Готовя для этого номера CRN/RЕ подборку переводных статей о Web-интеграции в США, так сказать, с переднего края наступления И-бизнеса, мы в редакции обратили внимание, что еще ни разу не писали об этой области бизнеса в нашей стране. Это ни в коем случае не означает, что Web-интеграции у нас нет. Дело, видимо, в том, что этим, как и другими новыми видами бизнеса, связанными с Интернетом, занимаются преимущественно молодые начинающие компании, в то время как "старые" компьютерные фирмы, прежде всего системные интеграторы, только начинают поворачиваться в сторону Web-интеграции, а информация об этом бизнесе и его адептах до последнего времени циркулировала в основном в Интернете и Интернет-тусовках, а не в бумажных СМИ.
Первую в CRN/RE, по сути вводную, публикацию об отечественной Web-интеграции уместно будет начать с того, как трактуется у нас это понятие.
Пожалуй, наиболее четкое определение дает исполнительный директор компании V6 Владимир Андропов. "Web-интеграция — это оказание полного комплекса услуг по обеспечению присутствия компаний в Интернете", — говорит он, перечисляя затем около десятка видов этих услуг — от анализа рынка и выработки стратегии присутствия в Интернете через разработку соответствующих программных и иных компонентов до организации электронного бизнеса и последующей рекламы в Интернете и других СМИ.
В то же время трудно не согласиться с мнением Феликса Гликмана, генерального директора компании e-TopS Consulting, считающего, что Web-интеграция мало отличается от оффлайновой системной интеграции, просто при решении задач используются другие виды ИТ. Тем более если признать, что некоторые особенности все же существуют. Пожалуй, самая важная — это обязательное наличие информационного наполнения Web-ресурса, контента. Вторая особенность — необходимость учета потенциально очень большого числа посетителей Web-ресурса. Важно также, что в большинстве случаев проекты Web-интеграции разрабатываются у нас, по крайней мере в настоящее время, небольшими, часто узко специализированными, фирмами и командами.
А вот в компании "АйТи" и "близлежащих", по словам Павла Малевского, начальника управления информационных систем "АйТи", терминами "Web-интеграция" и "Web-интегратор" пока не пользуются, обходясь "смежный" понятиями, такими как электронная коммерция, Интернет-приложения, торговые Интернет-системы, системный интегратор, ISP, и т.п.
Как направление бизнеса Web-интеграция зародилась в нашей стране 2—3 года назад. Учитывая столь "детский возраст", вероятно, еще рано пытаться оценивать, пойдет ли ее развитие в дальнейшем по проторенному американскому пути или она приобретет специфические российские черты. Тем более, что мнения тех, кто этим бизнесом уже занимается, порой противоположны.
Так, Феликс Гликман полагает, что "никаких таких "российских" особенностей нет не только в этом виде бизнеса, но и вообще в бизнесе. Есть только тот или иной этап развития экономики. Россия, может быть, даже имеет определенные преимущества в освоении новейших ИТ — например, возможность учиться на чужих ошибках. Правда, это удел умных".
В то же время, по мнению Павла Малевского, отечественные Web-интеграторы вынуждены идти "своим путем" — начиная от подачи информации с учетом национального менталитета и кончая экономией на всем — на средствах разработки, на приобретении ПО, на раскрутке сайтов и пр. Не говоря уже о платежных системах и прочей инфраструктуре.
Какие-либо данные из независимых источников в отношении объема отечественного рынка Web-интеграции отсутствуют, но большинство экспертов сходятся в том, что спрос на услуги Web-интеграторов сегодня превышает предложение, хотя, скорее всего, и ненамного. Росту спроса несомненно способствовал наблюдаемый в нашей стране с конца 1999 г. ажиотаж вокруг Интернета и И-бизнеса. Правда, не исключено, что в некоторой степени это впечатление обманчиво, поскольку, как отмечает Владимир Андропов, "клиенты часто не знают, что могут получить комплексное решение в одном месте и пытаются найти для каждой задачи отдельных исполнителей".
Прогнозы для рынка Web-интеграции, естественно, оптимистические, работы Web-интеграторам быстро прибавляется. Иначе, видимо, и быть не может, и логика здесь простая: больше организаций и предприятий, представленных в Интернете, — больше бизнеса в Интернете — больше спроса на Интернет-решения. Правда, значительная часть заказов, будет по-прежнему доставаться мелким, далеко не всегда профессиональным фирмам и командам, главные козыри которых — энтузиазм и некоторые умения в программировании.
"Желающих сорвать куш на волне пожеланий будет предостаточно, да и на кустарей-одиночек поначалу будет спрос, — считает Павел Малевский. - Под хорошие лозунги делаются дилетантские системы, которые раскручиваются и продаются инвесторам, которые прогорят, если не перепродадут вовремя свои порталы".
Сегодня выполнение проектов Web-интеграции уже выгодно. Тем не менее те "большие и старые" компании, которые развивают это направление, рассчитывая не на сиюминутные заработки, а на перспективу, и пока в основном вкладывают средства. Так, для компании TopS выделение Web-интеграции в отдельное направление (в виде дочерней фирмы е-Tops Consulting. — Ред.) "сегодня является инвестициями, — говорит Феликс Гликман, — но я считаю, что во второй половине 2001 г. этот бизнес станет весьма привлекательным".
Действительно, потенциально Web-интеграция должна стать очень прибыльной, поскольку здесь по сравнению с традиционной системной интеграцией гораздо выше доля услуг и ниже доля поставок оборудования.
Одна из важнейших проблем, встающих перед отечественными Web-интеграторами, — нехватка квалифицированных специалистов. Характерная для системной интеграции в целом, в этой новой области она, видимо, проявляется особенно сильно. Казалось бы, обилие в России квалифицированных программистов — общепризнанный факт. Даже несмотря на продолжающуюся утечку за рубеж. Тем не менее "катастрофически не хватает специалистов, обучение сложно и обходится дороговато", сетует Павел Малевский.
Но ситуация меняется очень быстро. Возможно, что расширение занятости в оффшорном программировании и рост неплохо оплачиваемого спроса на разработку ПО, связанного с Интернетом, будет способствовать сокращению оттока программистов из России.