Вычисления как услуга — скорее нет, чем да
Вот уже несколько лет эта технология не находит серьезного применения и до сих пор воспринимается как мираж. Это признают как реселлеры, так и поставщики. Концепция оплаты по мере использования звучит привлекательно для клиентов, но внедрение подобных систем затруднено из-за отсутствия убедительных примеров их применения на практике.
«Некоторые клиенты интересуются концепцией вычислений как услуги, — говорит Кирк Царанти, исполнительный вице-президент фирмы STI, бизнес-партнера IBM. — Но я думаю, что IBM следует заключить хотя бы пару контрактов, чтобы доказать ее жизнеспособность. Я уверен, что это случится в ближайшие 12—14 месяцев. Рынок не так быстро воспринимает новшества, как рассчитывала IBM».
Ник Ван дер Цвип, директор направления виртуализации и вычислительных услуг в компании Hewlett-Packard, полагает, что возможность секционирования новых процессоров Itanium будет способствовать популяризации этой концепции. Новые возможности систем Virtual Server Environment, представленные на выставке HP World, позволят, по его мнению, добиться реальных успехов в этой области.
«Мы можем обеспечить новый уровень секционирования, — говорит Ван дер Цвип. — Раньше любой сколь угодно малый раздел должен был управляться отдельным процессором. Виртуальные машины позволяют выделять четверть, десятую или даже двадцатую долю процессора на один раздел. Таким образом, 4- или 8-процессорный сервер сможет обеспечить одновременную работу 10, 20 или 30 виртуальных машин». Практически каждый клиент, по его словам, довольно быстро проникается идеей вычислительных услуг. «Но, когда доходит до дела, большинство не использует даже половины доступных преимуществ. Технология виртуализации позволяет перемещать ресурсы с одного раздела на другой, после чего вы платите только за реально используемые ресурсы. Вот это можно считать уже серьезным шагом вперед в данном направлении. И это далеко не все, что предполагает концепция вычислений как услуги. Потребуется пять, а то и десять лет, чтобы она по-настоящему вошла в нашу жизнь», — считает Ван дер Цвип.
Крейг Зарли, СRN/США
64-разрядным системам не хватает пары
Чтобы новая технология стала жизнеспособной, аппаратная база и ПО должны «двигаться» согласованно, как партнеры в танце.
Intel и Advanced Micro Devices вывели «на бал» свои 64-разрядные системы — а найти им пару так и не удалось.
По мнению реселлеров, дефицит программных продуктов, использующих возможности процессора Itanium от Intel и процессоров Opteron и Athlon от AMD, по-прежнему сдерживает широкое распространение 64-разрядной технологии. «Возможно, это проблема ПО, — говорит Дэвид Чанг, президент компании Agama Systems, занимающейся сборкой систем. — Или же клиенты пока не видят всех преимуществ 64-разрядной платформы. Мы продаем такие системы, но спрос на них все еще невелик».
Правда, Intel и AMD вряд ли согласятся с этим выводом.
Например, AMD уже два квартала подряд демонстрирует рост продаж и более высокую прибыль, чем предсказывали аналитики.
Руководители Intel продолжают уверять, что своими 64-разрядными процессорами Itanium вовсе не рассчитывала сформировать новый рынок, а лишь претендовала на часть уже существующего — и весьма прибыльного — рынка RISC-серверов, где господствуют процессоры ее конкурентов Sun Microsystems, Hewlett-Packard и IBM.
Ни Intel, ни AMD не публикуют данные об объемах поставок своих 64-разрядных процессоров.
Джон Самборски, вице-президент фирмы Ace Computer, занимающейся сборкой систем, отмечает, что на большинстве рабочих станций и кластеров на базе AMD Opteron, проданных его компанией за последнее время, будут выполняться 32-разрядные приложения, пока не появится 64-разрядное ПО.
