По данным опроса, проведенного CRN и Институтом Гэллапа, продажи ПК-продуктов средним компаниям после падения до рекордно низкого уровня в мае и июне 1996 г. заметно выросли за последние месяцы. Рост затрат малых фирм на закупки ПК-продуктов также превышает прошлогодние показатели.
Объем продаж средним компаниям превысил 41 тыс. долл. на фирму в августе и 26 тыс. долл. в июле по сравнению с 18 тыс. долл. в июне и 13 тыс. долл. в мае. Последние две цифры - самые низкие из когда-либо зарегистрированных в эти месяцы с момента начала проведения опросов в 1991 г.
Средними считаются компании, годовой объем продаж которых составляет от 20 до 500 млн. долл. и в которых работает не менее 100 сотрудников.
Объемы продаж по каналам сбыта выросли для всех компаний
По данным опроса, настольные и блокнотные компьютеры, а также сетевые средства возглавляют список продуктов, на которые приходится наибольший объем затрат. В процентном выражении бесспорными лидерами являются портативные персональные компьютеры: с мая по август расходы на их закупки возросли более чем на 700%. Впрочем, значительная часть прибыли поступила в августе, когда средний показатель расходов в расчете на одну фирму подскочил с 2,4 до 9,3 тыс. долл. Однако даже без учета этого резкого скачка объем продаж ноутбуков за указанный период увеличился в денежном выражении более чем в два раза.
Заметные приросты объема продаж отмечены и для других ПК-продуктов. Расходы на приобретение настольных компьютеров возросли более чем на 200%, достигнув в августе в среднем 14,1 тыс. долл. на фирму против 4,5 тыс. долл. в мае. Еще лучше ситуация в секторе сетевых средств, где прирост продаж за тот же период составил 280%. При этом объем закупок сетевых аппаратных средств возрос более чем на 300%, а программных средств превысил 200%.
Несмотря на резкое увеличение расходов на закупку ПК-продуктов средними компаниями, общий уровень все-таки значительно ниже показателей прошлого года. Например, 41 тыс. долл., потраченная в среднем каждой фирмой в августе, - это только половина аналогичного прошлогоднего показателя.
CRN, тем не менее, предсказывает продолжение роста объемов закупок в оставшиеся до конца 1996 г. месяцы, с перспективой достижения уровня расходов в 70 тыс. долл. в декабре. Если прогноз окажется верным, затраты на приобретение ПК-продуктов возрастут в IV квартале приблизительно на 20%, что создаст прочную основу для устойчивого роста объема продаж и в следующем году.
Дальнейшему увеличению расходов компаний будут содействовать такие факторы, как уверенность потребителей в финансовом благополучии, устойчивый экономический рост и устойчивые процентные ставки по кредитам. Стабильная стоимость кредита, например, позволит ограниченным в средствах средним компаниям держаться в рамках сумм, запланированных на закупку ПК-продуктов.
И малых может быть много
Тенденция роста расходов на приобретение ПК-продуктов проявляется также среди малых фирм. Затраты обычной малой компании достигли 4,5 тыс. долл. в августе против 3,1 тыс. в мае и 2,5 тыс. долл. в январе.
Малыми считаются компании с годовым объемом продаж от 2 до 20 млн. долл. и численностью менее 100 человек.
В отличие от сектора средних компаний, объем продаж настольных персональных компьютеров малым фирмам растет намного быстрее, чем любых других категорий продуктов, приводя тем самым к значительному увеличению расходов в сфере малого бизнеса. Затраты на приобретение настольных ПК поднялись на 220% в период с января по август, достигнув в среднем уровня 2,1 тыс. долл. на фирму.
Растут расходы на покупку сетевых продуктов. Продажи аппаратных средств, например, за тот же период возросли на 62%, - с 433 долл. в среднем на фирму в январе до 700 долл. в августе. Прирост затрат на программное обеспечение составил 26%.
Рост расходов на приобретение ПК-продуктов частично достигнут за счет уменьшения доли блокнотных ПК. Закупки малыми фирмами продуктов данной категории снизились на 31% с начала текущего года, что резко контрастирует с результатами средних компаний. В сочетании с ускоренным ростом объема продаж настольных компьютеров и сетевых продуктов этот факт наглядно демонстрирует, каковы приоритеты малых фирм.
Тенденция к росту затрат должна продлиться, по крайней мере, до конца I квартала 1997 г. Те же самые факторы, включая стабильность процентных ставок и устойчивый экономический рост, которые поощряют средние компании увеличивать расходы на приобретение ПК-продуктов, должны побудить и малые фирмы последовать их примеру.
Руководители небольших фирм, так же как и их партнеры из средних компаний, проявляют оптимизм по поводу ближайших перспектив развития экономики. Лишь 31% из них считает, что экономический спад "очень вероятен" или "в какой-то степени вероятен" в предстоящие шесть месяцев. В текущем году это самый низкий процент опрошенных, которые дали подобные ответы.
Средние компании: динамика затрат по видам изделий май-август 1996 г. | Малые компании: динамика затрат по видам изделий январь-август 1996 г. | |
---|---|---|
Настольные ПК | 215% | 228% |
Сетевое оборудование | 317% | 62% |
Сетевое ПО | 211% | 26% |
Ноутбуки | 745% | -31% |
Периферийные устройства | 50% | 31% |
Техническое обслуживание | 84% | 6% |