Он носит синие блейзеры. У него есть "кадиллак". Согласно информации, полученной из его персонального Web-узла, его любимый сериал - старый добрый "Star Treck", а любимый фильм - "Ровно в полдень". После пресс-конференций и речей он сходит с трибуны и отвечает на вопросы один на один. Он даже не стесняется носить слуховой аппарат. Его стиль управления очень индивидуален.
...Я полагал, что будущее Apple зависит от того, насколько быстро взяться за дело
"Дни, когда [Томас] Эдисон мог сделать все в одиночку, уже давно прошли, - говорит Амелио. - Уметь работать с другими - вот что принципиально важно. Я всегда считал главной задачей управленца - помочь людям проявить свои лучшие качества".
Короче говоря, Амелио - уроженец Нью-Йорка, выросший в Майами - не очень соответствует типичному представлению о гении. Наверное, как раз поэтому многие считают его именно тем человеком, который необходим компании. "Гил принес в Apple дух ответственности и порядка", - утверждает Хейди Ройзен, вице-президент фирмы по международным связям с разработчиками.
И действительно, под его руководством состояние компании постепенно улучшается. Уже сообщалось о прибылях в IV квартале, который закончился 30 сентября. Доход Apple за этот период составил 2,32 млрд. долл., а прибыль - 25 млн. долл. Однако достигнуть прибыльности удалось, только включив списанное оборудование в доходную часть бюджета компании.
- Должность: председатель правления и главный управляющий
- Название компании и ее местоположение: Apple Computer Corp., Купертино, шт. Калифорния
- Возраст: 53
- Зарплата и премиальные в 1995 г.: 3,25 млн. долл. (в компании National Semiconductor Corp.)
- Любимые предметы в высшей школе: органическая химия, математика
- Любимые напитки: вино, диетическая "Кока-кола"
- Любимый Web-узел: Apple
- Наиболее часто используемые программы: WordPerfect, Navigator, PowerPoint, FileMaker Pro, PhotoShop
- Средняя продолжительность рабочей недели: 100 ч
- Наиболее экстравагантная покупка: Astra, частный 2-местный самолет
- Любимое животное: собака
- Если бы вы могли перенестись в прошлое, какую эпоху вы бы выбрали и почему? "Начало века, когда происходил переход от ньютоновской физики к физике относительности".
"Они видят свою задачу в сохранении конкурентоспособности, - считает Боб О'Мэлли, старший вице-президент по обслуживанию компании MicroAge Inc. - Мы по крайней мере почувствовали, что с ними можно говорить о том, что нужно будет сделать для того, чтобы добиться успеха".
Перестройка компании для Амелио не в новинку. Накапливать опыт в качестве специалиста по перестройке или "преобразованию" компаний он начал еще в 1971 г., когда возглавил подразделение по отработке методики захвата изображений в Fairchild Semiconductor Corp. Не останавливаясь даже перед увольнениями, он укрепил подразделение и получил патенты на некоторые применяемые и по сей день видеотехнологии.
"Напряжение, которое испытываешь, работая с командой, состоящей из людей творческих, плюс поддержка нескольких советников сделали этот период моей жизни решающим, если говорить о менеджменте", - считает Амелио.
Когда в 1983 г. он стал президентом подразделения Communications Systems Group компании Rockwell International, оно ежегодно теряло по 17 млн. долл. В 1986 г. оно принесло 12 млн. долл. прибыли. В 1991 г. Амелио оставил Rockwell, заняв пост главного управляющего в компании National Semiconductor Corp.
"До его прихода фирма терпела убытки в 17 из 23 кварталов", - рассказал Рич Бейер, главный управляющий производственной деятельностью и президент VLSI Technology Inc., ранее занимавший ту же должность в National Semiconductor Corp.
В первую очередь Амелио сконцентрировался на финансах. "Его модель выхода из кризиса формулировалась так: "Что реально можно сделать в данной ситуации, не рассчитывая на чудо?" "Он не позволял команде расслабиться", - утверждает Бейер.
Согласно отчету за 1995-й финансовый год, доход National составил 2,3 млрд. долл., а прибыль - 264 млн.
В то же время, по словам Бейера, Амелио не удавалось сформулировать стратегию компании на будущее. Когда он ушел, National пришлось свернуть свое производство микросхем памяти. Конкуренты продолжают теснить компанию на рынке устройств для обработки аналоговых и аналого-цифровых сигналов, где прежде она господствовала.
Приход Амелио в Apple был почти неизбежным следствием бурного собрания акционеров компании в январе 1996 г.
"Я привел National в состояние, когда, на мой взгляд, ее будущее не вызывало сомнений, когда действовала команда управленцев, способная проводить разработанную ранее стратегию, и мой уход не причинил бы большого ущерба компании. С другой стороны, я полагал, что будущее Apple зависит от того, насколько быстро нужно взяться за дело. Фирме требовался человек, который уже прошел через нечто подобное, - вспоминает Амелио, в то время член совета директоров Apple. - Я полагаю, что в таких делах у меня больше опыта, чем у кого-либо из работающих в сфере высоких технологий".
Однако, несмотря на успехи Apple, критики не смолкают. По сведениям из некоторых источников, Амелио вовсе не так доступен, как это пытаются представить в компании. И действительно, многие руководители канала сбыта до сих пор так и не встретились с ним.
"Я думаю, что его вообще не существует", - говорит представитель руководства крупной фирмы-реселлера.
Несмотря на простые манеры, некоторые работники компании утверждают, что Амелио тем не менее пользуется всеми преимуществами своего положения. По информации из осведомленных источников, обед ему подают на особом фарфоре в апартаменты для руководства. На встречи с малооплачиваемыми сотрудниками он приезжает на "лимузине", требует для себя особые блюда, и это в то время, когда Apple стремится всячески сократить расходы.
Вершиной расточительности многие считают "пакет компенсаций" - запутанное соглашение, предусматривающее, помимо прочего, гарантированное жалованье и премиальные в размере 2,5 млн. долл. в год, аренду его личного 2-местного самолета, а также поощрительный пакет акций, который, как следует из документов Комиссии по ценным бумагам и биржам, может увеличить его годовой доход до 12 млн. долл.
Ни сторонники, ни критики Амелио не понимают, каким образом он планирует увеличить долю рынка Apple. Многие из его достижений, например ускоренное обновление продукции, сокращение штатов, продажа части производства сторонним компаниям, поощрение лицензирования - не что иное, как добросовестное воплощение идей, возникших в царствование бывшего главного управляющего Майкла Спиндлера. Пока "приборка" идет хорошо, однако перспективы на будущее еще туманны. И многие задаются вопросом, а по силам ли ему эта задача?
Сам Амелио признает, что долговременные перспективы должны обрасти плотью, но он твердо уверен, что все будет хорошо. "Мы выжили. Сейчас идет процесс выздоровления", - считает он.