Роберт Фариш - редактор бюллетеня "Computer Business Russia" (farish@sovam. com) - предложил свои варианты возможного развития компьютерного рынка России на последующие 12 мес.
Домашние компьютеры
В 1997 г. их популярность будет расти. Компьютер в московской квартире воспринимался как своего рода приглашение для воров. Но по мере их распространения вероятность ограбления снижается. Для тех, кто в состоянии их приобрести, компьютеры становятся модной деталью интерьера. Энтузиазм, с которым россияне прежде скупали телевизоры и аудиокомплексы, распространится и на компьютеры.
Компьютеры в госучреждениях
В 1997 г. прежние и нынешние государственные инвестиции в компьютерные системы станут особенно заметны. В московских отделениях Сбербанка большинство счетов будет обрабатываться на компьютерах, а в следующем году это войдет в обычай и во всех российских офисах. Вероятно, собираемость налогов повысится, поскольку инспекторы смогут сверяться с предыдущими записями, а позднее и сравнивать суммы, переводимые какой-либо компанией в разные города России.
Не берусь судить о том, насколько полезными окажутся эти новые компьютерные системы. Само по себе использование компьютеров не сделает плохую систему хорошей. Хотя несчастные пограничники в Шереметьево-2 и вводят все данные в компьютер, путаницы на паспортном контроле не стало меньше.
Больше крупных покупателей
Я считаю, что еще одной заметной тенденцией компьютерного рынка в 1997 г. станет его дефрагментация. В начале 90-х российский компьютерный рынок состоял из тысяч мелких покупателей. К 1997 г. многие крупные компании централизуются и закупки компьютеров снова сконцентрируются в руках сравнительно небольшой группы клиентов.
Чем умнее, тем экономнее
Еще одна область рынка, которая значительно вырастет, - программное обеспечение и услуги. До настоящего времени основные затраты российских компаний на создание информационной инфраструктуры приходились на закупку компьютеров. Поскольку объем и сложность коммерческой деятельности повысятся, им потребуется и более сложное программное обеспечение. Сложные программы требуют высокой квалификации для пуска и отладки. Если прежде торговые компании тратили деньги на офисные компьютеры, то теперь они будут покупать сложные системы управления складскими запасами и нанимать специалистов, которые помогут установить и запустить программу. Многие банки не скупились на компьютеры и экономили на программном обеспечении. Сегодня они озабочены не покупкой новых ПК, а повышением эффективности существующих машин. Программы - это уже не нечто слепленное группой мальчишек-программистов. Банки все чаще ориентируются на системы, которые требуют специально разработанного программного обеспечения и сложной процедуры установки.
Обучение
Если бы мне предложили вложить деньги в российский компьютерный бизнес в 1997 г., я выбрал бы наиболее прибыльный его сектор - обучение. В компьютерной промышленности изделия и стандарты меняются так быстро, что любой компании, обслуживающей крупных и богатых клиентов, приходится тратить немалые деньги на обучение, чтобы просто поддерживать квалификацию технического персонала, обслуживающего поставляемую технику и ПО. Подобные учебные курсы стоят дорого, и в России их не много. Одна из особенностей российского менталитета - стремление сделать все самостоятельно - видна и в том, что крупные компании часто предпочитают организовать специальный отдел, а не поручить обслуживание компьютерного парка специализированной фирме. Это означает, что почти каждая крупная российская фирма, закупающая сложную компьютерную систему, будет тратить деньги и на обучение.