«Безумно интересное начало, нашим детям этого уже не объяснить». Именно так говорит о первых шагах в 1992 г. своего бизнеса генеральный директор компании Digital Design Андрей Федоров. Собственно тогда это было классическое начало с нуля — двое компаньонов, один из которых старше другого на 20 лет (28-летний Федоров был «младшим») зарегистрировали компанию с начальным капиталом в 20 долларов. Кроме них единственным сотрудником Digital Design был бухгалтер. Первый договор с клиентом, который хранится до сих пор, представлял собой документ на листках бумаги разного оттенка и размера — до плановой закупки канцтоваров было еще далеко. Хотя начинающие предприниматели понимали, что бизнес сродни поиску грибов в лесу — если вы туда пошли, это еще не значит, что вы их там найдете, — было ясно и другое, что под лежачий камень вода не течет и если «лежать на диване», ничего не делая, то ничего и не заработаешь.

«Мне всегда забавно слышать, как люди говорят — мы начинали с нуля, у нас был вот этот офис и 20 человек. Это далеко не «ноль». Вот у нас первый компьютер появился через три года работы, а первый стол — через четыре, сначала работали на одном энтузиазме», — рассказывает Андрей Федоров. Молодая компания решила сосредоточить свои усилия на разработке заказного ПО, главным программистом и был ее нынешний президент. Вы спросите, как же, не имея компьютера, можно было это делать? Есть рецепт начала 90-х — прийти к клиенту и объяснить, что для разработки ПО надо купить новый компьютер и предоставить его во временное пользование разработчикам...

Тепловозы и диетическое питание

Первый проект Digital Design был сделан в 1992 г. для районной больницы. Занимался им один Федоров — это была автоматизированная система организации диетического питания для больных, которая в зависимости от диагноза врача формировала меню и расчет потребности в продуктах, получаемых со склада.

А в 1994 г. у компании появляется первый крупный заказчик — Октябрьская железная дорога. ОЖД предложила компании создать систему учета и выдачи предупреждений — если на путях возникает опасный участок в результате повреждения или планового ремонта, то информация о нем и максимальной скорости его прохождения поездами вносится в систему и выдается всем машинистам, чьи составы должны проходить этот участок.

Проект требовал применения сложного алгоритма работы и был связан с большой ответственностью, ведь система отвечала за безопасность пассажиров (и в случае любых инцидентов отвечали бы, несомненно, и разработчики), поэтому никто из конкурентов особого энтузиазма по поводу этого проекта не проявил.

Digital Design успешно выполнила проект, и система, внедренная в 1994 г., работает уже более 10 лет. С этим связан курьезный случай. Первые несколько лет ОЖД продляла контракт на обслуживание системы, но потом, поскольку никаких ошибок и сбоев в ее работе не наблюдалось, от этих услуг отказалась. Система работала круглосуточно, а заставкой на мониторе у нее было цветное (что было для того времени «продвинутым» решением) изображение тепловоза. Когда наконец, через 8 лет работы решили заменить монитор и выключили его, — изображение тепловоза на нем так и осталось, потому что за годы непрерывной работы просто «выгорело» на люминофоре.

Первый штат разработчиков в Digital Design набирали из выпускников и дипломников Петербургского государственного университета путей сообщения (ранее ЛИИЖТ), который закончил и сам президент компании. Персонал рос экстенсивно — постепенно, с ростом числа заказов.

В конце 90-х у компании появились первые западные клиенты. Так, с 1998 г. Digital Design работает с компанией Burstek (www.burstech.com), международным экспертом в корпоративном Интернет-управлении. Фирма Volvo — тоже один из первых офшорных клиентов компании, контракт на разработку системы заказов был с ней заключен в 1999 г. Английская компания Interleasing (или Masterleasing), принадлежащая General Motors, тоже начала сотрудничать с Digital Design в 1999 г. с разработки системы доставки информации от клиентов посредством Web-интерфейса. В апреле 2004 г. с Digital Design заключила генеральное соглашение, в том числе на разработку и модификацию системы глобальных справочников, шведская корпорация Тетра Пак, с которой российская компания работала в качестве наемного разработчика, а не официального партнера, с 2002 г. Также с 2004 г. сотрудничает с компанией и международный концерн StoraEnso, для которого разрабатывались системы слежения за перемещением железнодорожных вагонов.

Рукопожатие президента

Идея Федорова о том, что разработка ПО есть промышленный, а не научно-исследовательский процесс, которая сейчас кажется банальной, в то время была непривычной. «В области разработки ПО тогда царило господство энтузиастов. Это как с авиацией — первый самолет был запущен людьми, которые были одновременно и инженерами, и строителями, и летчиками. Но наступление специализации и разделения труда неизбежно, и к моменту, когда мы начали свой бизнес, во всем мире разработка ПО была поставлена на промышленную основу, — рассказывает Федоров. — А в России считалось, что это научно-исследовательский проект, которым занимается группа специалистов методом «народной стройки» — навалились и сделали. С этим мы начали бороться, стали строить бизнес на основе идеологии TQM (Total Quality Management) и в 1999 г. получили сертификат на соответствие стандарту ISO 9001.

