТ-дистрибьюторы тоже! Какая тут «микробиология», если речь идет о сотнях миллиардов рублей?
Впрочем, настоящая микробиология или вирусология, вмешалась в нашу жизнь в 2020 г. в виде пандемии COVID-19. К счастью, мировая ИТ-отрасль оказалась в числе наименее пострадавших (а российская, по некоторым оценкам, даже немного выросла). Этому способствовал и повышенный спрос на ИТ-продукты, и многолетняя привычка компаний работать на динамичном ИТ-рынке (вот быстро и перестроились в очередной раз), и невмешательство государства, занятого более насущными вопросами, и многое другое. Однако отрасль заметно лихорадит — есть и дефицит чипов, и проблемы с международными перевозками (авиа, морскими, железнодорожными и автомобильными — сразу всеми), и локальные ограничения в различных странах, нарушающие сложившиеся цепочки кооперации. Поэтому накладки будут — кто-то обязательно не поставит законтрактованную продукцию вовремя и попадет в список недобросовестных поставщиков.
Но закончить хотелось бы на оптимистической ноте — ИТ-рынок по-прежнему будет развиваться, значит, «микробиологам» будет что изучать, делая новые открытия, а сами «многоклеточные» продолжат эволюционировать.
Михаил Косилов, управляющий директор RRC
1. ИТ-рынок постоянно меняется. И нам кажется, что его развитие как нельзя лучше отражают законы Царицы наук — философии, а точнее, одной из ее главных методик познания — диалектики. Возьмем, к примеру, закон единства и борьбы противоположностей и рассмотрим его с точки зрения информационной безопасности. Очевидно, что затраты на защиту информации постоянно растут, и подавляющему большинству компаний прямых доходов не приносят. И из года в год растут как угрозы, так и затраты на защиту от них. Хакеры осваивают все более изощренные методы хищения информации, вместе с этим совершенствуются и программно-аппаратные средства противодействия атакам и, с недавнего времени, их предупреждения.
Еще один пример из недавнего прошлого, а именно конца
Третий закон, отрицание отрицания — еще одна закономерность, характеризующая развитие технологий по сбору, обработке и накоплению информации.
2. Каковы изменения в нашей компании? Нам в следующем году 30 лет :) За эти годы мы становимся, на мой взгляд, все более гибкими и динамичными. Быстро откликаемся на изменения рынка, потребностей наших партнеров, запросов вендоров. Осваиваем и продвигаем новые технологии, ищем новые направления. Цель — быть на передовой, удовлетворять все нужды наших клиентов. Сегодня это на первом месте.
Если говорить об изменениях за последние год-два, то из важного это создание и открытие инновационной лаборатории RRC Innovation Lab, в которой представлено оборудование наших вендоров, все по последнему слову науки и техники. Партнеры могут все потрогать, попробовать как работает, пройти демо-курсы, обучение и проч. В этом смысле мы на пике науки и новых технологий. Всех приглашаем к нам в гости!
Алексей Мельников, генеральный директор компании «Марвел-Дистрибуция»
1. ИТ-рынок мало чем отличается от любого сложноорганизованного живого организма: он родился и развивается, деформируется и изменяется не только с естественным ходом времени, но и под влиянием внешних, а иногда и внутренних факторов.
Появление новых категорий, точек роста, возможностей — это новый эволюционный шаг, как появление многоклеточных организмов или переход к прямохождению. Старые устоявшиеся категории и сегменты рынка являют собой яркий пример уже сформированных и не меняющихся сотнями тысяч лет животных, таких как медузы или крокодилы. Хотя стоит отметить, что большинство из них так или иначе живут в морской среде, видимо, не только благоприятной для многих форм жизни, но и позволяющей сохранять гомеостаз. Стагнирующие категории с этой точки зрения — адаптированные под текущую ситуацию рудименты, которые присутствуют в каждом живом существе всех трех царств, будь то копчик у Homo Sapience, кистевые отростки у современных кистеперых рыб и илистых прыгунов или иголки у семейства кактусовых, которые, несмотря на утраченный облик зеленого, полного хлорофиллом листа, нашли своё применение в суровых условиях жарких пустынь.
Но сегодня мы поговорим о самой важной части организма современного рынка. Ни одна система не будет надежной — неважно, экономическая это система или биологическая, если в ней нет возможности регулировать свое состояние, исходя из тех факторов, которые происходят как снаружи, так и внутри. И единственная структура в биологическом образовании, выполняющая эту функцию — иммунитет.
В любой экономической системе товарно-денежных взаимоотношений иммунную функцию выполняет именно дистрибьютор. Судите сами: как только в среде происходит малейшее изменение, первым механизмом, который реагирует и сдерживает это изменение, нейтрализует максимально негативные последствия и поддерживает переход к новой реальности наиболее мягким образом, становится иммунная система в организме и дистрибьютор в рыночной экономике. Так происходит с коронавирусом, так происходило с адаптацией ржи, отравленной спорыньей, так происходит с любым экономическим кризисом, оставляющим шрамы на теле рынка.
В зависимости от мощности защиты, амортизации сущность может как не пережить новую волну, так и стать настолько сильной, чтобы не замечать эти угрозы и жить в новой реальности, приняв это изменение как новую часть себя. В некоторых ситуациях иммунитет может давать сбой, особенно при критических изменениях среды. Слишком жарко или слишком холодно, девальвация или укрепление собственной валюты на рынке — в любом случае это изменение внешних условий, которое может быть губительно для нашего рыночного организма. Однако правы те учёные, которые говорят: все что нас не убивает, делает нас сильнее.
