С самого начала сделке PeopleSoft—J.D. Edwards было гарантировано пристальное внимание со стороны конкурентов, СМИ, аналитиков отрасли и клиентов этих фирм.
Ведь после завершения всех формальных процедур у PeopleSoft есть реальный шанс стать вторым по величине после компании SAP поставщиком ERP-систем.
Через четыре дня после первого объявления и без того горячая новость перешла в разряд сенсационных: Ларри Эллисон, главный управляющий Oracle, заявил о намерении купить PeopleSoft за 5,1 млрд. долл. Напомним, что стоимость сделки PeopleSoft—J.D. Edwards оценивается в 1,7 млрд. долл. (см. CRN/RE № 11/2003).
Демарш Oracle понятен — компания не хочет терять позиции на рынке ERP-систем. А купив PeopleSoft, она станет более прибыльной и конкурентоспособной. По словам Ларри Эллисона, «перекрытие в линейках продуктов открывает огромные возможности для экономии. К тому же консолидация позволит осуществить ряд крупных усовершенствований продуктов. Это выгодно отличается от плана PeopleSoft, который состоит в том, чтобы просто выйти на новые рынки».
Реакцию PeopleSoft предугадать было несложно. После недолгих размышлений компания подала на Oracle в суд, обвинив ее в попытке сорвать приобретение J.D. Edwards. Адвокаты PeopleSoft настаивали на том, что Oracle в действительности намеревалась пошатнуть позиции конкурента. Крейг Конвей, исполнительный директор PeopleSoft, назвал предложение своего бывшего босса (с 1985 по 1993 г. Конвей работал в Oracle) «ужасающе непрофессиональным», а действия Oracle — вульгарной попыткой сорвать слияние с J.D. Edwards. Другие руководители PeopleSoft сочли тактику Oracle подрывной.
В интервью одной из западноевропейских газет Крейг Конвей заявил, что не представляет, при какой цене и каких других условиях он мог бы рекомендовать акционерам PeopleSoft одобрить предложение Oracle.
Но Ларри Эллисон не из тех, кто быстро сдается. Он накинул цену и предложил за PeopleSoft 6,3 млрд. долл. Одновременно Oracle объявила о намерении подать в суд на PeopleSoft, заявляя, что та действует не в интересах своих акционеров и поэтому ей следует отказаться от приобретения J.D. Edwards.
Но этим дело не кончилось, судебные иски продолжали множиться. В одном иске содержалось требование привлечь к ответственности лично Ларри Эллисона за нечестное ведение бизнеса, в другом — запретить Oracle покупать конкурента, а вскоре иск с претензиями к совету директоров PeopleSoft подали акционеры компании, утверждая, что совет не выполнил своих обязанностей действовать в интересах акционеров.
Любопытен иск J.D. Edwards против Oracle, в котором утверждается, что Чарлз Филлипс, бывший аналитик компании Morgan Stanly, ставший вице-президентом Oracle около двух месяцев назад, сообщил Эллисону конфиденциальную информацию о готовящемся слиянии PeopleSoft и J.D. Edwards. Это похоже на правду, судя по тому как оперативно Oracle отреагировала на сделку.
Тем временем инвесторов и акционеров больше всего стал волновать вопрос, могут ли антимонопольные органы США разрешить слияние Oracle, PeopleSoft и J.D. Edwards?
Если три компании объединятся, то, по оценке исследовательской фирмы AMR Research, новая Oracle вместе с SAP будет контролировать 63% рынка ПО для управления бизнесом. Как считают эксперты, вероятность того, что регулирующие органы одобрят такую сделку, крайне мала. В настоящее время руководители PeopleSoft также настроены категорически против альянса с Oracle. Тем не менее игнорировать такую возможность не следует.
Чем это может обернуться для рынка? По мнению некоторых аналитиков, вероятнее всего, со временем программные продукты и торговые марки PeopleSoft и J.D. Edwards исчезли бы. Oracle особо и не скрывала намерений в случае слияния свернуть деятельность конкурентов. Представители компании заявляли, что «Oracle не будет активно продавать продукты PeopleSoft новым заказчикам, но будет интегрировать передовые функции ее пакетов в новые версии ПО eBusiness Suite». Как заметил один из партнеров PeopleSoft, это не поглощение — это захват заложников.
