Неприятности начались еще в конце 2003 г., когда из-за сложности освоения технологии производства с нормами 90 нм был задержан выпуск нового процессора Pentium 4 Prescott, в результате он стал доступен для производителей ПК лишь в феврале. В начале 2004 г. должна была появиться новая модификация процессора Petium M Dothan, но и ее выпуск был отложен до мая.
В мае производитель объявил об изменении планов разработки процессоров и отказе от выпуска новой версии Pentium 4 Tejas (намечался на конец этого года), а также модификации Jayhawk процессора Xeon для серверов (выход в 2005 г.). Именно тогда аналитики заговорили о наличии у Intel серьезных проблем в разработке микропроцессоров и наборов микросхем логики (НМЛ), а также в их производстве.
В июне Intel выпустила столь ожидаемые производителями ПК и системных плат НМЛ i915 Express Grantsdale и i925 Express Alderwood, но спустя четыре дня заявила об их отзыве из-за дефекта в одной из микросхем (см. CRN/RE № 13/2004, с. 25). По оценкам аналитиков, это обошлось Intel примерно в 3 млн. долл.
Также в июне производитель выпустил пять новых версий Petium 4 с номерами 520, 530, 540, 550 и 560. Dell и HP анонсировали ряд ПК систем на базе старшей модели с частотой 3,6 ГГц, объявив их наиболее производительными системами на рынке. Однако спустя пару недель Dell перестала предлагать свои ПК Dimension с Pentium 4 560, а Hewlett-Packard предлагает свои ПК Compaq Presario лишь «под заказ» с поставкой покупателю не ранее чем через неделю.
Причиной этого стал признанный руководителями Intel острый дефицит Pentium 4 560. Как отметил аналитик Mercury Research Дин Маккаррон, подобный дефицит свидетельствует о том, что анонс нового процессора был несколько преждевременным — процесс их производства еще не был до конца отработан. Обычно с момента запуска новых процессоров в производство до достижения удовлетворительного уровня выхода годных кристаллов проходит несколько месяцев.
В середине июля в зарубежной печати появились сообщения о том, что из-за проблем с проектированием Intel откладывает представление нового НМЛ под кодовым названием Sonoma, который должен был стать основой для выпуска ноутбуков с расширенной технологией Centrino.
А 29 июля сообщения о производственных проблемах Intel и переносе сроков выпуска ряда продуктов посыпались, как из рога изобилия. Представители Intel сообщили о том, что второй НМЛ Alviso для ноутбуков с технологией Centrino, поставки которого должны были начаться осенью, появится не ранее 2005 г. В этом НМЛ должны быть реализованы такие возможности, как применение системной шиной 400—533 МГц, использование новой шины PCI Express и накопителей с интерфейсом Serial ATA, а также управление работой трехполосного адаптера Wi-Fi.
В тот же день представители компании сообщили о переносе выпуска наиболее производительной версии Pentium 4 с частотой 4 ГГц с IV квартала на I квартал 2005 г., что обусловлено стремлением исключить возможность их дефицита.
А еще — об обнаружении дефекта в новом НМЛ Lindenhurst для 2-процессорных серверов, которые должны были быть представлены компанией совместно с ее ОЕМ-партнерами 2 августа. В этих серверах используются новые высокопроизводительные версии Xeon (кодовое наименование Nocona) с расширенной 64-разрядной системой команд Extended Memory 64 Technology, возможностью применения памяти нового стандарта DDR2 и скоростной шины PCI Express. В целом эти технологии должны обеспечивать существенный прирост производительности серверов по сравнению с предшественниками. Но наличие в НМЛ дефекта, приводящего к отключению системы ввода/вывода, может нарушить планы Intel и ее партнеров по продвижению новых систем.
Все эти неприятности не могли пройти незамеченными для руководства Intel, и 21 июля главный управляющий Крейг Барретт обратился с открытым письмом к сотрудникам корпорации, в котором призвал их перестроиться — изменить методы работы и улучшить процесс вывода продуктов на рынок: «Это не та корпорация Intel, которую мы все знаем, и это неприемлемо… Существует множество причин, по которым возникают задержки в выпуске продуктов и производственные проблемы. Но все они не имеют значения, потому что в результате остаются неудовлетворенными наши клиенты и страдают престиж и бизнес Intel».
Он напомнил о том, что во II квартале компания добилась высоких результатов — ее доход составил 8,05 млрд. долл., что на 18% больше, чем во II квартале 2003 г., а прибыль увеличилась на 96% и достигла 1,8 млрд. долл. «Однако мы смогли бы достичь большего, если бы Intel работала хорошо», — подчеркнул Барретт в своем письме. Он также провел встречу с высшим руководством компании, на которой подчеркнул серьезность возникших проблем и резко заявил о недопустимости подобных ситуаций в будущем.