«Человек-бренд» — так кратко и емко характеризует Евгения Касперского Сергей Гирдин, президент группы компаний «Марвел». Не менее яркие эпитеты подобрал для него и генеральный директор «Крок» Борис Бобровников: «Транснациональный монстр...». Глава представительства 3Com в России и СНГ Александр Чуб высказался более развернуто: «Евгений добился феноменального успеха в России. Желаю ему и его команде победить и в мировом масштабе». «Я уверен, что «Лаборатория» может стать еще более успешной, если начнет настоящее наступление на международных рынках», — добавляет Сергей Моисеев, директор по развитию бизнеса Dell в России.
Директор по России Oki Printing Solutions Илья Сиротин поясняет, почему голосовал за него: «„Лаборатория Касперского“ — самый известный в России производитель систем защиты от вирусов, спама и хакерских атак, входящий в пятерку ведущих мировых разработчиков программного обеспечения для защиты информации от интернет-угроз. Бренд Kaspersky популярен во всем мире». Исполнительный директор ПАПИТ Сергей Пивнев откровенно признается: «Я был бы счастлив, если бы моя фамилия превратилась во всемирно известный бренд уже при жизни. Вот уж воистину он «...памятник воздвиг себе нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа...» желающих рублем проголосовать за успешную высокоинтеллектуальную разработку с уникальными потребительскими свойствами».
В нашем рейтинге Евгений Касперский вошел в top10 в номинациях «Позиции компании на рынке», «Личный вклад в развитие компании», «Личная репутация» и «Деловая интуиция».
Евгений Касперский отвечает на вопросы CRN/RE.
CRN/RE: Какой стиль руководства вы исповедуете?
Евгений Касперский: Я приверженец коллегиального, исключительно демократичного стиля руководства с максимальным делегированием полномочий. По-моему, все управление компанией должно заключаться в определении стратегии и задач, расстановке приоритетов и контроле результатов. Все остальное я перекладываю на плечи команды менеджеров, в чьем профессионализме абсолютно не сомневаюсь. Кстати, их стиль руководства не очень сильно отличается от того, который приветствую и я.
CRN/RE: Какие основные черты характера, по вашему мнению, должны быть свойственны руководителю компании?
Е. К.: Настойчивость, чтобы добиваться своих целей; аналитический склад ума, чтобы эти цели правильно задавать; смелость, чтобы не бояться проблем, возникающих на пути; открытость, демократичность, чтобы быть не начальником, но лидером коллектива; честность, порядочность.
CRN/RE: Должен ли руководитель ИТ-компании отличаться от руководителя не ИТ-компании или от руководителя иностранной ИТ-компании?
Е. К.: Думаю, что директор российской ИТ-компании не должен чем-то отличаться от своего иностранного коллеги: у нас одинаковые ПК, они работают от одного и того же электричества, на них установлены одинаковые программы. Так что я не вижу никаких причин для различий. Если же говорить о разных сферах бизнеса, то ИТ-компания, как мне кажется, весьма сильно отличается от, скажем, буровой вышки или таксопарка. Так что и задачи, и бизнес-среда, и персонал, и стиль руководства, скорее всего, должны отличаться, причем значительно.
CRN/RE: Какие принципы работы компании вы считаете основными?
Е. К.: Профессионализм, честность и лояльность к партнеру и клиенту.
CRN/RE: Ваше хобби?
Е. К.: Для меня хобби — это работа, а работа — это хобби. Я счастливый человек! За те 20 лет, в течение которых я изучаю компьютерные вирусы, ничего не изменилось. Хотя, наверное, нет... Появилась тяга к графоманству: после отпуска или командировки в разные интересные места и страны я начал сочинять отчеты, с которыми можно ознакомиться на специальном сайте.
Справка о компании
Год основания — 1997-й.
Количество сотрудников — около 1 тыс. человек по всему миру.
Представительства открыты в Великобритании, Польше, Нидерландах, Японии, Германии, Швеции, Китае, Франции, Румынии, США, Корее, Испании и Италии. Кроме того, есть четыре региональных представительства в России.
Состояние бизнеса по итогам 2006—2007 гг. Оборот в 2006 г. составил 84 млн. долл., в том числе в России — 13,2 млн. долл. Оборот в 2007 г. — 203 млн. долл., в том числе в России — 35 млн. долл.
Состояние партнерской сети. На территории России авторизованы 17 дистрибьюторов. Партнерская сеть «Лаборатории Касперского» в России насчитывает более 1 тыс. авторизованных компаний.
Новые направления деятельности, открытые в 2006–2007 гг. Запуск Kaspersky Hosted Security — это услуги по аутсорсингу защиты корпоративного почтового и интернет-трафика от вирусов и спама.
Самым большим достижением компании за 2006–2007 гг. можно назвать выпуск новых версий продуктов — как домашних, так и бизнес-решений, считает Евгений Касперский. Причем он был осуществлен в жестких временных рамках, которые диктуют европейские ретейлерские сети, и с не менее жесткими требованиями по качеству продуктов. В результате «Лаборатория Касперского» показала превосходные результаты — стала самой крупной европейской антивирусной компанией по объему продаж.
Самой крупной неудачей Евгений Касперский считает технические сбои в сервисах компании, случившиеся осенью прошлого года. По результатам инцидента была проведена серьезная «работа над ошибками», и контроль качества продуктов и сервисов теперь обозначен как наиболее приоритетная задача, над которой ведется постоянная работа.
Самой же большой проблемой, с точки зрения Евгения Касперского, стал катастрофический рост компании. «Да, это тоже может быть проблемой, — говорит он, — поскольку компания в таких условиях очень быстро меняется, появляются новые задачи, создаются новые подразделения, приходит много новых людей, которые неизбежно на нее влияют. И главная задача — это сохранить культуру компании, ее «дух», не ухудшить, а улучшить бизнес-процессы. Да и, в конце концов, просто найти достаточное количество достойных офисных помещений!»
В отношении основных планов развития на ближайший год и на три года глава «Лаборатории Касперского» сообщает: «Планов очень много! Я планирую сохранить наши лидирующие мировые позиции по качеству защиты от компьютерных зловредов, спама и хакерских атак. Что касается наших продуктов, то хочу сохранить достаточное количество ресурсов для разработки ПО, рассчитанного на домашнего пользователя, но при этом начать уделять больше внимания крупным корпоративным решениям, а также защите новых устройств (например, смартфонов и коммуникаторов) и сервисов (онлайн-банкинг, сетевые игры и так далее). Кроме того, я хочу завершить реорганизацию компании, целиком заполнить штатное расписание, а также закончить территориальную экспансию, открыв там, где мы планировали, наши офисы и представительства. Стратегическая цель — войти в мировую тройку антивирусных компаний (Symantec, McAfee, Trend Micro) и превратить ее в четверку».