Выписной эпикриз. Данные пациента
Фамилия: Мировой
Имя: Бизнес
Отчество: Ковидович
Возраст: весьма преклонный
Данная статья — всего лишь ощущения от происходящего на рынке, а не научные доказанные факты, изложенные медиками или профессиональными логистами. Так что не судите строго за наши зарисовки. Иногда именно они становятся поводом для великих научных открытий.
Анамнез. Пациент поступил в реанимационное отделение 23 марта 2021 г. в 7:40 по египетскому времени с явными признаками тромбоза коронарной артерии в виде контейнеровоза Ever Given, заблокировавшего движение по Суэцкому каналу. Когда главную артерию сердца закупоривает тромб, медики ставят диагноз «инфаркт». А вот когда огромный сухогруз перекрывает основной морской путь доставки товаров из Азии в Европу, на языке вертится не менее звучное слово — п... коллапс. Потому что последствия этого события для больного по имени Мировой Бизнес оказались не менее фатальными, чем самой серьезной клинической формы ишемии сердца для человека.
Итак, один из самых больших на сегодняшний день контейнеровозов в мире (длина — 400 м, водоизмещение — 220 тыс. тонн) с 18 тысячами контейнеров на борту, следовавший из Малайзии (или по другим данным — из Китая) в Голландию, передвигаясь по Суэцкому каналу, развернулся поперёк канала и сел на мель, застряв носом и кормой в берегах. В результате аварии движение по каналу было прекращено.
Диагноз: инфаркт миокарда.
* * *
В том, что логистика — это кровеносная система бизнеса, думаю, ни у кого не возникает сомнения. По водным, железнодорожным, авиа путям-сосудам циркулирует кровь бизнеса — транспортные грузовые потоки, которые обеспечивают питание и обмен веществ всех клеток «тела» бизнеса. От того, насколько эффективна работа этой системы, зависит, как быстро обновляется весь организм, получает ли он достаточное количество кислорода, как долго остается здоровым.
Как и в сердечно-сосудистой системе человека, у бизнеса есть разные «кровеносные сосуды». По логистическим артериям на производство поступают «кислород» и «полезные вещества» — материалы и сырье. Вены — сосуды, которые несут кровь обратно — от органов к сердцу. Из-за отсутствия в них сильного давления и наличия небольших клапанов на внутренних стенках течение крови в венах замедляется, и кровь как бы «скапливается». Поэтому вены называют «Депо крови». В мире бизнеса вены — это те «сосуды», по которым товар движется от производителя к потребителю. И здесь ему приходится пройти очень непростой путь через логистические хабы, склады дистрибьюторов и т. д., накапливаясь в таких же «депо крови», а затем, двигаясь дальше.
Заметим, что, как и в организме человека, по логистическим венам течет не только венозная кровь, а по артериям не только артериальная. В каких-то местах эти потоки могут смешиваться — продукция одного завода становится сырьем для другого... Более мелкие и тонкие сосуды — капилляры — соединяют артерии и вены и осуществляют обмен веществ между кровью и тканями. Это, в том числе, та самая доставка «последней мили», которая позволяет в прямом и переносном смысле донести товар до конечного покупателя. А vasa vasorum — сосуды сосудов, которые находятся на стенках крупных сосудов (артерий и вен) и поддерживают их работоспособность — это все вспомогательные службы, повышающие эффективность логистических схем.
И во всей этой системе Суэцкий канал — на данный момент самая важная, та самая сердечная артерия. Бесшлюзовый судоходный канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, стал кратчайшим водным путем между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря Атлантического океана. Канал был открыт для судоходства лишь в 1869 г. Благодаря этому путь водного транспорта из Азии в Европу сократился на 8 тыс. км. До того момента судам, чтобы попасть в конечную точку маршрута, приходилось огибать Африку. Правда, был еще один вариант, но времени и усилий он требовал гораздо больше: суда разгружали, и перевозили грузы от моря до моря по суше.
И вот в марте 2021 г. Ever Given, встав поперек этой самой сердечной артерии, сыграл роль тромба, вызвавшего «инфаркт» у всего мирового бизнеса.
