IP-телефония прошла долгий путь. «Еще год назад никто не хотел говорить о VoIP. Это было слово-заклинание», — вспоминает Леонард Николас, менеджер компании Tel-Data Communications по продаже интегрированных решений. Но сегодня, поскольку технология VoIP сулит пользователям заметную экономию, более легкое управление и повышение производительности труда, она стала «лучом света в темном царстве» вялого рынка корпоративных коммуникационных систем в США. Похоже, что системы VoIP займут ключевые позиции на телекоммуникационном рынке.
Еще недавно заказчики относились к IP-телефонии настороженно, считая ее экзотикой, но сегодня эти решения стали общепризнанными, считает Джон Грейвен, главный управляющий производственной деятельностью реселлерской компании Computer Telephony Concepts.
«Недавно в нашу компанию позвонил клиент и сказал «Мне нужна IP-телефонная система». Он даже не спросил о поставщике. Это показывает, что IP-телефония приобрела настоящую популярность», — говорит Грейвен. — Благодаря IP-телефонии наш рост продаж измеряется десятками процентов, а устаревшие офисные АТС выходят из употребления».
В компании Lewan & Associates продажи IP-телефонных систем выросли на 50% по сравнению с прошлым годом, отметил ее президент Фред Каннатаро. Он ожидает, что такие темпы роста сохранятся в ближайшие годы.
«Сегодня наши клиенты готовы размещать IP-телефонные системы, особенно если речь идет о замене офисных АТС», — сказал Каннатаро. Помимо экономии на междугородных звонках и дешевого обслуживания, заказчиков привлекает возможность использования единой системы обмена сообщениями и интеграция с такими прикладными программами, как Microsoft Exchange и Outlook.
Хотя офисные АТС на базе IP-протокола, как правило, еще не стали единственными телефонными системами у клиентов, компании все чаще устанавливают системы IP-телефонии в филиалах или в новых зданиях, говорит Грег Мерритт, вице-президент Nortel Networks по корпоративному маркетингу: «Полная замена только начинается, но частичное использование IP-телефонии явно получает широкое распространение».
Недавно компания InfoTech провела исследование рынка, и оно подтвердило оценки реселлеров. В III квартале 2002 г. поставки офисных IP-АТС в США выросли на 40% (по общему числу стационарных проводных портов) по сравнению с тем же периодом 2001 г., тогда как продажи традиционных офисных АТС упали на 3,5%, а поставки гибридных телефонных систем — на 1,1%. По данным InfoTech, рост продаж офисных IP-АТС перекрыл спад продаж традиционных систем, так что в итоге в III квартале 2002 г. на рынке корпоративных телекоммуникационных систем было зафиксировано увеличение объема продаж на 2,5%. Аналитики InfoTech прогнозируют, что поставки офисных IP-АТС вырастут в три с лишним раза по сравнению с 2002 г. и составят 7 млн. линий против 2,1 млн.
Существенную роль в увеличении продаж сыграло то обстоятельство, что поставщики традиционных офисных АТС сделали акцент на конвергентных системах на базе IP-протокола, обеспечивающих совместимость с унаследованными цифровыми телефонными системами, говорится в отчете InfoTech.
Компания Avaya предлагает клиентам перейти со старых систем на новые — IP Office и MultiVantage. В результате в III квартале 2002 г. ее продажи увеличились на 169%, а ее доля рынка телекоммуникационных систем выросла с 13,2% в III квартале 2001 г. до 25,1%. Cisco Systems уступила первенство на этом рынке: ее доля уменьшилась с 28,7% в III квартале 2001 г. до 23,2% в III квартале 2002 г., а продажи выросли всего на 15%. У компании 3Com продажи офисных IP-АТС выросли на 100%, и она вышла на третье место, увеличив в III квартале свою долю рынка с 11 до 15,5%.
Единственной компанией из первой пятерки, чьи продажи за квартал упали, оказалась Nortel Networks: в рассматриваемый период они снизились на 36%, и, по данным исследования, ее доля рынка уменьшилась с 22,7% в 2001 г. до 10,2%.
По мнению Мерритта, причина в том, что Nortel прекратила предлагать льготные условия, а также в том, что клиенты ожидали выхода новой продукции в следующем квартале.
Компания AltiGen Communications, которая ориентируется в основном на рынок СМБ, увеличила объем продаж в III квартале 2002 г. на 71% по сравнению с III кварталом 2001 г., а долю рынка с 3,7 до 6,2%.
Как утверждает Франк Стинсон, директор программы компании InfoTech, в ближайшее время у таких поставщиков систем IP-телефонии, как Avaya, будет то преимущество, что их оборудование может быть установлено на базе имеющихся телекоммуникационных систем. Труднее положение Cisco и 3Com — они предлагают чистые IP-решения и не предлагают традиционных телефонных средств. «Не все клиенты готовы полностью перейти на IP-технологию. Они могут начать с нескольких IP-номеров, а полностью откажутся от традиционных систем, если захотят, через год или два», — говорит Стинсон.
Однако реселлеры отмечают, что у Cisco и 3Com имеются огромные базы уже размещенных сетевых решений, на базе которых они могут надстраивать IP-телефонные системы.
IP-телефония привлекает многие компании тем, что позволяет экономить средства, повышать производительность труда и совершенствовать услуги, предлагаемые операторскими центрами. Многие компании используют системы IP-телефонии для связи с надомными работниками. Кроме того, как отмечают обозреватели, фирмы получают возможность объединить отслеживание контактов с клиентами по телефону, электронной почте и через Web-чат. Например, сегодня компания AltiGen поставляет около 47% офисных IP-АТС вместе со своим ПО для операторских центров. Когда это ПО было только разработано, данный показатель составлял всего 5%, сказал старший вице-президент и руководитель отдела маркетинга AltiGen Ричард де Сото.
Правда, реселлеры говорят, что сегодняшний рост продаж систем IP-телефонии все же оказался ниже ожидавшегося. Основная преграда на пути более успешного внедрения этой технологии — спад в экономике, считает Каннатаро: «Дело не в отношении клиентов, а в нехватке средств. Все видят преимущества этой технологии и признают, что она будет движущей силой на этом рынке». Кроме этого, поставщикам необходимо должным образом готовить своих партнеров: чтобы продавать системы IP-телефонии, реселлеры должны одинаково хорошо разбираться в вопросах передачи как данных, так и речи.
Некоторые поставщики уже заявили, что в следующем году они будут выделять на обучение реселлеров больше средств.