Коммерческие версии пакетов с открытым кодом включали: Enterprise Linux ES Standard Edition от компании Red Hat (799 долл.), MAXDB от компании MySQL (1490 долл.), ListServ Lite от компании L-Soft (500 долл.) и набор средств разработки Zend Studioplus от компании РНР (249 долл.). Что же касается Apache Web Server, то он входит в состав практически любого дистрибутива Linux.
Важно отметить, что все рассмотренные коммерческие продукты Microsoft поставляются вместе с полным комплектом документации, мультимедийными дисками и в некоторых случаях даже с бесплатной поддержкой. Сертифицированные партнеры Microsoft могут рассчитывать на дополнительную помощь — также на бесплатной основе. Все эти моменты должны учитываться на этапе планирования сделки.
Для решений, требующих всесторонней поддержки и обслуживания, договор с поставщиком о предоставлении поддержки окупается довольно быстро. Важно учитывать, что большинство решений с момента внедрения претерпевают изменения — «живут и развиваются». Сильная сторона коммерческих программных продуктов — лучшие поддержка и обновление, что повышает жизнеспособность решения. Однако если клиент не планирует в дальнейшем обновлять решение, то программы с открытым кодом обеспечивают выигрыш как реселлеру, так и клиенту.
Есть еще одно важное обстоятельство: многие продукты open-source могут работать под управлением ОС Windows. Это позволяет компоновать различные элементы оптимальным образом для решения конкретных задач. Например, открытое ПО можно использовать на этапе разработки отдельных составляющих решения, а коммерческие продукты — для создания общей инфраструктуры. Для части заказчиков решение такого типа может оказаться наиболее подходящим.
Выбирая между двумя платформами, реселлеру следует провести тщательный сравнительный анализ. Решение на базе open-source может сразу принести неплохую прибыль. Но если его развертывание предполагает большой объем работ для программистов, то использование коммерческих продуктов вместе с прилагающейся к ним поддержкой и обучающими ресурсами может значительно ускорить реализацию проекта.
С другой стороны, если разработчики располагают обширными познаниями и опытом и готовы по желанию клиента менять систему в будущем, то ПО с открытым кодом предлагает наилучшее сочетание самых современных подходов с возможностью создавать практически любые решения.
Есть еще ряд моментов нематериального характера, влияющих на конечную прибыльность решения, но не включенных в контракт: обучение, сертификация, а также возможность реализации продукта. Если вы придаете серьезное значение этим факторам, то очень скоро обнаружите, что продукты open-source, судя по рекламе, и тут почти не уступают коммерческим — таков еще один вывод, сделанный Тест-центром, правда, не без доли скепсиса.
Реселлерам придется самостоятельно оценивать возможность реализации конкретного решения. ПО с открытым кодом лучше всего подходит для тех случаев, где базовые затраты играют первостепенную роль, а коммерческие продукты больше подойдут клиентам, настроенным на перспективное обновление внедренной системы.
В любом случае выбор сводится к поиску оптимального варианта с точки зрения как заказчика, так и реселлера и конечного пользователя. Для последнего важна простота использования, компания-заказчик стремится получить высокую отдачу от внедрения, а реселлер — прибыль.
Если реселлер сумеет найти оптимальное сочетание этих факторов, успех ему обеспечен.
Решение на базе ПО с открытым исходным кодом | Решение Microsoft |
ОС Linux или FreeBSD: 0—799 долл. | Windows Server 2003 Standard Edition: 950 долл.* |
Web-сервер Apache: 0 долл. или включен в комплект поставки | Internet Information Server (включен в комплект): 0 долл. |
Электронная почта SendMail: 0—250 долл. | SQL Server 2000 Standard: 1390 долл. * |
СУБД MySQL: 0—1490 долл. | Exchange Server 2003 Standard: 1200 долл.* |
Инструменты разработчика PHP и Perl: 0—249 долл. | Visual Studio.Net 2003 Professional: 1000 долл.* |
Список почтовой рассылки ListServ: 0—500 долл. | * Базовые розничные цены |