Как и в случае с человеком, кажется, что «инфаркт» в Египте произошел неожиданно. Как говорится, ничто не предвещало, и вдруг — порыв ветра. Хотя, конечно же, такие «катастрофы» вдруг не случаются
На момент обращения в клинику общее состояние пациента Мировой Бизнес усугубляется перенесенной на ногах и не долеченной коронавирусной пандемией: больной находится в сознании, сохранена способность к самообслуживанию, при этом все еще существует вероятность быстрого прогрессирования как основного (инфаркта), так и сопутствующего (эпидемия COVID) заболеваний и развития опасных для жизни пациента осложнений. Функции большинства жизненно важных органов (все отрасли экономики и все страны пострадали в 2020 г.) декомпенсированы, однако в настоящий момент это не представляет непосредственной опасности для жизни больного.
В последний день мая было объявлено, что Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) улучшила прогноз по росту мирового ВВП на 2021 г. до 5,8% против мартовского прогноза роста на 5,6%. В то же время ОЭСР ожидает роста мировой экономики в 2022 г. на 4,4% против увеличения на 4% в мартовском прогнозе.
«С некоторым облегчением мы видим улучшение в экономическом прогнозе, но и с некоторым беспокойством из-за того, что это происходит очень неравномерно», — отмечается в докладе. Организация указывает на то, что глобальное восстановление происходит на фоне продолжающихся вспышек коронавируса, которые становятся менее частыми, но более рассеянными по миру. И хотя к концу 2022 г. в большей части мира экономика вернется к допандемическому уровню, этого недостаточно, говорится в докладе.
При этом стоит отметить, что наиболее уязвимой к последствиям пандемии в мировом масштабе, как и в случае с человеческим организмом, оказалась именно сердечно-сосудистая система — то есть логистика. Карантинные меры привели к существенному снижению грузопотока в мировом и локальных масштабах. Так, эксперты прогнозируют, что падение только европейского рынка грузоперевозок составит минимум 40%. Причины сокращения объемов перевозок очевидны: закрытие границ стран, массовое закрытие торговых точек, рост курса доллара, изоляция населения, снижение спроса и покупательной способности, а также состояние страха и неопределенности у потребителей. Многие фабрики и заводы по всему миру закрыты на карантин — перевозить становится нечего и некому. Сюда же стоит добавить и отсутствие простых, понятных для представителей логистического рынка правил игры в условиях карантина.
В апреле 2020 г. Международный союз дорожного транспорта IRU даже был вынужден обращаться к правительствам разных стран с призывом поддержать отрасль из-за дисбаланса грузопотоков, указывая, например, на нарушение всех видов перевозок из Китая и необходимость находить новые пути для логистических компаний. По оценке агентства InfraOne Research, только в России потери транспортной индустрии достигли 230 млрд руб. лишь по итогам первого квартала 2020 года.
На фоне ослабления общих функций организма развитие «инфаркта» Суэцкого канала оказалось стремительным и малоконтролируемым. ЧП 2021 г. стало самым длительным сбоем в работе важнейшей судоходной артерии с 1973 г.
В течение четырех дней застрявший контейнеровоз был центром стремительно разрастающегося очага некроза: к 29 марта в очереди на прохождение через канал собралось более 450 различных судов. И это могло стать реальной смертельной катастрофой для и так ослабленного ковидом организма Мирового Бизнеса.
Более 100 млн долл. — во столько обходились сутки простоя всех застрявших в этой водной артерии. И расплачиваться за затор из-за севшего на мель контейнеровоза приходится всему миру. Уже 25 марта на биржах выросли цены на товары, которые перевозят через Суэц: нефть, газ, зерно. Но «пострадали» не только эти группы товаров. Еще до завершения операции по снятию судна с мели аналитики предрекали, что чем больше контейнеровоз стоит на «приколе», тем выше вероятность подорожания всех товаров, ведь через Суэц проходит 15% всех грузов.
Более того, последствия «тромбоза» для мировой логистической системы оказались не менее фатальными, чем последствия инфаркта для организма человека. Некроз распространился не только на «вены и артерии». Был нарушен график прихода судов в порт. А это означает, что, когда все стоявшие в десятидневной пробке пришли в точку назначения, нагрузка на портовые службы возросла многократно. Нарушился и контейнерообмен в природе — теперь они в не планировавшихся ранее объемах скопились с одной стороны логистической цепочки, тогда как производства (в том числе и ИТ), которые прилагают все усилия, чтобы справиться с дефицитом микросхем, процессоров и конечных устройств, вызванным остановкой заводов на карантин, не могут отгрузить уже готовую продукцию потребителям (а это дополнительная нагрузка на складские комплексы) и получить новые партии комплектующих для загрузки собственных производственных мощностей... И т. д. и т. п. Болезнь начала поражать весь организм пациента. Надо было срочно принимать решение о ходе его лечения.