Что же в компании понимают под «качеством»? «Может быть, гуру в области качества меня побьют, — но мое понимание таково: качество — это максимальное удовлетворение потребностей клиента и его пожеланий. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что потребности и пожелания у клиента совпадают далеко не всегда, и наша задача состоит в том, чтобы соблюсти этот баланс», — говорит Федоров.

Digital Design стала в 2002 г. первой ИТ-компанией — лауреатом Премии правительства РФ в области качества. В России об этой премии слышали немногие, но для западных клиентов Digital Design она является очень значимой — аналогичная премия в США (премия Болдриджа), например, настолько престижна, что в День качества сам президент называет имена ее лауреатов.

А название Digital Design произнес, награждая компанию, другой президент — глава Microsoft Билл Гейтс. Андрей Федоров начал строить работу компании с налаживания партнерских отношений с мировыми лидерами по производству компьютерной техники и программного обеспечения, уделяя особое внимание работе именно с Microsoft. В 1999 г. Digital Design, единственная европейская компания, вышла в финал конкурса партнеров Microsoft на лучшее решение для корпоративного рынка. Билл Гейтс собственноручно вручил Андрею Федорову награду за разработку в области управления знаниями. Решением этим была система для все той же ОЖД в области финансового анализа с использованием OLAP-технологий. «Я думаю, всего этого мы достигли потому, что у нас просто гениальные инженеры и разработчики», — говорит глава Digital Design.

Научная теория успеха

Успех компании, по мнению Андрея Федорова, зависит от мастерства, которое является балансом ремесла и таланта. На языке схем и графиков это выглядит вот так.

«Если в качестве примера взять художника, то у него есть базовые навыки — например, рисовать в карандаше гипсовые слепки, типичный пример проявления таких «механических» навыков — нарисовать голову лошади, технически это очень непросто. И великий художник тот, кто научился рисовать эту самую голову лошади прежде, чем свой черный квадрат», — говорит Андрей Федоров. По его мнению, не владеющий базовыми навыками, ремеслом — «шарлатан», даже если он человек одаренный. Есть и те, кто, наоборот, отлично владеет ремеслом, но таланта Бог, увы, не дал. В разработке ПО — то же самое. Если ориентироваться на развитие таланта и не уделять должное внимание ремеслу, то такой подход приводит к шарлатанству. Если наоборот, ориентироваться именно на развитие ремесленных навыков, не используя творческое начало, в итоге получается «серость» — неоригинальное и неинтересное решение задач, что в ИТ-бизнесе также не приведет к успеху. А настоящее мастерство лежит на пересечении того и другого. Именно ориентация на достижение настоящего мастерства и лежит в основе подхода к делу в Digital Design.

Здесь сразу возникает вопрос — а как же отличить талантливых специалистов при приеме на работу? Андрей Федоров считает, что человека природа не наделяет талантом ко всему, и у особенно талантливых всегда есть какие-то странности и даже недостатки. Именно таких людей, по его мнению, и надо принимать на работу, хотя с ними будет, скорее всего, тяжело. «Я сам следую этому принципу и требую от руководителей среднего звена, чтобы каждый нанимал на работу людей, которые были бы умнее, чем он сам», — делится своим видением Федоров. Самый умный по этой схеме должен работать в самом низу. Иначе получится, что начальнику, набравшему людей более «слабых», чем он сам, остается только постоянно поучать их — что делать, а потом выражать недовольство результатом — все равно, раз они «глупее», то правильно ничего не сделают.

Руководитель Digital Design хочет, чтобы в его компании было наоборот — специалисты приходили к начальнику со своими предложениями, говорили, что и как, по их мнению, надо делать, и при этом могли обосновать свою позицию. У конкурентов, полагают в Digital Design, часто происходит перегиб с ориентацией на систему качества — то же ISO 9000 способно полностью загубить творческий потенциал сотрудников — люди работают в установленных рамках, ни на шаг не выходя за них. «Конечно, можно набрать «серость», которая всегда следует только инструкциям, вовремя приходит и уходит, но не проявляет никакой инициативы, но такие люди мне в качестве разработчиков не нужны», — говорит Федоров.

Творчество не стоит понимать как хаос. Технология промышленного производства ПО, о которой основатели Digital Design думали еще 15 лет назад, состоит в том, что у коллектива разработчиков четко и ясно прописано задание, ясно и кто что делает, и кто за что отвечает, и кто это проверяет. Если строить бизнес иначе, получится «шарлатанство».