Правда, техническую поддержку существующим клиентам Oracle обещала оказывать. Зато многотысячный персонал PeopleSoft ждали бы массовые увольнения.
Следует отметить, что за перипетиями вокруг сделки внимательно наблюдают такие гранды ИТ-рынка, как IBM, Hewlett-Packard, Dell, Siebel, BEA Systems, Microsoft, SAP, и, конечно же, их партнеры — поставщики решений и интеграторы. Аналитики задают вопрос: что будет с J.D. Edwards, если Oracle все-таки купит PeopleSoft? Поскольку J.D. Edwards согласилась на продажу, это можно расценить как косвенное признание того, что компания переживает не лучшие времена. И если ее не купят, то игроки рынка будут относиться к ней как к неудачнику, а заказчики всерьез задумаются над тем, чтобы сменить платформу. Нетрудно догадаться, кто первый попытается протянуть «руку помощи». Эксперты без колебаний называют Microsoft, SAP и Best Software.
Желание Oracle купить PeopleSoft создает немало проблем и для IBM. Эта корпорация недавно достигла соглашения с PeopleSoft, в рамках которого последняя собиралась инвестировать средства в развитие приложений, работающих на платформах IBM под управлением ОС Linux. Не исключено, что именно данное обстоятельство толкает Ларри Эллисона на покупку PeopleSoft. Ведь в противном случае многие из заказчиков PeopleSoft могут отказаться от СУБД и связующего ПО Oracle и перейти на продукты IBM. При такой расстановке J.D. Edwards оказывается всего лишь случайной жертвой в войне между IBM и Oracle.
За этой борьбой с интересом наблюдают еще два крупных вендора — Hewlett-Packard и Dell. Оба, вероятно, больше приобретут, чем потеряют, если Oracle купит PeopleSoft, поскольку тогда IBM потеряет часть клиентов.
Свои проблемы есть у компаний Siebel и BEA Systems. На рынке упорно циркулировали слухи о том, что Siebel скоро будет кем-то куплена. Поскольку она не является участником данной сделки, это позволяет ей воспользоваться ситуацией и укрепить свои позиции. Компанию BEA беспокоит то, что заказчики PeopleSoft выталкиваются с ее платформы сервера приложений. Альянс PeopleSoft с IBM уже ударил по BEA, но покупка PeopleSoft компанией Oracle может основательно подорвать бизнес BEA.
С выгодой для себя пытаются воспользоваться ситуацией SAP и Microsoft. Ни та, ни другая компании, конечно, не приходят в восторг от мысли, что Oracle может стать более сильным игроком в секторе ПО для управления бизнесом, но в то же время смятение на рынке — благо для них, так как позволит в ближайшей перспективе переманить клиентов PeopleSoft и J.D. Edwards.
Собственно говоря, SAP «тихой сапой» уже приступила к реализации своих планов — компания разослала серию печатных рекламных материалов, нацеленных на клиентов J.D. Edwards и PeopleSoft, с обещаниями «индивидуальных предложений». Как говорит Джеймс Холл, партнер по технологии и исследованиям компании Accenture, реселлеры считают, что у SAP есть все возможности, чтобы «прибрать к рукам» заметную долю рынка. Все зависит от того, как долго продлится неопределенность — в мутной воде рыбку ловить легче. Он добавил, что советует своим клиентам повременить с покупкой продуктов PeopleSoft и J.D. Edwards, пока не разрешится сложившаяся ситуация, что в итоге может быть на руку SAP.
На своей выставке SAPPHIRE в Орландо SAP объявила о выпуске первой партии модульных приложений XApps, предназначенных для решения деловых задач в компаниях, штат которых насчитывает не более 50 человек. По иронии судьбы, среди этих модульных приложений SAP есть и такой, который должен помочь клиентам в проведении слияний и покупок.
Эксперты не сомневаются: скоро все явные и скрытые игроки обнаружат свои намерения. Но предупреждают, что с данной сделкой будет связано еще немало драматических событий. Ставки в этой игре высоки, и дело может оказаться более сложным, чем в случае слияния HP с Compaq.
Говорят, покупка Oracle затормозит выздоровление экономики в пространстве ИТ, а это, к сожалению, может означать, что в конечном счете самую высокую цену за все заплатят реселлеры.