«Что касается обычных настольных ПК и серверов, то 64-разрядные системы мало кого интересуют. Проблема в том, что Microsoft не поставляет серьезного серверного ПО для 64-разрядных процессоров AMD или Intel», — пояснил Самборски.
Эдвард Ф. Мольтцен, CRN/США
Положение SIEBEL непрочно
Сильные тоже проигрывают. Крупнейший и сильнейший игрок на арене систем CRM (управление отношениями с клиентами) терпит поражение. Речь идет о компании Siebel Systems, одном из тех немногих пионеров CRM, которые еще не канули в Лету.
Судя по последним финансовым отчетам, Siebel едва держится на ногах. В течение последних нескольких лет дела Siebel шли хуже некуда. А во II квартале положение стало вовсе катастрофическим. В числе многих финансовых неудач — самый низкий с 1995 г. доход от продажи лицензий. Руководство Siebel объясняет неудачи сложностями при заключении сделок, особенно смешанного характера.
«Этот бизнес постепенно сходит на нет, — говорит Крис Грискевич, исполнительный вице-президент Templeton & Company, сертифицированного реселлера Siebel. — По-моему, на корпоративном уровне произошло насыщение рынка продуктами Siebel, а на компании среднего уровня это ПО не рассчитано. Вероятно, поэтому доходы Siebel падают. Она все еще пытается заниматься лишь крупными проектами, а компаниям среднего уровня неинтересно платить слишком большие деньги».
Похоже, что и крупным клиентам это уже не так интересно. За II квартал Siebel заключила 15 сделок стоимостью свыше 1 млн. долл. каждая, а в предыдущем квартале их было 29. Как ни крути, а доля Siebel на рынке CRM заметно снизилась.
По данным исследований фирмы IDC, в 2003 г. Siebel потеряла более 27% своей доли рынка CRM, которая снизилась до 11,9%. За тот же период доля SAP, которая даже не специализируется в области CRM, возросла до 6,9%.
Рошель Гарнер, CRN/США
Сервисные архитектуры — рынок не готов
Никогда не позволяйте одурачивать себя маркетинговыми уловками. Хотя сервисные архитектуры (services-oriented architecture, SOA) разрекламированы так, что по шуму уступают только Web-службам, реселлеры что-то не замечают обезумевшей толпы клиентов, стремящихся любой ценой заполучить эту технологию. «К сожалению, лишь немногие клиенты способны по-настоящему трансформировать свою ИТ-инфраструктуру в SOA», — утверждает Кевин Поллари, ведущий партнер практики Global Architecture and Core Technology в компании Accenture.
В архитектуре такого типа все функции разбиваются на низкоуровневые действия, которые могут многократно использоваться в пределах данного предприятия. Они называются «сервисами», поскольку доступны любой программе и могут комбинироваться для выполнения более сложных задач. Такие часто используемые элементы бизнес-процессов делают ИТ-архитектуру более функциональной, устраняя избыточность и повышая возможности ее адаптации для конкретных бизнес-задач.
Но здесь-то и кроется основная трудность для большинства заказчиков, считают поставщики решений. В большинстве компаний ИТ-архитектура представляет собой набор различных систем, решающих совершенно разные задачи. Прежде чем реселлер сможет построить на ее базе SOA, ему придется досконально изучить все бизнес-операции, стандартизировать их и лишь затем разбить на сервисы. Это отнюдь не простая задача. Использование Web-служб и языка XML для описания, обмена и защиты общедоступных бизнес-процессов облегчает ее решение. Однако сам по себе набор Web-служб еще не составляет сервисную архитектуру, считает Джефф Митчелл, директор по интеграции компании BearingPoint.
Разработка настоящей сервисной архитектуры по-прежнему остается сложной задачей, которая под силу лишь немногим клиентам. Но, похоже, это не останавливает вендоров типа IBM, Microsoft и BEA Systems, предлагающих программное обеспечение для создания сервисных архитектур.
Ясно, что потребуются еще годы, прежде чем SOA начнет работать с реальной отдачей.
Элизабет Монталбано, CRN/США