Важной составляющей коллективной работы в компании считают лидерство, уважение к мастерам, на которых новички должны смотреть в каком-то смысле с завистью. Тимбилдинг и прочее командостроительство Федоров считает второстепенным по сравнению с профессиональным развитием сотрудников: «Важно, чтобы сотрудники знали, что они работают в коллективе лучших — и не просто в России, а в мире, что подтверждают международные премии. А компания старается поддерживать их в профессиональной области, помогая с научными публикациями, с выступлениями на специализированных мероприятиях».

Через реструктуризацию — к «Предпринимателю года»

С дефолтом 1998 г., который для многих компаний стал самым трудным моментом в биографии, Digital Design помогли справиться западные заказы, особенно английских компаний, поскольку фунт в тот момент держался на очень хорошем уровне. А к недавним трудностям компании можно отнести реструктуризацию 2004 г., когда Digital Design пришлось переосмыслить свою позицию на рынке и поменять полностью структуру управления. По словам Федорова, это был весьма болезненный процесс с большими потерями. Более года компания «болела» — рост прибыли был очень низким, произошло неконтролируемое увеличение расходов и, как следствие, трудности на рынке и большие кадровые потери. Но в ходе реструктуризации из start-up бизнеса Digital Design переросла в современную компанию, управляемую профессиональными менеджерами. В конце 2005 г. уже можно было с уверенностью сказать, что реструктуризация прошла успешно — об этом свидетельствует 40% рост бизнеса по сравнению с 2004 г. А жюри престижного конкурса «Предприниматель года — 2005» признало Андрея Федорова победителем в номинации «Информационные технологии».

Идти в другую сторону

Если все идут в одну сторону, можно, конечно, попытаться их догнать и перегнать. Но лучше найти новое направление и идти туда. До тех пор, пока тебя не догонят, — будешь лидером. Это тоже один из принципов Digital Design. Руководство компании требует от своих сотрудников готовить каждое предложение для клиентов, основываясь на подходе: либо уникально, либо вообще никак! «Мы должны стать для конкретного клиента монополистами хотя бы на час», — только так, по мнению Федорова, можно выиграть.

Сейчас у компании помимо заказных продуктов есть и свои, доход приносит продажа лицензий, что дает возможность инвестировать в собственную разработку, независимо от наличия заказчика. Бизнес растет, число сотрудников — тоже. «Осенью мы решили заранее зарезервировать банкетный зал для новогоднего праздника — на 160 человек, а перед Новым годом стало ясно, что мы туда не помещаемся — нас уже 190!», — рассказывает Федоров.

Что же впереди? Бизнес владельцы компании собираются передать наследникам, но управление однозначно останется в руках профессионалов. «Я не собираюсь до пенсии управлять моей компанией, поэтому мне учиться уже поздно, — говорит Андрей Федоров. — Но я точно знаю: тот, кто будет потом управлять Digital Design, должен иметь блестящее бизнес-образование и опыт управления». Уже сейчас в компании все руководители высшего звена имеют или в ближайшее время получат степень MBA.

Главным, что дало ему создание собственной компании, Федоров считает ощущение свободы. «В общем-то, я никогда не испытывал нужды и лишений, хотя надо признать, что на начальном этапе построения бизнеса пришлось столкнуться с массой неприглядных вещей. И я рад, что сегодня не нужно ни у кого ничего просить, использовать нечестную конкуренцию — не хотите с нами работать, не работайте. Наш успех — вещь объективная», — говорит он.

Итоги-2005

Компания Digital Design занимается созданием и совершенствованием систем управления бизнесом. Основными направлениями деятельности являются внедрение бизнес-приложений, разработка и интеграция приложений, создание ИТ-инфраструктуры, обучение, техническая поддержка и аутсорсинг.

Общий доход компании за 2005 г. на 40% превысил прошлогодний и составил 6,5 млн. долл. Порядка 20% приходится на офшорные проекты.

В 2005 г. Digital Design основала дочернюю компанию DocsVision. В прошедшем году система DocsVision и разработки на ее основе оказались очень востребованными как в госструктурах: Минпромэнерго, Минрегионразвития, так и в крупных коммерческих организациях: ООО «Объединенные кондитеры», СПЕЦДЕП, ООО «Трансойл», СТЭК, «ОМЗ Горное оборудование и технологии (Группа Уралмаш-Ижора)».

Численность персонала компании увеличилась за 2005 г. почти на 20% и достигла 190 человек.

Генеральный директор Digital Design Андрей Федоров в 2005 г. стал победителем конкурса «Предприниматель года» (проводится компанией Ernst & Young) в номинации «Информационные технологии». Итоги конкурса подводились независимым жюри на основе результатов анализа информации, предоставленной участниками: предпринимательский опыт, основные достижения кандидатов, новаторские подходы в управлении бизнесом и финансовые результаты.