Долгое время среди компьютерных журналистов ходила байка, что некий очень известный московский бизнесмен от информатики, назовем его для определенности N***, предложил каждому желающему миллион долларов, если тот подскажет ему, как заработать по крайней мере два. То ли никто не поверил в байку - все мы люди взрослые, - то ли бизнесмен обратил всю эту историю в шутку: "вы же взрослые люди...", но "срубить по-легкому денег", насколько я знаю, пока никому не удалось.
Я попробовал проанализировать, а на чем же действительно можно сегодня быстро и много заработать в компьютерной сфере или хотя бы где-то рядом, не вкладывая слишком крупную сумму на старте. Картина получилась довольно безрадостная. Дистрибуция при скудной марже требует очень крупных начальных инвестиций, сравнительно большого штата, хорошо отработанной схемы, и, кроме того, это тяжелый труд, на мой взгляд не приносящий ни удовлетворения, ни ощутимых прибылей, если только под одной крышей с дистрибьютором не сидит, скажем, системный интегратор. Тогда все становится на свои места: стабильные дистрибьюторские 3-4% дают возможность поддерживать шаткий интеграционный бизнес, приносящий, если повезет, 200-300%, а то и больше, а "системная вольница" позволяет не потонуть в рутине, держать себя в форме и, вообще, "ловить кайф" от творческой работы и солидных денег. Последние, к сожалению, недолго удается подержать в руках - все тут же съедает прожорливая дистрибуция.
Сама по себе системная интеграция - штука прибыльная, но для тех, кто начинает с нуля, - бесперспективная. Рынок поделен: банки, госструктуры и крупные коммерческие предприятия давно "на крючке", а выходящая из летаргии промышленность наверняка пойдет той же протоптанной дорожкой к тем же именитым фирмам. И потом бизнес уж очень нервный - участие в нескончаемых тендерах и долгое ожидание оплаты за многомесячные труды здоровья не прибавляют.
С другой стороны, и дистрибуция бывает разной. К примеру, торговля компьютерными аксессуарами подразумевает маржу, измеряемую уже не единицами, а десятками и сотнями процентов. Только этот бизнес больше напоминает торговлю не мониторами и принтерами, а колготками и гигиеническими средствами. Здесь сотни наименований товаров, которые стоят от нескольких центов до нескольких долларов, значит, и учет, и транспорт, и реализация организованы совсем не так, как у "больших" дистрибьюторов. Порой крупную партию ковриков для мышей бывает выгоднее привезти на метро, чем гонять на таможню легковушку. Зато можно сделать так, что все ваши розничные точки будут у вас "под колпаком". Достаточно убедить хозяев магазина, что наличие вашего прилавка или стенда в их торговом зале принесет им прибыль и ощутимое расширение ассортимента, избавив от лишней головной боли. Тратить время и силы, совершать бюрократические подвиги, когда товар того не стоит, мало кому захочется.
Но все это мелко и как-то недостойно нашего N***. Если уж делать дело, так делать "по-большому", например - "объединить под одной финансовой (разумеется, черной) крышей дистрибьюторский бизнес и OEM-фирму"о. Но только чтобы никто не догадался! Вот это будет маржа - не жалкие десятки, а сотни и тысячи процентов, и не на копеечном товаре, а на "железках" и программах, которые стоят хороших денег. Мне могут возразить, что это бессовестно - обманывать зарубежных поставщиков, воспитанных у себя на родине на светлых капиталистических идеалах. Но, господа, наш компьютерный бизнес, стремящийся к легальности и кажущийся таким далеким от криминала, умудряется ежедневно, без тени сомнения "накалывать" родное государство, причем считается, что все это в порядке вещей. Так чем же они лучше? Пускай привыкают.
Правда, самому мне привкус "чернухи" не по душе. На территории России можно вполне поиграть и в честные игры. Взять хотя бы и вложить деньги в FM-радиостанцию, ориентированную на слушателей, имеющих отношение к компьютерам. Дело это новое, насколько я знаю, пока еще никому не пришло в голову заполнять эфир исключительно компьютерными новостями, аналитикой и синтетической музыкой - основной акцент делался на прессе и последнее время - на Internet. А если вдуматься, оно может принести солидную прибыль. Заинтересованных потребителей подобной информации, - пруд пруди: всех, кому лень, да и недосуг путешествовать по Internet или пролистывать гору бумаг в поисках свежих новостей, вполне удовлетворит дикторский текст, а рекламу давать будут - куда денутся! Только станцию необходимо назвать по возможности ярко, чтобы надолго запомнилось, например: "Радио-RAM", "Винчестер-(несущая частота)" или "Золотой контакт".
Если у господина N*** возникнет интерес к моим предложениям, он может связаться со мной по e-mail: crnre@novostiitkanala.ru.