Ход лечения
Первоначальные попытки вытащить судно с помощью буксиров не увенчались успехом. Поэтому было решено провести то, что в кардиологии называется стентированием: были начаты работы по углублению дна. Необходимо было достичь глубины, равной осадке судна.
И только после того, как из-под носовой части судна было выкопано 27 тыс. кубометров песка, оно было полностью снято с мели. Произошло это 29 марта в 15.00 по местному времени. Однако для прохождения всех скопившихся судов понадобилось еще пять дней. Канал работал круглосуточно до 3 апреля (в этот день прошла последняя группа из 85 ожидавших судов), после чего судоходство в регионе вернулось в нормальный режим.
Но стоит отметить, что уже на четвертый день «пробки» (до того, как Ever Given был «освобожден») многие капитаны были готовы сняться с якоря и пойти в обход затора — через мыс Доброй Надежды, даже несмотря на то, что это чревато значительным увеличением транспортных издержек и срока (на
Одновременно с этим вновь заговорили о Северном морском пути. По мнению специалистов, он имеет высокий потенциал расширения объемов транспортировки грузов, тем более что сроки навигации в регионе продолжают увеличиваться: в прошлом году они составили
Конечно, эти цифры не идут ни в какое сравнение с грузопотоком, проходящим через Суэцкий канал. Судя по данным администрации канала, только в 2019 г. по нему прошло около 19 тыс. судов совокупным тоннажом в 1,2 млрд тонн, наибольшие доли которых пришлись на контейнеровозы, танкеры и балкеры, перевозящие грузы аналогичные тем, что «плывут» по северной артерии. Тем не менее последняя после «египетского инфаркта» стала рассматриваться как альтернативный маршрут доставки товаров до потребителя.
Кроме того, инцидент с застрявшим в Суэцком канале контейнеровозом повлечет за собой приход дополнительных объемов грузов на железную дорогу.
По мнению экспертов, железнодорожные перевозки эффективны и конкурентоспособны для грузов, чувствительных к срокам доставки. Это прежде всего электроника, автомобильные комплектующие и товары народного потребления.
Кроме того, за последний год тарифы на морские перевозки выросли в
РЖД не первый год старается «оттянуть» у моря все большие объемы перевозок между странами Восточной и Юго-Восточной Азии, Европы, предлагая разные меры для привлечения к себе клиентов: увеличивает пропускную способность своих сетей, обновляет подвижной состав, предлагает субсидии для транзита контейнеров по железнодорожным путей на территории РФ, совершенствует технологии перевозок и увеличивает их скорость (примером может служить программа «Транссиб за семь суток»). Все эти меры приносят результаты — в кризисный 2020 г. рост объемов транзитных контейнерных перевозок по железной дороге в нашей стране вырос более чем на 30%. Планируется, что уже существующая инфраструктура рассчитана на увеличение этого показателя еще на
Не стоит забывать и о том, что авиаперевозчики захотят вернуть свои позиции, утерянные за время запрета на полеты во время карантина 2020 г.
Процесс образования дополнительных кровеносных сосудов — один из хорошо известных кардиологам процесс самовосстановления организма, в том числе и после перенесенного инфаркта. Оказывается, что наш организм имеет запасные пути поступления крови в клетки сердца в случае затруднения кровотока через коронарные пути (в том числе и вследствие инфаркта). Такие резервные кровеносные пути называются коллатерали. Это боковые или обходные пути кровотока, ветви кровеносных сосудов, которые обеспечивают приток или отток крови помимо основного сосуда (кровеносного ствола) при его тромбозе, эмболиях, сдавлениях кровеносных сосудов, при их перевязке и облитерации.
Интересный факт — человеческое сердце получает коллатерали с рождения, но в здоровом организме они совершенно не задействованы. Активация резервных коллатералей происходит в случае явных нарушений кровообращения. Погибший сосуд замещается соседним, более мелким. За несколько часов или дней коллатераль развивается до нужных размеров. При этом просвет в сосуде может увеличиваться в 10 раз по сравнению с его первоначальной величиной.