2. И мы становимся! Мы на деле показали, что «Марвел-Дистрибуция», будучи одним из крупнейших широкопрофильных дистрибьюторов, может сдержать удар грядущего изменения и помочь как нашим партнерам-заказчикам, так и партнерам-поставщикам перенести тяжелое время. Так, мы перестроили систему работы склада, чтобы не останавливать отгрузки, даже в условиях локдауна, чтобы ни кровеносная система (финансовая), ни разные органы нашего общего рыночного организма (вендоры, партнеры), не испытали губительной недостаточности.
Другой пример связан с изменением солнечной активности (политики государства). Усиление излучения создало необходимость появления нового защитного механизма (импортозамещения). Мы изучили имеющиеся ресурсы, наработали антитела, отрастили необходимые компетенции — и снова готовы защищать ИТ-индустрию от возможных угроз, изменений и хаоса.
Александр Халаев, вице-президент Tripp Lite в странах Восточной Европы, России и СНГ, Ближнего Востока и Африки
1. Если мы посмотрим на ИТ глобально, то, на мой взгляд, эту отрасль можно сравнить с космическими науками. Действительно, темпы развития ИТ невероятно высоки, поистине «космические», по скорости изменений с рынком ИТ вряд ли сравнится какая-либо другая сфера. Мы являемся свидетелями цифровой революции, которая задала совершенно иной темп жизни, создала новые смыслы, расширила коммуникационное, социальное и экономическое пространство.
Ещё одной отличительной особенностью ИТ является «всепроникновение» технологий и продуктов — сейчас сложно найти какую-либо область жизни или экономики, где бы ни использовались ИТ-продукты. Более того, их потребителями является подавляющее большинство населения планеты Земля в возрасте 0+. Как физически человек не может жить без солнечной энергии, так и без ИТ осуществление жизненно важных для бизнеса современных процессов практически не представляется возможным.
С каждым днём ИТ расширяет для человека границы его мира, делая процесс познания Вселенной поистине бесконечным.
2. Рынок постоянно меняется, и это нормальное явление. Без изменений, без развития любая бизнес-система становится нежизнеспособной. К сожалению, рынок в России менее стабилен, чем, например, в Европе или Соединенных Штатах. Изменения в законодательстве, колебания курса рубля, всевозможные санкции и другие аспекты прямым или косвенным образом негативно влияют на рыночную ситуацию. Политика Tripp Lite соответствует стратегическим целям компании, главная из которых — оставаться в тренде, чётко реагировать на запросы рынка и максимально полно решать бизнес-задачи потребителей нашей продукции. Благодаря гибкому менеджменту компания быстро реагирует на возникающие изменения, ставя во главу угла качество и отличный сервис.
Сегодня, говоря об изменении рыночной ситуации, никак нельзя обойти вопрос пандемии. Нарушение логистических цепочек и рост цен на сырье и материалы оказывают существенное давление на бизнес. Компания Tripp Lite, как и многие другие участники ИТ-рынка, столкнулась с этим серьезным вызовом и прикладывает все силы, чтобы выполнять свои обязательства и соответствовать ожиданиям партнёров и заказчиков. В то же время мы видим, что не все отрасли экономики одинаково пострадали от ситуации с COVID. Например, благодаря развитию продаж в телеком, коммерческие ЦОДы, здравоохранение, e-commerce нам удалось добиться существенного роста в 2020 г. и упрочить позиции на рынке.
Весь тот положительный и отрицательный опыт, который был приобретён в 2020 г., мы считаем бесценным, и он должен быть взят на вооружение в будущем. Но для нас, безусловно, наибольший интерес представляют стратегические изменения, связанные с развитием рынка. Это, например, конкуренция, выход на рынок новых игроков, продуктов, технологий. Tripp Lite, в свою очередь, также активно работает в области инновационных разработок, тем самым мы вносим свой вклад в технологический прогресс. Мы также глубоко приветствуем работу по защите окружающей среды и поддерживаем инициативы в направлении социально-экологической ответственности.
Позитивные результаты работы Tripp Lite за
Компания Tripp Lite предлагает комплексные решения для различных задач — от организации рабочих мест и переговорных до серьезных инфраструктурных решений уровня ЦОД. Если говорить о новых продуктах, то можно упомянуть, например, новую линейку в сегменте недорогих устройств — сверхкомпактные ИБП серии AVRX с автоматической стабилизацией напряжения для защиты ПК и периферийных устройств. Для медицинских организаций мы специально разработали линейно-интерактивные ИБП серии SmartPro «Hospital Grade»; данные модели соответствуют международным стандартам и могут использоваться непосредственно в зоне ухода за пациентами. Постоянно обновляется портфель продукции для ЦОД, включающий такие продукты как ИБП и блоки распределения питания, серверные стойки и решения для повышения эффективности охлаждения, КВМ-переключатели и оборудование СКС, кабельная продукция и решения для подключения, коммутации, передачи данных и многое другое. При необходимости быстрого развертывания ИТ-инфраструктуры на удаленных объектах, филиалах предприятий розничной торговли и производственных объектах отличным решением может стать анонсированный в прошлом году Микро-ЦОД Tripp Lite, который конфигурируется с учетом требований заказчика и поставляется собранным и готовым к работе.
Сегодня, в эпоху цифровой трансформации экономики, особенно остро стоит вопрос непрерывности и отказоустойчивости работы ИТ-систем в самых разных отраслях — промышленности, финансовой сфере, телекоме, здравоохранении, образовании, государственном секторе. Tripp Lite постоянно работает над обновлением продукции, чтобы предлагать заказчикам самые эффективные решения.