Компьютеры
Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) за I квартал оценивается примерно в 1045,5 тыс. шт. В денежном выражении это соответствует 683 млн. долл.
Почти 82% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные ПК, около 12% — на ноутбуки, 4% — на КПК и чуть больше 2% — на серверы (на платформе Intel).
По сравнению с аналогичным периодом 2003 г. объем продаж ПК вырос почти на 24,5%. На рынке серверов рост составил 48,3%, а ноутбуков было продано на 138,3% больше. Налицо взрывной рост рынка КПК, объем продаж которых по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в 3,6 раза, при этом количество устройств, реализованных в I квартале, уже превышает половину проданных за весь 2003 г.
Лидером продаж ПК является компания Kraftway. В этом сегменте доля первой тройки компаний — Aquarius, Kraftway, K-Systems* — составила 12,7% продаж.
В сегменте ноутбуков наилучшие результаты у компании Rover Computers; в пятерку лидеров вошли ASUSTeK, iRU, Rover Computers, Samsung, Toshiba* — на их долю приходится 56,8% всех продаж.
На рынке КПК сохранилась высокая степень консолидации: доля первых пяти компаний — ASUSTeK, Hewlett-Packard, Nokia, PalmOne, Sony* — составила 84,2% всех продаж.
В сегменте серверов первые три производителя — компании Hewlett-Packard, IBM и Kraftway* — суммарно контролируют 47,9% продаж в натуральном выражении.
Мониторы
Общий объем продаж на свободном рынке мониторов в I квартале составил около 1,28 млн. шт. Показатели аналогичного периода прошлого года превышены на 30% в штучном исчислении и на 54% — в денежном, что означает очень существенный рост средневзвешенной стоимости мониторов. Это объясняется сильным сокращением сегмента самых дешевых 15-дюйм ЭЛТ-аппаратов, которые практически повсеместно сняты с производства, и увеличением доли ЖК-мониторов: более 60% рынка в денежном исчислении.
Кроме того, наблюдавшееся во второй половине 2003 г. перераспределение продаж 15-дюйм ЖК-аппаратов в пользу 17-дюйм устройств I квартале текущего года усилилось. Доступность таких мониторов была выше, чем 15-дюйм. В результате в I квартале только около 40% рынка ЖК-мониторов составляли 15-дюйм аппараты. Скорее всего, данная тенденция сохранится и в будущем.
В I квартале в первой тройке игроков произошли некоторые изменения. Лидером рынка по-прежнему является Samsung, за ней — LG, на третье место вернулась NEC.
Принтеры
Объем продаж в I квартале превысил 800 тыс. шт. (рост на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г.). В денежном выражении продажи увеличились почти на 25% — значительно больше, чем в предыдущие кварталы. Причина в том, что в структуре рынка по-прежнему около половины продаж составляют лазерные устройства; кроме того, в начале года отмечалось увеличение розничных цен на многие массовые модели как лазерных, так и струйных принтеров. Продолжалось сокращение доли матричных устройств, которые в количественном отношении составили менее 3% всех проданных принтеров.
По сравнению с IV кварталом 2003 г. тройка лидеров не изменилась, в нее входят компании Epson, Hewlett-Packard и Samsung.*
Настольные МФУ
Настольные многофункциональные устройства продолжают оставаться наиболее динамично развивающимся сегментом компьютерной периферии. По сравнению с I кварталом 2003 г. объем их продаж вырос почти на 150% в натуральном выражении и составил около 70 тыс. шт. В денежном исчислении рынок увеличился вдвое.
Основной вклад внесли устройства на основе струйной технологии печати, опережающие по темпам роста лазерные МФУ.
В целом на рынке МФУ тройка лидеров выглядит следующим образом: Epson, Hewlett-Packard и Xerox.* В сегменте устройств с лазерной технологией печати в число ведущих поставщиков вошли компании Hewlett-Packard, Samsung и Xerox,* а в сегменте струйных — Epson, Hewlett-Packard и Lexmark.*
ИБП
На рынке ИБП (оценивались продажи только ИБП, без учета сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) в I квартале было продано более 307 тыс. устройств, в денежном выражении это составило почти 46 млн. долл. Показатели аналогичного периода 2003 г. были превышены на 17% и 12% соответственно. Это несколько ниже темпов роста в предыдущие периоды. Однако последний квартал 2003 г. показал рекордные объемы поставок — почти 450 тыс. устройств, и, скорее всего, в I квартале 2004 г. произошло локальное насыщение.
Среди технологических трендов стоит упомянуть планомерный рост рынка on-line-ИБП, доля которых за год выросла еще на 2% (в деньгах).
Несмотря на острую конкуренцию, компании APC удается контролировать около 60% рынка в денежном выражении. Основными соперниками устройств этого производителя на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками Ippon, Plus UPS, PowerCom и Powerman.* На рынке «тяжелых» решений наряду с APC традиционно сильны позиции Chloride, GE DE, Liebert-Hiross, MGE, Neuhaus и Powerware.*
Сканеры
В I квартале объем продаж офисных сканеров превысил 230 тыс. шт., увеличившись за год на 50%. Почти на столько же вырос и объем рынка в деньгах. В структуре продаж доминирующее положение по-прежнему занимают устройства нижнего ценового класса (до 100 долл.), рыночная доля которых в количественном выражении составила около 70%.
По объему продаж впереди Epson, Hewlett-Packard и Mustek.,* на их долю приходится около двух третей рынка сканеров.
***
Данные ITResearch по продажам мультимедийных проекторов, плазменных панелей и телевизоров, а также ЖК-телевизоров и информационных панелей опубликованы в CRN/RE № 10/2004.
* Перечислены в алфавитном порядке.