Рекомендации по лечению после выписки
После проведения стентирования, удаления «тромба» из Суэцкого канала и купирования острой фазы инфаркта пациент Мировой Бизнес выписан из стационара на амбулаторное лечение, в ходе которого ему рекомендуется:
1. Продолжать тренировку и развитие сети коллатерали в своем организме. Суэцкий канал, как и коронорарная артерия, один. А судов, ходящих по нему, тысячи. И каждое из них в любой момент может опять стать «тромбом». И в этом случае восстановить кровообращение помогает шунтирование, реканализация тромбированных сосудов или использование коллатерального кровотока. Причем замещающее кровообращение возникает в любом месте организма, в том числе, как уже было сказано, и в коронарных артериях сердца.
В человеческом организме самый простой способ увеличить количество коллатерали — приучить себя к регулярной умеренной физической нагрузке.
Физические упражнения (10 часов интенсивной физической нагрузки или 15 часов нагрузки средней интенсивности в неделю) в течение месяца увеличивают поток крови через коллатеральную сеть примерно на 40%.
Наличие «коллатеральных» потоков в разных частях мирового организма обусловлено еще и тем, что пандемия COVID привела, как утверждают эксперты, к концу «коктейльной вечеринки», продолжавшейся почти 40 лет, благодаря которой краеугольным камнем человечества стала глобализация. Теперь каждая страна, «отрываясь кто во что горазд», специализируется на определенной сфере товаров или услуг и получает от этого максимальную выгоду.
А благодаря развитию средств коммуникаций, теперь не только компании, но и люди постоянно находятся на связи друг с другом — все взаимосвязано и взаимозависимо: компания из Нидерландов закупает компоненты во Вьетнаме и Пакистане, ее склады — в Берлине, а производство — в Китае. Такого раньше никогда не было. И это было очень полезно для получения конкурентного преимущества и успеха на рынке. Но, как и у всего в мире, у глобализации есть побочные эффекты, особенно ярко проявившиеся в 2020 г.
Объявленный карантин мгновенно нарушил связи, создававшиеся десятилетиями. И теперь нас ждет процесс деглобализации. По большому счету он уже начался. Международные компании стали закрывать зарубежные офисы, сложившиеся цепочки поставок нарушились. Из глобальных они стали превращаться в региональные. Поднялась волна регионализации и ее уже не остановить. Всё это приведет к тому, что мир станет более фрагментированным. На смену мировой экономике придет экономика региональная. Скорее всего, появятся
2. В качестве медикаментозного поддержания состояния больного в удовлетворительной форме настоятельно рекомендуется внедрение ИТ-решений. Да-да, ИТ-отрасль становится для логистов «двуликим богом», выступающим и в роли клиента, и в роли спасителя, имеющего волшебную пилюлю здоровья. Эксперты, следящие за рынком логистики, в один голос говорят, что без этих мер логистические компании не выживут. Об оптимизации и диджитализации логистики говорили давно, но мало кто решался на реальные и коренные изменения подхода. Пандемия COVID-19 заставила компании перевести работу на «новые рельсы». В логистике началась ИТ-революция.
Конечно, рано или поздно это и так произошло бы. С появлением Индустрии 4.0 цепочки поставок быстро переходят к объединенной, интеллектуальной и высокоэффективной экосистеме логистики. Цифровизация приносит инновации в отрасль, которая ранее была ограничена устаревшими системами и подходами.
Скорее всего, в ближайшее время речь будет идти о комплексной автоматизации процессов, цель которой — минимизировать вмешательство человека.
Это позволит не только автоматизировать какие-то рутинные процессы, но и сделать глобальную цепочку поставок полностью интегрированной экосистемой, прозрачной для всех вовлеченных игроков, начиная от поставщиков сырья, компонентов и запчастей до перевозчиков этих материалов и готовой продукции, а также клиентов, требующих выполнения.
По оценке экспертов, в ближайшие годы логистические компании будут инвестировать в системы управления поставками, складами, транспортировкой суммы, исчисляемые миллиардами долларов, так как повышение эффективности процессов в данной отрасли (на
3. Пациенту Мировой Бизнес рекомендуется пройти обследование не только крупных кровеносных сосудов, но и капиллярных сетей — служб логистики «последней мили». Ведь на этом уровне кровеносной системы пандемия «запустила» другие, но не менее интересные процессы.