Валерий Липкин — не новичок в когорте победителей рейтинга «25 лучших управляющих российских ИТ-компаний». Впервые он вошел в этот престижный клуб в 2003 г.

Эксперты рейтинга отметили не только деловые, но и человеческие качества Валерия. Так, по словам Георгия Генса, президента группы компаний ЛАНИТ, «Валерий — скромный, симпатичный, успешно управляет компанией». По мнению Кирилла Корнильева, генерального директора IBM EE/A, «Липкин ориентирован на бизнес-задачи, системный подход и комплексность реализуемых проектов». «Мы видим хороший пример того, что владение технологиями — это один из решающих факторов успеха. А если еще и руководство мудрое...» — говорит о компании BCC и ее руководителе Сергей Моисеев, директор по развитию бизнеса Dell в России. Борис Бобровников, генеральный директор компании «Крок», считает, что главное кредо Валерия как руководителя фирмы — «Победа — не любой ценой».

Вот что ответил Валерий Липкин на вопросы CRN/RE.

CRN/RE: Какой стиль руководства вы исповедуете?

Валерий Липкин: Коллегиальный, это часть корпоративной культуры компании.

CRN/RE: Какие основные черты характера должны быть свойственны руководителю компании?

В. Л.: Высокая трудоспособность, коммуникабельность, стрессоустойчивость — это базовый набор. Но еще очень важно для правильного стратегического развития компании понимать то, какие направления могут «выстрелить», а какие бесперспективны, какие задачи будут актуальны для заказчиков в течение многих лет, а какие быстро «сойдут на нет». Важную роль здесь играет анализ качественной и количественной информации по фундаментальным трендам в экономике, но есть еще и масса других факторов, таких как неопределенность на финансовых и товарных рынках, изменение темпов развития отдельных отраслей экономики страны, несистемные тренды и новые направления, получившие поддержку государства, изменения в позиционировании российских корпораций и т. д.

CRN/RE: Должен ли руководитель ИТ-компании отличаться от руководителя не ИТ-компании или от руководителя иностранной ИТ-компании?

В. Л.: Основное отличие ИТ-рынка от других секторов экономики — очень высокая конкуренция. В этом ИТ-бизнес похож на другие высококонкурентные виды бизнеса, такие как телекоммуникационный или банковский. Но у нас есть специфика, отличающая нас от, например, телеком-компаний, — мы занимаемся системной интеграцией и консалтингом. Телеком-компании и банки имеют постоянный гарантированный доход с клиента, а ИТ-компании, подобные нашей, — несколько платежей (аванс, оплата отдельных этапов, окончательный расчет). Сочетание этих двух особенностей бизнеса делает задачу руководства ИТ-компанией весьма непростой, требующей умения, работая в свободной рыночной среде, обеспечить постоянный поток проектов, добиться четкого бюджетирования как в рамках всего бизнеса, так и отдельных проектов и направлений.

CRN/RE: Какие принципы работы компании вы считаете основными?

В. Л.: Ориентация на решение долгосрочных бизнес-задач заказчиков из ключевых отраслей экономики посредством реализации комплексных проектов с использованием максимально полного набора инструментов ИКТ и инжиниринга, современных методов проектного управления и инноваций.

CRN/RE: Ваше хобби?

В. Л.: Большой теннис, горные лыжи.

Справка о компании

Год основания — 1994-й.

Количество сотрудников — более 800.

Структура оборота в 2007 г., %:

Системная интеграция и консалтинг — 75.
Корпоративные поставки «железа» — 20.
Сервисное обслуживание — 5.

Оборот в 2007 г. — 302 млн. долл.

Рост оборота по сравнению с 2006 г. — на 120% (136 млн. долл. в 2006 г.).

Филиалы: Краснодар, Екатеринбург, Новосибирск. Головной офис — распределенный между Москвой и Санкт-Петербургом.

Основные клиенты: федеральные и региональные органы государственной власти; финансовые учреждения (Центробанк, Сбербанк, УРСА-Банк, Банк ВТБ Северо-Запад, страховая компания «РЕСО-Гарантия» и др.); промышленные и транспортные предприятия («Северсталь», «Светогорск» (Светогорский ЦБК), «Архангельский ЦБК», предприятия РАО «ЕЭС России», «Аэрофлот — Российские авиалинии», мультинациональные компании, операторы связи «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом», «МегаФон» и др.

Новые направления бизнеса, открытые в 2006–2007 гг.: разработка и внедрение систем дистанционного обучения (создана дочерняя компания «Корпоративные системы обучения», торговая марка TrainingWare), управленческий и ERP-консалтинг (создана дочерняя компания SPro Consulting), мобильные решения (создан Центр мобильных решений), интеграция программных приложений на базе SOA (создан Центр интеграции приложений), ECM-решения и электронные архивы (в рамках Центра интеграции приложений).

Награды от вендоров, полученные в 2006–2007 гг.:

Партнер 2007 финансового года Oracle в номинации «Проект года — технологические решения»;
Лучший поставщик решений IBM в России в 2007 г.;
Лучший партнер Citrix в России в 2007 г. и др.

Основные события 2006–2007 гг. Успешная реализация серии масштабных бизнес-проектов для крупнейших компаний и организаций промышленности, энергетики, строительства, транспорта, связи, финансового и государственного сектора.

Самое большое достижение компании в 2006–2007 гг., по словам Валерия Липикина, в том, что «выстрелили» те новые технологические направления, в развитие которых за последние годы вложены значительные средства. Так, IPTV-решение, разрабатываемое BCC с 2004 г., — явный лидер на рынке, фактически является отраслевым стандартом. Также компания заняла лидирующие позиции в области создания больших центров обработки данных, сетей связи операторского класса, систем дистанционного обучения (по оценкам BCC, доля рынка в 2007 г. — около 30%), интеграции приложений (в 2007 г. успешно завершен ключевой этап реализации крупнейшего в России SOA-проекта в ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии»), мобильных решений. Также в 2007 г. произошел «прорыв» в области управленческого и ERP-консалтинга: стартовал крупный проект в одной из строительных компаний Москвы.

Основная проблема — нехватка квалифицированного персонала. «Особенно это касается новых технологических направлений, таких как SOA-интеграция, — отмечает Липкин. — Каждая компания решает ее по-своему. Мы нацелены как на обучение и развитие собственных сотрудников, так и на приглашение сформировавшихся команд профессионалов».

В прошедшем году все намеченное удалось реализовать. Планы на 2007 г. были перевыполнены, компания выросла более чем в два раза, причем в основном за счет естественного роста (без слияний и поглощений). Был получен уникальный опыт реализации очень больших и сложных проектов, стоимость которых доходит до 100 млн. долл.