Рост рынка разработки ПО, по словам представителей софтверных компаний, превышает сегодня рост количества квалифицированного ИТ-персонала, хотя четверть российских вузов занимается подготовкой ИТ-специалистов, а общее число студентов, которые обучаются по ИТ-специальностям, превышает 100 тыс. человек.
Причина в том, что качество их подготовки не устраивает работодателя. Выпускники ведущих технических вузов имеют более высокий уровень подготовки, чем основная масса молодых специалистов, попадающих на рынок труда после получения высшего образования, но и они далеко не во всем удовлетворяют требованиям ИТ-компаний: плохо владеют английским, не имеют представления об особенностях реализации крупных проектов, не подготовлены к работе в команде, не имеют навыков общения с клиентами. Представители компаний, занимающихся разработкой ПО, сходятся во мнении, что выпускников вузов надо дополнительно готовить к профессиональной деятельности.
Причем доучить специалиста внутри компании довольно трудно. Серьезной проблемой для ориентированных на иностранных клиентов ИТ-компаний становится недостаточное знание иностранного языка начинающими программистами, которым приходится напрямую общаться с заказчиком. Добиться свободного владения языком в учебном центре в ходе переподготовки невозможно.
При помощи системы повышения квалификации не восполнить пробелы в предметных областях, складывающиеся у начинающих программистов, изучавших лишь свою специальность. В то же время компания не сможет разработать, например, хорошую бухгалтерскую программу, если ее ключевые программисты не разбираются в бухучете. Поэтому необходимо решать задачу подготовки специалистов, обладающих как навыками программирования, так и знаниями в предметной области.
Растет спрос на профессионалов в области ИТ-консалтинга, управления проектами. «Такие специалисты должны прекрасно разбираться не только в «железе» и ПО, но и уметь анализировать бизнес-процессы заказчика, — говорит Георгий Генс, президент холдинга ЛАНИТ, — а необходимые знания сегодня можно приобрести только в реальных проектах». Такая же ситуация, по словам Наталии Соболевой, директора компании ФИЗИКОН, касается и некоторых других специальностей: «Не ясно, где учить аналитиков, технических писателей, специалистов в области эргономики интерфейсов — такие курсы не читаются ни в одном вузе».
Таких специалистов может подготовить специализированный центр обучения, существующий на базе вуза и при этом дающий возможность разнообразной практики в ИТ-компаниях, считают некоторые участники рынка. Примером подобного центра обучения может служить созданная весной этого года Высшая компьютерная школа «Эксперт» на базе факультета ВМиК в МГУ им. Ломоносова.
Александр Заровский, ректор негосударственного образовательного учреждения «Институт индустриального программирования», уверен, что ИТ-компании невыгодно самостоятельно заниматься «доучиванием» специалистов. «Для любой компании инвестиции в подготовку специалистов — это дополнительные издержки, а также наличие непрофильной организационной структуры», — говорит он.
По этим причинам некоторое время назад «Институт индустриального программирования» выделился из компании VDI и действует на рынке как самостоятельная структура. В этом учебном заведении придают особое значение практике, стараются ориентировать студентов на режим работы по 10—14 часов в сутки, повышают уровень владения английским языком и формируют коммуникационные навыки.
Отечественные компании тоже начинают понимать, что без их участия квалифицированных ИТ-специалистов никто не вырастит, и в будущем они могут оказаться в ситуации, когда ни за какие деньги невозможно будет найти нужного профессионала.
В «Институте индустриального программирования» придумали также схему удержания специалистов у работодателя. Речь идет о кредитной схеме, которая позволяет перспективным студентам взять в банке кредит на обучение, а после его завершения сразу же трудоустроиться в компанию. «Наличие у специалиста непогашенного кредита является благоприятным мотивационным фактором в учебе и в дальнейшей работе, — считает Александр Заровский. — Помогая погасить кредит, работодатель такого выпускника может быть уверен, что его сотрудник не сбежит из компании ради повышения заработной платы на 100—200 долл.».
Виктор Никитин, декан факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ, уверен, что сегодня ставка должна быть сделана на подготовку ИТ-менеджеров среднего звена — специалистов по анализу бизнес-процессов, ИТ-консультантов, проектировщиков и внедренцев сложных ИС, менеджеров ИТ-проектов. «ИТ-управленцы среднего звена нужны везде, как в компаниях среднего размера, так и в таких крупных организациях, как Сбербанк, ЦБ, «Газпром» и т. д.», — говорит он. По мнению Никитина, широко распространенное мнение о том, что можно взять выпускника ведущего технического вуза, дать ему базовую экономическую подготовку, и он сможет выполнять обязанности директора по ИТ, — оказалось мифом. Другая проблема состоит в том, что бесполезно что-либо автоматизировать и внедрять ИТ-системы до тех пор, пока не выстроены бизнес-процессы. Однако специалистов, умеющих это делать, сейчас практически нет, а они на порядок более востребованы, чем разработчики ПО, о необходимости подготовки которых так много говорится, отмечает он.
Решение этих вопросов сегодня многим видится в создании системы преподавания необходимых дисциплин специалистами-практиками из крупных ИТ-компаний. Так, на факультете бизнес-информатики ГУ-ВШЭ многие дисциплины преподают сотрудники компаний IBS, Microsoft, IBM, ЛАНИТ, «Логика бизнеса».
Но такой подход позволяет решить проблему лишь отчасти. Реализовать эту схему в Москве можно, но как быть вузам в регионах, во многих из которых нет крупных компаний? Там просто некому передавать студентам такие знания. Другой аспект этой проблемы отмечает Наталия Соболева: «Высококлассные ИТ-специалисты востребованы в коммерческих компаниях и далеко не всегда мотивированы работать преподавателями». Согласен с ней и Виктор Никитин. «Компания никогда не даст своего специалиста вузу для проведения полноценного курса в 108 учебных часов, потому что это означает изъять этого специалиста с его основной работы на 4 часа в неделю, — говорит он. — Возможен только компромиссный вариант: пара «штатный преподаватель — специалист-практик». Практик «идеологически руководит» преподавателем, особо важные лекции читает сам, что займет в несколько раз меньше его рабочего времени. На такую схему многие компании согласны». При этом важно, чтобы сотрудники ИТ-компаний не воспринимали подобное обучение как чтение «продуктовых» курсов.
Отечественные компании тоже начинают понимать, что без их участия квалифицированных ИТ-специалистов никто не вырастит, и в будущем они могут оказаться в ситуации, когда ни за какие деньги невозможно будет найти нужного профессионала. «Альтернативы привлечению сотрудников ИТ-компаний в качестве преподавателей сегодня не существует, — уверен Виктор Никитин. — Компании должны готовить себе кадры, и поэтому они идут на то, чтобы в вузах преподавали их нынешние квалифицированные сотрудники».
Кадры для ИТ
Число выпускников, имеющих профильные для ИТ специальности, в 2004 г. составит 68 126 человек. Еще 81 270 выпускников получат экономические специальности, а 76 435 — инженерные, обучение по которым включает подготовку по ИТ. В общей сложности 225 831 выпускник только одного года могут пополнить рынок труда в отрасли ИТ.
По данным компании «Аурига».