На мероприятии обсуждались планы выпуска новых продуктов, очередные маркетинговые инициативы и новые программы лицензирования. Параллельно работало несколько секций, рассчитанных на системных интеграторов, разработчиков и учебные центры. Одним из главных событий форума стало торжественное награждение лучших партнеров Microsoft за 2004 г.
Партнерам важно быть в курсе планов Microsoft, чтобы самим подготовиться к грядущим изменениям и подготовить заказчиков. Как сообщил Андрей Крючков, начальник отдела стратегических технологий, в этом году компания представит ряд новинок. Большинство их будет связано с семейством серверного ПО Windows Server System. Так, скоро будет выпущен Service Pack 1 для Windows Server 2003 с расширенными средствами безопасности. Ожидается, что данное событие подстегнет спрос на этот пакет. «Многие заказчики откладывают переход на новую систему до появления первого сервисного пакета», — объяснил Андрей Крючков.
Кроме того, выйдет версия ОС Windows Server 2003 X64 Edition, предназначенная для новых 64-разрядных процессоров, выпущенных Intel и AMD. «Под управлением новой ОС можно исполнять те же программы, что и на 32-разрядной версии, а также новые, 64-разрядные приложения, — отметил Андрей Крючков. — Это открывает эволюционный путь для перехода на 64-разрядные системы и приложения». Затем появится пакет для создания вычислительных кластеров Windows Server Compute Cluster Edition, и в конце года Windows Server 2003 Release 2 — промежуточная версия, предваряющая выпуск ОС Longhorn.
Но главной новинкой года будут, как ожидается, СУБД SQL Server 2005 и среда разработки Visual Studio 2005, в которых реализовано немало новых возможностей. Так, SQL Server 2005 пополнится дополнительными средствами самонастройки, расширенной поддержки Web-сервисов и XML, а также анализа данных предприятия. Разработчики приложений СУБД повысят производительность своего труда за счет более тесной интеграции SQL Server 2005 с Visual Studio и платформой .NET. Компания Microsoft также объявила, что будут выпущены две дополнительные редакции Visual Studio 2005 — недорогая Express Edition для студентов и энтузиастов и семейство Team System — для команд профессионалов. Последняя редакция интересна тем, что в ней Visual Studio впервые обретет клиент-серверную архитектуру, причем в пакет наряду с серверной частью будут включены три варианта рабочих мест — для проектировщиков, кодировщиков и тестеров.
Одних только новых продуктов для развития бизнеса недостаточно. Как отмечает Юрий Томашко, руководитель отделения бизнес-решений департамента по работе с корпоративными заказчиками, главную роль при внедрении решений играют квалифицированные специалисты. На поощрение интереса к обучению и направлена новая партнерская программа Microsoft, объявленная еще в 2003 г. Именно тогда был предложен механизм компетенций, стимулирующий сертификацию специалистов. Как рассказала Мария Гаврилова, руководитель отдела развития партнерской сети, у российских партнеров возможность получить компетенцию появилась год назад.
Сейчас переход на новую партнерскую программу в самом разгаре. В этом году наличие компетенций еще не стало необходимым условием для продления партнерского статуса, и у «ветеранов» в запасе есть еще год, а для компаний-новичков это уже обязательное требование. Microsoft старается привлечь партнеров значительными скидками на обучение. По словам Марии Гавриловой, корпорация берет на себя до 80% расходов.
Что касается продвижения продуктов, то в первой половине этого года Microsoft сосредоточила маркетинговую активность на Office 2003. «Это ключевой пакет для всех, кто работает с информацией, причем в любых сегментах — и в СМБ, и в корпоративном», — объяснила Мария Гаврилова. Компания старается привлечь внимание не к одному продукту, а к большому семейству решений на его основе, где одни пакеты предназначены для малых предприятий, а другие — для средних и крупных.
Что же привлекает партнеров в маркетинговых программах Microsoft? «На наш взгляд, наиболее важны специальные предложения», — считает Алексей Подосенин, руководитель направления системного ПО компании «Микротест». А Михаил Кочергин, руководитель направления решений Microsoft компании «Инкома», отметил, что большую пользу дают маркетинговые материалы, такие, как презентации продуктов, сценарии разговора продавцов с клиентами, заготовки для семинаров, проводимых у заказчиков. «У Microsoft все хорошо проработано, вплоть до того, что в компании знают, как у типового клиента происходит принятие решений», — подчеркнул он.
Однако, по мнению Марии Гавриловой, партнеры еще недостаточно широко используют материалы Microsoft для проведения собственных маркетинговых кампаний. Одной из возможных причин этого она считает слабую информированность менеджеров по продажам партнерских компаний (до получателя не всегда доходит рассылка Microsoft), а другой — недостаточную квалификацию сотрудников, отвечающих в небольших компаниях за маркетинг. Например, когда для акции по продвижению Office проходил сбор предложений от партнеров, оказалось, что в основной массе их пожелания были плохо сформулированы и иногда просто непонятны.
Важную роль в продвижении ПО играют и схемы лицензирования. В этой области также намечаются нововведения. По словам Татьяны Калининой, руководителя отдела продаж корпоративных лицензий, скоро будет объявлена новая программа Open Licence Value, которая объединит нынешние схемы. «Мы хотим предоставить максимальные преимущества тем заказчикам, которые покупают ПО в рассрочку или по подписке», — объяснила она.
Похоже, покупатели привыкают к такому способу приобретения ПО. Не случайно партнеры отмечают рост спроса на «подписные» лицензии, особенно в корпоративном сегменте. «Возможность перехода на новые версии продуктов и внесения платежей в течение определенного промежутка времени привлекают крупных клиентов, — заметил Алексей Подосенин. — Но малый бизнес, как ни странно, предпочитает покупать постоянные лицензии». Возможно, в этом сегменте не принято часто обновлять ПО, а это — одно из главных преимуществ подписки.