Старт — самый трудный и важный этап для любого бизнес-проекта. Успех во многом зависит от правильно выбранного направления развития. Изданию CRN/RE повезло: в первые годы у руля стоял профессионал, пришедший из крупной ИТ-компании. О своей работе в качестве издателя CRN/RE рассказывает Николай Федулов.
CRN/RE: Как и когда вы вошли в команду Computer Reseller News?
Николай Федулов: Моя карьера в Издательском доме СК ПРЕСС началась весной 1996 г., когда Евгений Адлеров предложил мне стать издателем журнала PC Magazine/RE. Я приступил к новым для себя обязанностям, а буквально через пару-тройку недель СК ПРЕСС получил лицензию американской компании CMP на издание в России Computer Reseller News. С этим СМИ я был неплохо знаком по предыдущей работе: до перехода в СК ПРЕСС я занимал пост генерального директора компании CSM, входившей в холдинг Merisel. Мы выписывали американский CRN, и я уже тогда обратил внимание на это издание. Из него можно было почерпнуть много полезной информации об ИТ-бизнесе, и по сравнению с другими журналами и газетами он был наиболее интересным.
Надо сказать, что в первой половине
Понятно, что российский Computer Reseller News вызвал у меня профессиональный интерес. Не являясь членом команды этого издания, я, тем не менее, часто общался с редакцией CRN/RE, и, в частности, с главным редактором Ильей Липкиным. Они готовили к выпуску первый номер, а я рассказывал коллегам по ИТ-рынку, среди которых преимущественно были владельцы и топ-менеджеры компаний, об этом замечательном издании, о том, насколько полезным оно может быть, какую неоценимую помощь окажет игрокам российского канала сбыта.
В числе первых, кто поверил в российский Computer Reseller News, был Феликс Гликман, один из основателей компании TopS. Поверил настолько, что TopS дала в первый номер рекламу на полосу. Событие по тем временам неординарное, учитывая стоимость рекламы. Но вышедший из печати CRN/RE разочаровал рекламодателя. Феликс позвонил мне и спросил, почему номер оказался совсем непохожим на тот, о котором я рассказывал? Пришлось объяснять, что я излагал свою концепцию, свое понимание того, что нужно российскому рынку.
С моими идеями по «обустройству» издания согласился и Евгений Адлеров, издательский директор ИД СК ПРЕСС. Так я стал издателем CRN/RE.
CRN/RE: Пригодился ли ваш опыт в бизнесе?
Н. Ф.: Безусловно. У меня за плечами уже было несколько лет работы в дистрибьюторской компании, я, как мне кажется, разбирался во многих вопросах, связанных с построением канала и взаимодействием с заказчиками. Это позволило, хотя судить не мне, правильно сформулировать задачи и ориентировать издание. Работать с редакцией было достаточно легко, там подобрались творческие и квалифицированные люди. Надо отметить, что поначалу они не были готовы к новой концепции издания — ориентации на бизнес, на предпринимателей. По образованию и менталитету это были технические специалисты, они без труда влились бы в коллектив PC Magazine/RE или PC Week/RE, но в вопросах бизнеса, маркетинга, дистрибуции не ориентировались. Поэтому пришлось заниматься, в том числе, переподготовкой команды. На это ушло несколько месяцев, номера не всегда соответствовали ожиданиям, но в конечном итоге редакция получилась очень профессиональной для своей ниши.
Вторым очень ценным наследством работы в бизнесе оказались многочисленные знакомства с представителями компьютерного «бомонда». Я был в хороших отношениях с владельцами и топ-менеджерами компаний, мы продолжали часто встречаться, обменивались мнениями, говорили на одном языке, что было полезно и для них, и для CRN/RE.
Думаю, что имевшийся опыт и обширные контакты с бизнесом помогли нашему изданию состояться и встать на ноги за сравнительно короткий период.
CRN/RE: Какое влияние, по вашему мнению, оказал CRN/RE на становление и развитие российского ИТ-рынка?
Н. Ф.: Влияние было весьма значительным. Все компании сталкивались примерно с одними и теми же вопросами и проблемами в бизнесе, а CRN/RE помогал находить нужные ответы и решения. Конечно, мы не были учебником в академическом смысле этого слова и никогда не претендовали на эту роль. Но CRN/RE стал той площадкой, где практики — вендоры и игроки канала — могли обмениваться мнениями, обсуждать самые острые вопросы, делиться опытом. Причем такая направленность работы являлась для CRN/RE совершенно естественной и полностью отвечала концепции издания. Практически все остальные газеты и журналы были техническими и технологическими.
Реальную пользу и значимость нашего издания бизнес по-настоящему почувствовал в конце
CRN/RE: Как приняли игроки рынка новое издание?
Н. Ф.: На первых порах, естественно, было много вопросов и недопонимания. Руководители других издательских домов спрашивали, зачем мы это все затеяли, какие цели преследуем? Ведь рынок компьютерных изданий на тот момент был сформирован и достаточно плотно занят, конкуренция ощущалась сильная. Но мы отвечали, что наша ниша — это бизнес, и тут мы ни с кем не конкурируем. Мы действительно создали новый сегмент рынка компьютерных СМИ. Следует добавить, что наши конкуренты-издатели не имели опыта в ИТ-бизнесе, не работали в крупных компьютерных компаниях.
Ожидаемой была и реакция руководителей ИТ-фирм. С одной стороны, они в целом позитивно отнеслись к появлению нашего издания. Но критики в адрес CRN/RE, особенно в первый год, тоже хватало. Обычно замечания были справедливыми: мы учились «на ходу», и тут какие-то ошибки и просчеты неизбежны. Иногда, правда, компании по старой памяти пускались в рассуждения: а что важнее, техническая сторона, железо, софт? Маркетинг или финансовые аспекты, оборот, прибыль? Сегодня такие вопросы не задают. CRN/RE четко обозначил свою нишу, и за 25 лет своего существования неоднократно доказывал правильность и жизнеспособность выбранной концепции.